АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 19 октября 2012 года Дело N А33-13995/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 15.10.2012.

В полном объеме решение изготовлено 19.10.2012.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края

к муниципальному учреждению «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (ИНН 8801012965, ОГРН 106880000039)

о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Бухаровой Д.И., представителя на основании доверенности от 02.07.2012 N38,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному учреждению «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края» о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление принято к производству суда. Определением от 10.09.2012 возбуждено производство по делу.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (почтовое уведомление N660049 65 14546 8), в судебное заседание не явился, направил в материалы дела отзыв, полагает, что его вина в выявленном правонарушении отсутствует.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Муниципальное учреждение «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 106880000039.

Предписанием от 21.12.2011 N19 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства: очистная установка «Топас», по адресу: Красноярского края Эвенкийский муниципальный район пгт. Тура, 200м на запад от котельной «Борская», административный орган обязал Муниципальное учреждение «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» в срок до 20.07.2012:

1. В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ представить заключение Управления Главгосэкспертизы РФ или КГУ «Красноярской краевой государственной экспертизы»;

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предоставить разрешение на строительство объекта.

На основании приказа от 21.06.202 N4549-ГСН Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края проведена проверка исполнения Муниципальным учреждением «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» предписания N19 от 21.12.2011 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.

По результатам проверки составлен акт проверки от 31.07.2012 N09-ГСН, в котором зафиксировано, что предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 21.07.2011 N19 Муниципальным учреждением «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» не исполнено.

03.08.2012 в отношении Муниципального учреждения «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» составлен протокол об административном правонарушении N746-суд/12 по факту неисполнения в установленный срок (до 20.07.2012) предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 21.12.2011 N19.

Зафиксированные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении Муниципального учреждения «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 6 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса вправе составлять должностные лица уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1.1 Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 10.10.2008 N 128-П, установлено, что Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим государственный строительный надзор, государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также государственной жилищной инспекцией Красноярского края, осуществляющей контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства строительства и архитектуры края и министерства жилищно-коммунального хозяйства края.

Согласно перечню должностных лиц Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области градостроительной деятельности, в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также в области жилищных отношений, предусмотренных статьями 9.4, 9.5, 14.28, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, частью 4 и частью 6 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 и частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденному Приказом службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 11.09.2009 N 182-п, протоколы по указанным статьям вправе составлять, в том числе должностные лица территориальных подразделений Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении N746-суд/12 от 03.08.2012 составлен руководителем территориального подразделения по северной группе районов и Эвенкийскому району Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Рахмановым А.Н., т.е. уполномоченным лицом.

Протокол об административном правонарушении N746-суд/12 от 03.08.2012 составлен в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - и.о.заместителя главы - руководителя департамента инженерного обеспечения администрации Эвенкийского муниципального района Чулипы В.И. (распоряжение от 27.07.2012 N03-441), что подтверждается его подписью в протоколе об административном правонарушении.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается уведомлением от 31.07.2012, полученным 31.07.2012.

Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и сроков составления протокола об административном правонарушении.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ характеризуется бездействием лица и выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1 Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в ее компетенцию входит осуществление государственного строительного надзора по объектам капитального строительства в установленном порядке и в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Пунктами 14 и 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» предусмотрено, что при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства. Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на основании его предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии).

Согласно пункту 3.6 Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в ее компетенцию входит выдача предписаний об устранении выявленных нарушений субъектам градостроительных отношений и участникам жилищных отношений и осуществление контроля за их исполнением.

Из материалов дела следует, что предписанием N19 от 21.12.2011 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства административный орган обязал муниципальное учреждение «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» в срок до 20.07.2012 представить в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края разрешение на строительство объекта: очистная установка «Топас», по адресу: Красноярского края Эвенкийский муниципальный район пгт. Тура, 200м на запад от котельной «Борская», а также заключение экспертного учреждения: Управления Главгосэкспертизы или КГУ «Красноярской краевой государственной экспертизы».

Должностным лицом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, 31.07.2012 проведена проверка исполнения муниципальным учреждением «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» предписания от 21.12.2011 N19.

По результатам проверки составлен акт проверки от 31.07.2012 N09-ГСН исполнения предписания, в котором отражено, что нарушения при строительстве объекта капитального строительства очистная установка «Топас», по адресу: Красноярского края Эвенкийский муниципальный район пгт. Тура, 200м на запад от котельной «Борская» не устранены, не предоставлено заключение Главгосэкспертизы по проектной документации, отсутствует разрешение на строительство.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Требования Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, содержащиеся в предписании от 21.12.2012 N19 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства являются законными и обоснованными. Указанное предписание муниципальным учреждением «Департамент инженерного обеспечения Администрации Эвенкийского муниципального района» в судебном порядке не оспорено.

Факт невыполнения ответчиком в установленный срок (до 20.07.2012) предписания административного органа от 21.12.2011 N19 подтверждается материалами дела (в том числе, уведомлением о проведении проверки при строительстве объекта капительного строительства от 05.07.2012; актом проверки от 31.07.2012 N09-ГСН; протоколом об административном правонарушении регистрационный номер N746-суд/11 от 03.08.2012).

Из отзыва следует, что в выдаче разрешения на строительство объекта отказано, так как положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации отсутствует. Также ответчик указал, что принимаются соответствующие меры, в том числе изыскание денежных средств для подготовке документов, необходимых для прохождения государственной экспертизы,

Суд считает, что названные обстоятельства не свидетельствуют о невозможности выполнения требований предписания от 21.12.2012 N19.

Суд пришел к выводу о том, что учреждение не представило суду доказательств невозможности исполнения предписания от 21.12.2011 N19.

Таким образом, действия муниципального учреждения «Департамент инженерного обеспечения Эвенкийского муниципального района Красноярского края» образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Вина ответчика в совершении вменяемого правонарушения исследована и установлена судом.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Перечисленные учреждением мероприятия по подготовке документов для прохождения государственной экспертизы, в том числе получение положительного заключения на земельный участок для строительств локальной очистной установки сточных вод N24.49.31.000.М.000518.03.10 от 10.03.2010; внесения соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования пгт. Тура (решение Совета депутатов МО пгт. Тура от 09.06.2011 N 4/12-101); утверждение градостроительного плана NRU88501301-0000000000000029 земельного участка под строительство локальной станции биологической очистки сточных вод «Топас» (распоряжение администрации МО пгт. Тура от 22.07.2011 N 306-р); получение технических условий для присоединения к электрическим сетям от 15.07.2011; проведение инженерно-геологических, инженерно-геодезических изысканий; постановка земельного участка на кадастровый учет (выписка из государственного кадастра недвижимости от 11.11.2011 N 883У/11-2564, договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 08.12.2011 N918), осуществлены учреждением до 21.12.2011, т.е. до выдачи спорного предписания административного органа.

Суд полагает, что срок, установленный в предписании от 21.12.2012 N19 (до 20.07.2012), является разумным и достаточным для исполнения содержащихся в предписании требований. Лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлено доказательств исполнения указанного предписания, а также пояснения о невозможности исполнения требований в установленный срок.

Ходатайство об увеличении срока исполнения предписания от 21.12.2011 N19 учреждением в административный орган не заявлялось.

Вина в совершении вменяемого правонарушения, выразившегося в невыполнении в установленный срок предписания административного органа, судом установлена.

В связи с изложенным арбитражный суд считает, что действия (бездействие) муниципального учреждения «Департамент инженерного обеспечения Эвенкийского муниципального района Красноярского края» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле, не представлено, судом в судебном заседании не установлено.

Суд полагает, что основания для признания выявленного правонарушения малозначительным, отсутствуют.