АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2012 года Дело N А33-14395/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 12.11.2012.

В полном объеме решение изготовлено 19.12.2012.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к обществу с ограниченной ответственностью «Красноярскавтотранс»

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отсутствие лиц, участвующих в деле и их представителей,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Красноярскавтотранс» о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление принято к производству суда. Определением от 14.09.2012 возбуждено производство по делу.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Красноярскавтотранс» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052464002282, осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии АСС-24-032071 от 09.02.2005.

14.08.2012 государственным инспектором Управления Коваленко В.А. на основании распоряжения от 25.07.2012 N2290/7р в отношении общества плановая выездная проверка на предмет соблюдения субъектом установленных требований лицензии АСС-24-032071 от 10.02.2005.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении ответчиком перевозок пассажиров:

1) водитель автобуса HYUNDAI регистрационный знак у775ВМ 124RUS, перевозивший пассажиров (тариф 25 рублей) по пригородному маршруту N136а «Городской дом культуры - пос. Геологов» по путевому листу N7423 за 14.08.2012 года не был обеспечен рабочим маршрутным расписанием и схемой маршрута с указанием опасных мест;

2) предприятие ООО «Красноярскавтотранс» осуществляет перевозку пассажиров по регулярному пригородному маршруту N 136а «Городской дом культуры - пос. Геологов» без составления и утверждения паспорта маршрута;

3) движение автобусов по регулярному пригородному маршруту N 136а «Городской дом культуры - пос. Геологов» осуществлялось без проведения нормирования скоростей;

4) в автобусе HYUNDAI AERO CITI 540 регистрационный знак у775ВМ 124RUS под управлением водителя Клушкина А.И., перевозившего пассажиров (тариф 25 рублей) по регулярному пригородному маршруту N 136а «Городской дом культуры - пос. Геологов» по путевому листу N 7423 за 14.08.2012 года отсутствовала следующая информация: указатель маршрута с наименованием начального и конечного остановочного пункта, размещаемый над лобовым стеклом и (или) в верхней части лобового стекла; указатель маршрута на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; номер маршрута регулярных перевозок на заднем окне транспортного средства; полное или краткое наименование перевозчика над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; фамилия водителя в салоне автобуса; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов; правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

По результатам проверки государственным инспектором Управления Коваленко В.А. в отношении общества составлен протокол серии КЯК N 053085 об административном правонарушении от 31.08.2012.

Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Красноярскавтотранс» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В силу части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

В соответствии с пунктом 2 Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 N ГК-938фс, в территориальных органах Ространснадзора протоколы уполномочены составлять должностные лица, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе государственный инспектор.

Согласно пункту 5 Положения о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12.08.2009 N ВП-913фс, управление осуществляет контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также другие функции, возложенные на него законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации.

Следовательно, при составлении протокола серии КЯК N 053085 об административном правонарушении от 31.08.2012 должностное лицо административного органа - государственный инспектор Управления Голуб А.П. действовал в пределах представленных полномочий. Протокол серии КЯК N 053085 от 31.08.2012 об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - и.о. директора общества Самыгина А.Н., содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при его составлении арбитражным судом не установлено.

Установленные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.

Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 04.05.2010 N99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

Согласно статье 2 Закона под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. При этом подпунктами «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В силу подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, в том числе является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.

Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N200, установлено следующее:

- в случае, когда признано целесообразным открыть автобусный маршрут, службой эксплуатации в порядке, определенном Инструкцией по заполнению паспорта автобусного маршрута (Приложение 3), составляется паспорт маршрута по установленной форме (Приложение 4), разрабатывается расписание движения автобусов, которое утверждается в установленном порядке. В паспорт включаются сведения, характеризующие маршрут: наличие линейных сооружений, остановочных пунктов, расстояния между ними, стоимость проезда, состояние дороги и др. (пункт 18);

- автотранспортные предприятия и организации проводят нормирование скоростей движения автобусов на маршрутах согласно следующим документам: городских - по "Методике нормирования скоростей движения автобусов на городских маршрутах" (Приложение 8); междугородных и пригородных - в соответствии с "Руководством по нормированию скоростей движения автобусов при междугородных автобусных перевозках" (Приложение 9) (пункт 32);

- на действующих маршрутах нормирование скоростей проводят в следующие сроки: городских и пригородных - не реже одного раза в два года. На маршрутах, проходящих в горной местности и по неусовершенствованным покрытиям, нормирование осуществляется на основании обследования и проведения пробного рейса на реже двух раз в год (в весенне-летний и осенне-зимний периоды); междугородных внутриобластных, межобластных и межреспубликанских - не реже одного раза в два года (пункт 33);

- отдел эксплуатации автотранспортного предприятия, выполняющего пассажирские перевозки, с целью обеспечения безопасности движения автобусов на маршрутах осуществляет: ежедневные предрейсовые, межрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей автобусов с обязательной отметкой об их проведении в путевом листе; обеспечение водителей перед выездом в рейс расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных мест; анализ выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием; регулярные, перед выпуском автобусов на линию, проверки наличия водительских удостоверений и ежедневную информацию водителей автобусов при выезде в рейс о погоде и условиях проезда (туман, гололед и т.д.) с обязательной отметкой в путевом листе; установление пониженных скоростей, а при необходимости прекращение движения, если дорожные или метеорологические условия (разрушение дорожного покрытия, гололед, сильный снегопад, туман, заносы и т.д.) представляют угрозу безопасности перевозок пассажиров; контроль за режимом труда и отдыха водителей; установление режима работы и места отдыха в пути следования при направлении водителей в разовые дальние рейсы или командировки; контроль за работой подвижного состава на линии, соблюдением водителями "Правил дорожного движения"; медицинское переосвидетельствование водителей в установленные сроки совместно с отделом кадров; принятие необходимых мер по соблюдению установленных норм вместимости автобусов (в автобусах городских и пригородных маршрутов разрешается перевозка пассажиров в количестве, не превышающем общую вместимость автобуса, указанную в технической характеристике автобуса данной марки. В автобусах междугородных маршрутов разрешается перевозка пассажиров по количеству мест для сидения); выдачу разрешения на выделение автобусов по разовым заказам только при наличии дорожных условий, обеспечивающих безопасность перевозок пассажиров (пункт 45);

- автотранспортные предприятия и организации обязаны составлять следующие виды расписаний движения: сводное маршрутное расписание для городских, пригородных и междугородных сообщений в табличной форме (Приложения 12 и 13); станционное расписание движения автобусов по контрольному пункту (для конечных и промежуточных пунктов маршрутов, Приложение 14); рабочие маршрутные расписания, выдаваемые для исполнения каждому водителю при выезде из гаража или на диспетчерском пункте (Приложения 15, 16, 17) (пункт 52);

- результаты рассмотрения данных предварительного расчета и пробных рейсов, а также окончательно установленные величины времени движения и средней технической скорости по этапам маршрута отражаются в протоколе заседания комиссии, который должен храниться в отделе эксплуатации автотранспортного предприятия вместе с первичными материалами - предварительным расчетом и протоколами пробных рейсов. Составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков (пункт 62 приложения N9).

В соответствии с пунктом 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N2, владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.

Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N112 установлено следующее:

- транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства (пункт 29);

- на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок (пункт 30);

- высота указателя маршрута регулярных перевозок, размещаемого на лобовом стекле, не должна превышать 140 мм, а высота указателя маршрута регулярных перевозок, размещаемого на лобовом стекле транспортных средств категории "M3", - минимального расстояния между верхним краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем (пункт 31);

- на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов (пункт 32);

- на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок (пункт 33);

- внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора; б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения; и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил (пункт 37).

В нарушении требований пунктов 45, 52 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 (далее - Приказ N200), водитель автобуса HYUNDAI 540 регистрационный знак у 775 ВМ 124 RUS Клушкин А.И., перевозивший пассажиров (тариф 25 рублей) по пригородному маршруту N 136а «Городской дом культуры - пос. Геологов» по путевому листу N 7423 за 14.08.2012 года не был обеспечен рабочим маршрутным расписанием; схемой маршрута с указанием опасных мест.

В нарушении пункта Приказа N 200, пункта 5.2.1 Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N2, общество «Красноярскавтотранс» осуществляет перевозку пассажиров по регулярному пригородному маршруту N 136а «Городской дом культуры - пос. Геологов» без составления и утверждения паспорта маршрута.

В нарушение пункта 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 N2, пункта 31, 52, 62 приложения N9 Приказа N 200 движение автобусов по регулярному пригородному маршруту N 136а «Городской дом культуры - пос. Геологов» осуществлялось без проведения нормирования скоростей, т.к. отсутствуют вышеуказанные материалы.

В нарушении требований пунктов 29 - 33, пункта 36 и подпунктов «а», «б», «д» и «и» пункта 37 части II Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N112 в автобусе HYUNDAI AERO CITI 540 регистрационный знак у 775 ВМ 124 RUS под управлением водителя Клушкина А.И., перевозившего пассажиров (тариф 25 рублей) по регулярному пригородному маршруту N 136а «Городской дом культуры - пос. Геологов» по путевому листу N 7423 за 14.08.2012 года отсутствовала следующая информация: указатель маршрута с наименованием начального и конечного остановочного пункта, размещаемый над лобовым стеклом и (или) в верхней части лобового стекла; указатель маршрута на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; номер маршрута регулярных перевозок на заднем окне транспортного средства; полное или краткое наименование перевозчика над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; фамилия водителя в салоне автобуса; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов; правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

Материалами дела, в том числе, протоколом серии КЯК N 053085 об административном правонарушении от 31.08.2012, актом о результатах осмотра автотранспортного средства от 14.08.2012 и фототаблицами к акту, сообщением об обнаружении административного правонарушения от 14.08.2012, актом об отсутствии документов от 14.08.2012, путевыми листами подтверждается и ответчиком не опровергается факт совершения вышеуказанных нарушений.