• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 18 декабря 2012 года Дело N А33-7190/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 18 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Баукиной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Орловой-Мядзель Ольги Александровны (ИНН 246500705410, ОГРНИП 304246631500024, Емельяновский район, п. Солонцы)

к администрации Емельяновского района (ИНН 2411003682, ОГРН 1022400665297, Емельяновский район, р.п. Емельяново),

к управлению земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района (ИНН 2411001082, ОГРН 1022400663581, Емельяновский район, р.п. Емельяново),

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте, и обязании предоставить утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте,

с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне органов, бездействие которых оспаривается: администрация Солонцовского сельского совета (Красноярский край, пос. Солонцы),

в присутствии в судебном заседании:

Орловой-Мядзель О.А. - по выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 04.04.2012,

от администрации Емельяновского района: Булавской Т.А. - представителя по доверенности от 10.09.2012,

от управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района: Булавской Т.А. - представителя по доверенности от 28.09.2012,

от третьего лица: Поливкиной Ю.А. - представителя по доверенности от 15.05.2012,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобельковой Д.С.,

установил:

индивидуальный предприниматель Орлова-Мядзель Ольга Александровна обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Емельяновского района, к управлению земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района о признании незаконным бездействия управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района, выразившегося в непредоставлении индивидуальному предпринимателю Орловой-Мядзель Ольге Александровне утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровой карте площадью 2581 кв.м., расположенного с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:61 категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; обязании управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района предоставить индивидуальному предпринимателю Орловой-Мядзель Ольге Александровне утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте площадью 2581 кв.м., расположенного с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:61 категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства для дальнейшего выполнения ею в отношении земельного участка кадастровых работ.

Заявление принято к производству суда. Определением от 21.06.2012 возбуждено производство по делу.

В материалы дела в судебном заседании органы, бездействие которых оспаривается, и третье лицо представили: фрагмент генерального плана п. Солонцы, решение Солонцовского сельского Совета депутатов от 06.03.2007 «Об утверждении генерального плана п. Солонцы Солонцнвского сельсовета Емельяновского района», схему планируемого использования территории муниципального образования Солонцовский сельсовет, изготовленную по муниципальному контракту от 26.11.2007 N 37.

Орлова-Мядзель О.А. заявила об уточнении заявления в части требования восстановительного характера, просит обязать управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района предоставить индивидуальному предпринимателю Орловой-Мядзель Ольге Александровне утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте площадью 2581 кв.м., расположенного с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:61 категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, для выполнения ею в отношении земельного участка кадастровых работ с целью дальнейшего принятия решения администрацией Емельяновского района Красноярского края о предоставлении ей указанного земельного участка на праве долгосрочной аренды.

Руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд принял уточнение заявления в части требования восстановительного характера.

Заявитель поддержал заявленные требования, пояснил:

- исполнительные органы местного самоуправления Емельяновского района не рассмотрели заявление Орловой-Мядзель О.А. от 06.09.2011 о предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду для ведения сельскохозяйственного производства по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и не выдали заявителю утвержденную схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте территории.

- Свое бездействие управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района обосновало наличием генерального плана п. Солонцы, утвержденного решением Солонцовского Совета депутатов 07.08.2007. Однако в состав поселения Солонцовский сельсовет входят два населенных пункта: поселок Солонцы и деревня Дрокино. В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования являются генеральные планы поселений, а не населенных пунктов, входящих в состав поселения. В отношении отдельных населенных пунктов, входящих в состав поселения, документы территориального планирования, а также правила землепользования и застройки не принимаются. Кроме того, согласно части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если предложения, содержащиеся в проекте, предполагают изменение существующих границ земель сельскохозяйственного назначения, то такой проект генерального плана согласовывается с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

- Бездействием управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района нарушены права заявителя на получение в аренду земельного участка, смежного с арендуемым земельным участком с кадастровым номером 24:11:0290109:61 категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

- Оспариваемое бездействие противоречит статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 18 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Представитель администрации Емельяновского района (далее - Администрация) и управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района (далее - Управление) возразил против удовлетворения заявления, пояснил:

- Управление не бездействовало, так как на заявление Орловой-Мядзель О.А., представленное в Администрацию 20.09.2011 и поступившее в Управление 22.09.2011, был своевременно дан ответ от 25.10.2011 N 3681 в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Ответ направлен по почте простым письмом, что отражено в журнале исходящей корреспонденции. Заявитель повторно получил ответ от 25.10.2011 N 3681 нарочно 03.04.2012.

- Согласно генеральному плану территории муниципального образования сельского поселения - Солонцовский сельсовет, утвержденного решением Солонцовского сельского Совета депутатов N 16-1Р от 06.03.2007, а также Правилам землепользования и застройки п. Солонцы, утвержденным решением Солонцовского сельского Совета депутатов от 27.12.2011 N 21-74Р, испрашиваемый земельный участок находится в зоне рекреационного назначения. Предоставление земельного участка ИП Орловой-Мядзель О.А. под ведение сельскохозяйственной деятельности заготконторы в зоне рекреационного назначения не представляется возможным.

- В Емельяновском районе не принят нормативный акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью, является управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района.

Представитель администрации Солонцовского сельского совета пояснил:

- Орлова-Мядзель О.А. предприняла попытку расширения границ предоставленного ей в аренду земельного участка для введения сельскохозяйственного производства только после выявления факта нарушения земельного законодательства, обратившись с заявлением в администрацию Емельяновского района 22.09.2011.

- Заявителю дан мотивированный ответ со ссылкой на генплан муниципального образования Солонцовский сельсовет, утвержденный решением Солонцовского Совета депутатов 07.08.2007. Муниципальное образование Солонцовский сельсовет является сельским поселением. Следовательно, статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации для него предусмотрено наличие генерального плана, являющегося документом территориального планирования.

- Исходя из системного толкования пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации у органа местного самоуправления нет обязанности всегда по заявлению заинтересованного лица выдавать ему утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории. Вышеуказанная схема утверждается и выдается с учетом зонирования территорий, то есть на основании генплана территории, где испрашивается земельный участок. Поскольку в период обращения Орловой-Мядзель О.А. с заявлением испрашиваемый земельный участок находился в зоне рекреации в соответствии с действовавшим генеральным планом поселения, то схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории не могла быть выдана заявителю

- В своем заявлении Орлова-Мядзель О.А. ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290109:61 является пригодным для использования под заготконтору. Однако данное обстоятельство не имеет отношения к испрашиваемому земельному участку площадью 2581 кв.м. и его использованию.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Индивидуальный предприниматель Орлова-Мядзель Ольга Александровна обратилась на имя Главы администрации Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предоставлении на праве долгосрочной аренды для ведения сельскохозяйственной деятельности заготконторы земельного участка площадью 2581 кв.м., относящегося к землям общего пользования, расположенного с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:61.

К заявлению приложены документы: предписание управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю об устранении нарушений земельного законодательства от 27.06.2011; схема генерального плана п. Солонцы с корректировкой, кадастровая карта и ситуационный план (на 3 листах); акт выбора и обследования земельного участка от 23.12.2005 (площадь 6900 кв.м., местоположение: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, 0 км а/д «Красноярск-Солонцы» (правая сторона)) (на 3 листах); письмо администрации Емельяновского района от 01.06.2006 N 581 о том, что претензий и предложений по размещению земельного участка под строительство заготконторы индивидуального предпринимателя Орловой-Мядзель О.А. по адресу: Емельяновский район, 0 км а/д «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), участок N 17 не поступало.

Заявление зарегистрировано в администрации Емельяновского района 20.09.2011 под вх. N 5926 и передано 22.09.2011 в управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района с вх. N 5184.

Согласно положению о муниципальном казенном учреждении «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», утвержденному постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 13.12.2010 N 4039, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Емельяновского района осуществляет Управление (пункт 3.2.23).

В ответ на заявление Орловой-Мядзель О.А. от 22.09.2011 вх N.5184 Управление 03.04.2012 вручило нарочно заявителю письмо от 25.10.2011 N 3681 с сообщением о том, что согласно генеральному плану п. Солонцы, утвержденному решением Солонцовского Совета депутатов 07.08.2007, испрашиваемый земельный участок, площадью 2581 кв.м., находящийся в п. Солонцы восточнее земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:61, расположен в зоне рекреации, которая исключает использование его для сельскохозяйственного производства.

В материалы дела заявитель представил: постановление администрации Емельяновского района от 28.03.2007 N 266 «О предоставлении в аренду ИП Мядзель О.А. земельного участка, расположенного по адресу: 0 км а/д «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), участок N 17; договор аренды земельного участка от 04.03.2007 N 144, заключенный отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Орловой-Мядзель О.А. (арендатор) на пользование земельным участком категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 6900 кв.м. с кадастровым номером 24:11:0290109:61, находящимся по адресу: Емельяновский район, 0 км а/д «Красноярск-Солонцы» (правая сторона), участок N 17, для сельскохозяйственного производства. Договор зарегистрирован в ЕГРП 23.04.2007; ответ Минэкономразвития Российской Федерации от 18.10.2012 N ОГ-Д23-4920 о том, что в отношении поселков, не являющихся муниципальными образованиями (сельскими поселениями), документы территориального планирования не принимаются.

Органы, бездействие которых оспаривается, представили в материалы дела: решение Солонцовского сельского Совета депутатов от 27.12.2011 N 21-74-Р «Об утверждении правил землепользования и застройки поселка Солонцы Емельяновского района Красноярского края», фрагмент генерального плана п. Солонцы; решение Солонцовского сельского Совета депутатов «Об утверждении генерального плана поселка п. Солонцы Солонцовского сельского совета Емельяновского района» от 06.03.2007 N 16-1Р; схему планируемого использования территории муниципального образования Солонцовский сельсовет, изготовленную по муниципальному контракту от 26.11.2007 N 37; протокол технического совещания по рассмотрению генерального плана п.Солонцы Емельяновского района Красноярского края 10.10.2006; протокол публичных слушаний по проекту генерального плана п. Солонцы Солонцовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края от 14.11.2006; заключение администрации Емельяновского района Красноярского края по согласованию генерального плана п. Солонцы от 24.11.2006 N 262; постановление администрации Солонцовского сельсовета от 04.12.2006 N 331/1 «О согласии с проектом генерального плана п. Солонцы»; заключение администрации Солонцовского сельсовета от 04.12.2006 «О результатах публичных слушаний по проекту генерального плана п. Солонцы»; заключение отдела по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района по согласованию генерального плана п.Солонцы Емельяносвского района Красноярского края от 15.12.2006 N 718; заключение Службы по архитектуре и охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края по проекту генерального плана п. Солонцы Солонцовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края от 05.03.2007 N 216.

Считая право на предоставление земельного участка в аренду нарушенным, индивидуальный предприниматель Орлова-Мядзель О.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте, и обязании предоставить утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Лицо, права или законные интересы которого нарушены, согласно статьям 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации самостоятельно избирает способ защиты нарушенного права.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предметом требования индивидуального предпринимателя Орловой-Мядзель О.А. является оспаривание бездействия администрации Емельяновского района Красноярского края и управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края, выразившееся в непредоставлении утвержденной схемы расположения на кадастровой карте земельного участка площадью 2581 кв.м., расположенного с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:61 категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов и иных органов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обращение с заявлением в арбитражный суд об оспаривании бездействия Орлова-Мядзель О.А. не пропустила, так как письмо Управления от 22.09.2011 вх N 5184 заявитель получил нарочно 03.04.2012. Доказательства вручения Орловой-Мядзель О.А. указанного письма, отправленного ранее по почте, не представлены,

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом изложенного, для признания действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:

- несоответствия закону или иному нормативному правовому акту оспариваемых действий (бездействия);

- нарушения оспариваемыми действиями (бездействия) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Кроме того, заявление должно быть обращено к государственному органу, органу местного самоуправления, иному органу или должностному лицу, в полномочия которого входит принятие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия).

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность органа, действия (бездействие) которого обжалуются, по доказыванию указанных выше обстоятельств не освобождает заявителя от доказывания обстоятельств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым действием (бездействием).

Одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (пункт 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) для использования в государственных или общественных интересах, в том числе, земель общего пользования.

Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

В соответствии со статьями 22, 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в установленном порядке представляет собой процесс, включающий в себя принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка с соблюдением требований земельного законодательства и заключение соответствующего договора с осуществлением государственной регистрации договора в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, урегулирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно этой норме органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.

Представитель Администрации и Управления при рассмотрении настоящего спора пояснил, что приведенный выше нормативный правовой акт на территории Емельяновского района Красноярского края не принят. Органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью, является Управление.

Этот довод подтверждается пунктом 3.2.23 положения о муниципальном казенном учреждении «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», утвержденного постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 13.12.2010 N 4039.

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Заявление о предоставлении земельного участка в аренду, представленное Орловой-Мядзель О.А. в Администрацию 20.09.2011, соответствует указанным выше требованиям.

Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, заявление заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, рассматривается с учетом зонирования территорий.

Из анализа положений статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 7, 8 статьи 1, а также статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что территориальные зоны устанавливаются в правилах землепользования и застройки соответствующего муниципального образования, которые включают карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты соответствующих территориальных зон.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подпункту 3 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, в котором согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится карта функциональных зон поселения.

Следовательно, законодательством не отождествляются градостроительное зонирование, содержащееся в правилах землепользования и застройки поселения, и территориальное планирование, содержащееся в генеральном плане поселения. Соответственно, территориальное зонирование не тождественно функциональному зонированию.

С учетом изложенного управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района, сославшись на генеральный план п. Солонцы (документ территориального планирования), по существу не рассмотрело заявление индивидуального предпринимателя Орловой-Мядзель О.А. по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего спора Управление не доказало, что его бездействие по непринятию решения по заявлению Орловой-Мядзель О.А. о предоставлении в аренду земельного участка для сельскохозяйственного производства является законным. Бездействие Управления, выраженные в непринятии соответствующего решения по заявлению индивидуального предпринимателя о предоставлении земельного участка в аренду, поступившему в Управление 22.09.2011, противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, требования заявителя в части признания незаконным бездействия Управления, выразившегося в нерассмотрении заявления индивидуального предпринимателя Орловой-Мядзель Ольги Александровны от 06.09.2011 о предоставлении земельного участка площадью 2581 кв.м., расположенного с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:61, для целей, не связанных со строительством, по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом зонирования территории сельского поселения Емельяновского района, на котором расположен испрашиваемый земельный участок, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заявитель, изменив предмет заявленных требований, по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не отказался от заявления к администрации Емельяновского района. Поскольку решение о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, на территории Емельяновского района принимается Управлением, а не Администрацией, Администрация в настоящем деле является ненадлежащим органом, бездействие которого оспаривается. При таких обстоятельствах, заявление индивидуального предпринимателя Орловой-Мядзель Ольги Александровны о признании незаконным бездействия администрации Емельяновского района удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Заявитель в порядке восстановления его прав просит обязать управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района предоставить индивидуальному предпринимателю Орловой-Мядзель Ольге Александровне утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровой карте площадью 2581 кв.м., расположенного с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:61 категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ с целью дальнейшего принятия решения администрацией Емельяновского района Красноярского края о предоставлении ей указанного земельного участка на праве долгосрочной аренды.

Данная восстановительная мера не может быть применена судом, так как направлена получение схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте в судебном порядке, минуя процедуру по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка в аренду с учетом зонирования территории, предусмотренную статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанные Управлением при рассмотрении настоящего дела обстоятельства, являющиеся, по его мнению, препятствием для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в аренду, в соответствии с положениями норм земельного и градостроительного законодательства подлежат проверке уполномоченным органом местного самоуправления при рассмотрении заявления Орловой-Мямзель О.А. по существу в соответствии с установленным законом порядком с учетом зонирования территорий.

В рассматриваемом случае суд считает, что соответствующей обстоятельствам дела и направленной на устранение нарушенного права заявителя будет мера по возложению на Управление обязанности повторно рассмотреть по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации заявление индивидуального предпринимателя Орловой-Мядзель Ольги Александровны от 06.09.2011 о предоставлении земельного участка площадью 2581 кв.м., относящегося к землям общего пользования, расположенного с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:61, для ведения сельскохозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб. подлежат взысканию с управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края в пользу индивидуального предпринимателя Орловой-Мядзель Ольги Александровны.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края, выразившегося в нерассмотрении заявления индивидуального предпринимателя Орловой-Мядзель Ольги Александровны от 06.09.2011 о предоставлении земельного участка площадью 2581 кв.м., расположенного с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:61, для целей, не связанных со строительством, по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом зонирования территории сельских поселений Емельяновского района, на котором расположен испрашиваемый земельный участок.

Обязать управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края рассмотреть по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации заявление индивидуального предпринимателя Орловой-Мядзель Ольги Александровны от 06.09.2011 о предоставлении земельного участка площадью 2581 кв.м., относящегося к землям общего пользования, расположенного с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:61, для ведения сельскохозяйственной деятельности.

В удовлетворении остальной части заявления к управлению земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края отказать.

В удовлетворении заявления к администрации Емельяновского района Красноярского края отказать.

Взыскать с управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края в пользу индивидуального предпринимателя Орловой-Мядзель Ольги Александровны 200 руб. государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Е.А.Баукина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-7190/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 18 декабря 2012

Поиск в тексте