• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 15 ноября 2012 года Дело N А33-11590/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15 ноября 2012 года. В полном объёме решение изготовлено 15 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Блиновой Л.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по иску федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог Южный Байкал Федерального дорожного агентства» (ИНН 0326012322, ОГРН 1020300983702), г. Улан-Удэ Республики Бурятия,

к обществу с ограниченной ответственностью «Ясень» (ИНН 2462034230, ОГРН 1052462052169), г.Красноярск,

о возмещении вреда,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Территориального управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия,

в отсутствие лиц, участвующий в деле,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Васильевой С.М.,

установил:

федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог Южный Байкал Федерального дорожного агентства» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ясень» о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге М-55 «Байкал» в сумме 2 805 руб. 19 коп.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 17.08.2012 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено Территориальное управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте проведения заседания извещены надлежащим образом.

От истца в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Ответчик письменный отзыв в материалы дела не направил.

От третьего лица в материалы дела поступил отзыв, в котором третье лицо подтверждает законность и обоснованность составления акта N 801 от 11.01.2011.

Вместе с тем, в настоящем деле в качестве доказательства превышения транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке, рассматривается акт N 456 от 06.10.2010, следовательно, пояснения третьего лица от 08.11.2012 N 03-2117 судом во внимание не принимаются.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ООО «Ясень», являясь собственником (копии свидетельств о государственной регистрации ТС - в материалах дела) транспортного средства «Ман» (государственный регистрационный номер Р373ВВ124) с прицепом «Шмитц» (государственный регистрационный номер МР026324), осуществляло перевозку груза по маршруту Иркутск - 443 км автодороги М-55 «Байкал».

06.10.2010 в 10 час. 26 мин. на пункте весового контроля СПВК N 37, расположенного на 443 км автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-55 «Байкал», инспекторами Управления государственного автомобильного и дорожного надзора по Республике Бурятия произведено взвешивание данного транспортного средства.

Результаты взвешивания зафиксированы в составленном Акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 06.10.2010 N 456, согласно которому фактическая полная масса транспортного средства составляет 34 250 т., фактические нагрузки на оси: первая ось - 6 300 т., вторая ось - 10 700 т., третья ось - 5 650 т., четвертая ось - 5 400 т., пятая ось - 6 200 т.

Специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, выданного владельцем автомобильной дороги, на момент выявления нарушения ответчиком не представлено.

Взвешивание транспортного средства осуществлялось на весах «СДК.АМ-01-1-2», заводской номер N 353, свидетельство о поверке N 603/4.

Участок федеральной дороги М-55 «Байкал», по которому осуществлялся проезд транспортного средства ООО «Ясень», находится в оперативном управлении ФКУ «Управление федеральный автомобильных дорог «Южный Байкал».

В соответствии с Актом от 26.10.2010 N 456 размер ущерба, нанесенный автомашиной ответчика федеральной автомобильной дороге М-55 «Байкал», составляет 2 805,19 руб.

Поскольку допустимые нагрузки на ось, а также фактическая полная масса транспортного средства ответчиком превышены, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском. В качестве правового основания иска истец указывает статьи 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Предметом исковых требований в настоящем деле является взыскание ущерба, причиненного ответчиком, являющимся владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, в связи с превышением допустимой массы транспортного средства.

Следовательно, правоотношения сторон регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 257-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации «О возмещении вреда, причиняемыми транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» от 16.11.2009 N 934 и принятыми в соответствии с ним нормативными актами.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Под вредом в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего в результате нарушения принадлежащего ему материального права. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 данного кодекса, т.е. под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с общими основаниями ответственности, установленными правилами статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинную связь между двумя первыми элементами и г) вину причинителя вреда.

Согласно статьи 1079 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. При этом обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации», Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 N 710, Министерство транспорта Российской Федерации имеет свои территориальные органы.

В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 30.01.2003 N 367-р федеральная автомобильная дорога М-55 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы является объектом федеральной собственности и закреплена на праве оперативного управления за Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства».

Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1.4 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ 27.05.1996, перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в настоящей Инструкции.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.1998 N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.

Постановлением правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. Указанным постановлением введено взыскание платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, а также размер, порядок исчисления и взимания платы.

Пунктом 2 указанных правил предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Целью введения платы с владельцев (пользователей) автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным автомобильным дорогам общего пользования, является защита сверхнормативного износа и соразмерное возмещение наносимого им ущерба, возникающие в результате осуществления систематических перевозок.

Материалами дела подтверждается, что автомобиль «Ман» (государственный регистрационный номер Р373ВВ124) с прицепом «Шмитц» (государственный регистрационный номер МР026324), принадлежащий на праве собственности ООО «Ясень» 06.10.2010 осуществлял перевозку груза по маршруту Иркутск - 443 км автодороги М-55 «Байкал» с превышением допустимой нагрузки на оси автомобиля без специального разрешения.

При проверке вышеуказанного автомобиля Межрегиональным Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области на посту весового контроля СПВК N 37 443 км федеральной автомобильной дороги М-55 «Байкал» выявлено превышение полной массы и фактической нагрузки на оси транспортного средства, что подтверждается актом N 456 от 06.10.2010.

В соответствии с пунктами 1, 2 «Положения о Межрегиональном Управлении государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», утвержденного приказом Ространснадзора от 12 мая 2012 г. N АК-237фс Управление является межрегиональным органом федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на территории Республики Бурятия и Иркутской области.

Согласно пункту 6.4.3. указанного Положения и подпункта «л» пункта 4 «Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 409, Управление осуществляет весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, в пунктах весового контроля.

Согласно акту N 456 от 06.10.2010 выявлено, что фактическая полная масса транспортного средства составляет 34 250 т (допустимая - 38 000 т), фактические нагрузки на оси: первая ось - 6 300 т. (допустимая - 10 000), вторая ось - 10 700 т.(допустимая - 10 000 т.), третья ось - 5 650 т. (допустимая - 7 500 т.), четвертая ось - 5 400 т.(допустимая - 7 500 т.), пятая ось - 6 200 т. (допустимая 7 500 т.).

Расчет суммы вреда осуществлен истцом в соответствии с правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением N 934 от 16.11.2009, исходя из вида транспортного средства, каждой осевой массы и протяженности маршрута.

Допустимая масса автомобиля устанавливается в соответствии с Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов. АТС в зависимости от осевых масс подразделяется на 2 группы (А и Б). В соответствии с технической характеристикой АТС автомобиль «Ман» (государственный регистрационный номер Р373ВВ124) с прицепом «Шмитц» (государственный регистрационный номер МР026324) относится к категории «А», поскольку наиболее нагруженная ось находится в пределах от 6 т. Согласно расчету истец просит взыскать 2 805,19 руб.

Расчет истца соответствует действующему законодательству и является обоснованным.

Доказательства исполнения обязанности по внесению платы в указанном размере ответчиком в материалы дела не представлены.

В силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании с ответчика 2 805,20 руб. платы за провоз тяжеловесного груза по федеральной автомобильной дороге М-55 «Байкал» являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В связи с удовлетворением исковых требований в полном объеме государственная пошлина в сумме 2 000 руб. в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ясень» (ИНН 2462034230, ОГРН 1052462052169) в пользу федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог Южный Байкал Федерального дорожного агентства» (ИНН 0326012322, ОГРН 1020300983702) 2805,19 рублей платы в счет возмещения вреда за провоз тяжеловесного груза.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ясень» (ИНН 2462034230, ОГРН 1052462052169) в доходы федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Л.Д.Блинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-11590/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 15 ноября 2012

Поиск в тексте