АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 18 декабря 2012 года Дело N А33-15474/2012

Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Слесаренко И.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску Российской Федерации в лице Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края (ИНН 2466133610, ОГРН 1052466189071, г.Красноярск)

к обществу с ограниченной ответственностью «ЛПК-1» (ИНН 2454014801, ОГРН 1032401346922, п. Манзя Богучанского района Красноярского края)

о взыскании 16 839 руб. 12 коп. ущерба,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора стороне истца: Краевого государственного казенного учреждения «Терянское лесничество», Агентства лесной отрасли Красноярского края,

без вызова сторон,

установил:

Российская Федерация в лице Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЛПК-1» о взыскании ущерба причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства в размере 16 839 руб. 12 коп.

Определением от 18.10.2012 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: Агентство лесной отрасли Красноярского края, Краевое государственное казенное учреждение «Терянское лесничество».

Копия определения от 18.10.2012 лицами, участвующими в деле, получена, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении (в материалах дела).

Ответчик отзыв по существу заявленных требований в сроки, установленные определением от 18.10.2012, не представил, требования истца не оспорил.

Третьи лица отзывы по существу заявленных требований не представили.

Иск рассматривается по имеющимся в материалах дела доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Как следует из искового заявления, ответчик производил лесозаготовительную деятельность на лесном участке на основании договора аренды лесного участка от 22.12.2008 N 259-з, подписанного между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодателем) и ООО «ЛПК-1» (арендатором).

Согласно пунктам 1, 2 договора арендодатель обязуется предоставить арендатору лесные участки общей площадью 49 924 га, в том числе лесной участок N 2, находящийся в государственной собственности, для заготовки древесины во временное пользование сроком на 47 лет, расположенный по адресу: Красноярский край, Богучанский район, Краевое государственное бюджетное учреждение «Терянское лесничество», в кварталах, помимо прочих, N 78-82.

Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, о чем имеется отметка регистрирующего органа на договоре.

Договором предусмотрены следующие обязанности арендатора:

- ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию (подпункт «г» пункта 13 договора);

- осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6, за счет собственных средств (подпункт «ж» пункта 13 договора);

- при заготовке древесины не допускать повреждения лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек, захламления лесов промышленными и иными отходами (подпункт «и» пункта 13 договора);

- проводить мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов (за исключением мероприятий, связанных с рубкой в выделах, не переданных в аренду), имеющих местоположение: Красноярский край, Терянское лесничество, Каменское участковое лесничество, в кварталах, помимо прочих N 78-82, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности (подпункт «с» пункта 13 договора в редакции дополнительного соглашения от 18.01.2010).

Срок действия договора согласован с момента государственной регистрации по 28.03.2055 (пункт 26 договора).

Арендодатель передал арендатору вышеуказанный лесной участок в аренду по акту приема-передачи лесного участка, который является приложением к договору (приложение N 5).

23.12.2010 ответчиком в Агентство лесной отрасли Красноярского края подана лесная декларация, по которой он заявил, что с 11.02.2011 по 10.02.2012 использует леса для заготовки древесины на лесном участке, предоставленном в аренду по договору аренды лесного участка от 22.12.2008 N 259-з.

26 марта 2012 года директору ООО «ЛПК-1» Шеронову С.А. вручено извещение от КГКУ «Терянское лесничество» (исх. N 336 от 23.03.2012) о проведении 06 апреля 2012 года осмотра лесного участка в квартале N 149, лесосека N 4.

6 апреля 2012 года лесничим Каталангского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество» Кузнецовым А.А., в присутствии представителя ООО «ЛПК-1» - главного инженера Брюханова А.В., действующего на основании доверенности N 79 от 02.04.2012, составлен акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) при проведении работ в квартале N 149, лесосеке N 4 по договору N 259-з от 22 декабря 2008 года (лесная декларация от 23.12.2010 - срок окончания заготовки древесины 10.02.2012г.)

В результате осмотра лесосеки выявлена неудовлетворительная очистка мест рубок площадью 1,2 га, сумма ущерба составляет 16 839 руб. 12 коп.

В материалы дела представлен акт натурального осмотра качества разработки лесосек N 10 от 06.04.2012, составленный лесничим Каталангского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество» Кузнецовым А.А., в присутствии представителя ООО «ЛПК-1» -Брюханова А.В.

Расчет причиненного ущерба произведен истцом, исходя из площади неочищенного места рубок (1,2 га), стоимости затрат, связанных с очисткой территории и приведением её в состояние, пригодное для дальнейшего использования (2 806 руб. 52 коп.), 5 - пятикратного размера затрат согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273.

В подтверждение затрат истец представил расчетно-технологическую карту на очистку мест рубок от порубочных остатков вручную.

Исследовав представленные доказательства, заслушав истца, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.

Статьей 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 N 201-ФЗ земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из положений части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений статей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 18-п, права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края осуществляет Агентство лесной отрасли Красноярского края.

Полномочия на обращение в арбитражный суд с исками по делам о привлечении к ответственности за совершение лесонарушений в соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации реализуются в рамках осуществления функций по контролю и надзору за обеспечением соблюдения лесного законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 утверждено Положение об осуществлении государственного контроля и надзора, согласно подпункту «м» пункта 8 которого право предъявлять иски в суд в пределах своей компетенции имеют должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор

В Красноярском крае Служба по контролю в сфере природопользования, действующая на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 28.12.2011 N 829-п, осуществляет государственный контроль и надзор в области, помимо прочих, лесных отношений.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Пунктом 2 названной статьи закона определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Элементами гражданско-правовой ответственности являются:

- противоправный характер поведения лица, причинившего убытки;

- наличие убытков и их размер;

- причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими последствиями.

В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации

Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности, прямо предусмотрена пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N7-ФЗ. Кроме того, в силу пункта 1 статьи 78 данного Закона определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы и методика для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.

Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N273, определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Приказом Министерства природных ресурсов от 16.07.2007 N184 утверждены Правила заготовки древесины, пунктом 60 которого установлено, что при производстве работ по заготовке древесины должна обеспечиваться очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).

Подпунктом «е» пункта 8 Правил заготовки древесины при заготовке древесины запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с пунктом 39 которых при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации

В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Необходимость установления требований по очистке лесов от порубочных остатков определенными способами связана с биологическими свойствами леса, необходимостью его восстановления и защиты от негативного воздействия.

В соответствии с приложением N4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 размер ущерба составляет 5-кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением её в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также 5-кратный размер затрат, связанных с изготовлением и установкой уничтоженного или поврежденного лесоустроительного или лесохозяйственного знака.

Согласно пункту 10 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N130, о дне освидетельствования заготовленной древесины или мест рубок лесопользователь извещается лесхозом не позднее чем за 15 дней до назначенного срока со дня отсылки извещения. Почтовая квитанция об отсылке извещения сохраняется и прилагается к материалам освидетельствования. Если извещение передается непосредственно лесопользователю, то на остающемся в лесхозе экземпляре должна быть подпись лесопользователя и дата получения им извещения. При неявке представителя лесопользователя к назначенному сроку лесхоз имеет право провести освидетельствование без его участия. Составленный при этом акт освидетельствования высылается лесопользователю и является для него обязательным.

Поскольку о дне освидетельствования мест рубок ответчик извещен 26.03.2012, суд пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт неочистки ответчиком мест рубок в нарушение Правил заготовки древесины, Правил санитарной и пожарной безопасности в лесах, что свидетельствует о причинении вреда лесам вследствие нарушения ответчиком лесного законодательства. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено.

Расчет причиненного ущерба в размере 16 839 руб. 12 коп. ущерба произведен истцом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 и является верным.

Учитывая доказанность всех элементов гражданско-правовой ответственности, исковое требование истца в размере 16 839 руб. 12 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, - соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.

Учитывая, что лесной фонд, которому был причинен вред, относится к федеральной собственности, ущерб подлежит взысканию в доход федерального бюджета.