• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 02 ноября 2012 года Дело N А33-14603/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 октября 2012 года. В полном объёме решение изготовлено 02 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Трубачева И.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), г. Москва,

к обществу с ограниченной ответственностью «ДЭС» (ИНН 2466099126, ОГРН 1022402657452), г. Красноярск,

о взыскании штрафа,

в судебном заседании участвовали:

Авсиевич В.П., директор общества с ограниченной ответственностью «ДЭС»,

Мудревский С.К., представитель ответчика по доверенности от 20.10.2012,

протокол судебного заседания велся секретарем судебного заседания Блянкинштейн О.Г.,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ДЭС» о взыскании 188 585 руб. штрафа.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 14.09.2012 возбуждено производство по делу.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен 18.10.2012. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие истца.

Ответчик представил отзыв на иск, в котором указал на следующие обстоятельства:

- ответчик с иском согласен частично в сумме 83 473 руб. 20 коп.;

- факт превышения грузоподъемности зафиксирован в коммерческом акте от 22.03.2012 N КРС 1200189/3, а также в акте общей формы N 131 от 22.03.2012;

- в связи с тем, что перегруз вагона N 9150434 был обнаружен и устранен в пути следования на ст. Саянская Красноярской железной дороги, а не на пограничной станции, на что ссылается истец, то провозная плата излишка грузов в вагоне N 91504134 в соответствии с прейскурантом 10-01 составит 16 694 руб. 64 коп.;

- таким образом, сумма штрафа составляет 83 473 руб. 20 коп.

В судебном заседании ответчик просил уменьшить начисленную сумму штрафа.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

13.03.2012 по железнодорожной накладной N АА 352199 со станции отправления Кошурниково Красноярской железной дороги ответчиком (грузоотправителем) до станции назначения Маньчжурия Китайской железной дороги через пограничную станцию перехода -Забайкальск Забайкальской железной дороги в адрес Эрляньхотской торговой компании с ОО «Хэнь Синь» (грузополучателя) в вагоне N 91504134 был отправлен груз - лесоматериалы.

Погрузка в указанный вагон осуществлена средствами грузоотправителя, масса груза определена грузоотправителем по обмеру (пункт 48 накладной). Согласно накладной, масса груза составила 53 000 кг.

Согласно акту общей формы от 22.03.2012 N 131, составленному на станции Саянская Красноярской железной дороги, в результате проведения контрольной перевески вагона N 91504134 по накладной N АА 352199 на станционных электронных вагонных весах «Веста-СД», прошедших государственную проверку 06.09.2011, оказалось: грузоподъемность - 55 т., тара - 32,75 т., нетто - 58 450 кг., брутто - 91 200 кг.; по документу значится грузоподъемность - 55 т., тара - 32,7 т., нетто - 53 000 кг., брутто - 85 700 кг.; вес более документа - на 5 450 кг.; перегруз сверх грузоподъемности - 3 450 кг.; погрешность весов составляет +/-0,5 %.

Согласно коммерческому акту N КРС 1200189/3, составленному 22.03.2012 на станции Саянская Красноярской железной дороги, 22.03.2012 в 08:08 на 200-тонных тензометрических вагонных весах станции Саянская «Веста-СД», прошедших государственную проверку 06.09.2011, проведена контрольная перевеска без остановки и расцепки вагона N 91504134, прибывшего по отправке АА 352199. По документам значится: грузоподъемность - 55 000 кг., тара - 32 700 кг., нетто - 53 000 кг., брутто - 85 700 кг., способ определения массы - по обмеру. Фактически при перевеске оказалось: трафаретная грузоподъемность - 55 000 кг., тара с бруса - 32 750 кг., масса нетто - 58 450 кг., масса брутто - 91 200 кг. Согласно рекомендации МИ 3115-2008, произведен расчет предельной погрешности весоизмерительных приборов. С учетом предельного расхождения в результатах измерения 311 %, масса груза нетто погрешности составляет 1 648 кг. Масса нетто с учетом погрешности составляет 56 802 кг. Излишек массы против ж.д. накладной составляет 3 802 кг. Перегруз сверх грузоподъемности вагона - 1 802 кг. Контрольная перевеска производилась приемщиком поездов Коломеец З.М. Вагон отцеплен для устранения перегруза.

В материалы дела представлен технический паспорт весов N 1069/396 на станции Саянская Красноярской железной дороги.

Таким образом, учитывая предельное отклонение результата измерений массы нетто при взвешивании составляет 1 648 кг., фактическая масса груза с учетом погрешности составляет: 58 450 кг. - 1 648 кг. = 56 802 кг.; свыше грузоподъемности: 56 802 кг. - 55 000 кг. = 1 802 кг.

Провозная плата излишка груза в вагоне N 91504134 в соответствии с Прейскурантом 10-01 составила 37 717 руб., в связи с чем на основании параграфа 3 статьи 12 СМГС истец просит взыскать с ответчика штраф за превышение грузоподъемности вагона в размере 188 585 руб., исходя из расчета: 37 717 руб. х 5.

В связи с изложенным, истец обратился к ответчику с претензией от 22.04.2012 N 1 об уплате 188 585 руб. штрафа за перегруз вагона сверх грузоподъемностью.

В связи с неоплатой ответчиком начисленного штрафа истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

По статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких - условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Спорные правоотношения сторон возникли из обязательственных правоотношений по перевозке, урегулированными нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта РФ и иными правовыми актами.

Согласно положениям статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключение договора перевозки подтверждается транспортной накладной (в случае перевозки в прямом международном сообщении - накладной СМГС).

В соответствии с частью 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Согласно пункту 3 статьи 30 названного Закона, международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов.

С 01.11.1951 введено в действие Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС).

В соответствии с частью 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 указанного Закона, если международным договором установлены правила, отличающиеся от установленных норм национального законодательства, то применяются правила международного договора.

Соглашением о международном грузовом сообщении (далее - СМГС) устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 Соглашения.

Данный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС).

Учитывая, что станцией отправления рассматриваемого вагона N 91504134 по накладной N АА 352199 является станция Кошурниково Красноярской железной дороги, а станцией назначения является Маньчжурия Китайской железной дороги (пограничная станция перехода - станция Забайкальск Забайкальской железной дороги), к данным отношениям, помимо норм национального законодательства, подлежит применению Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются участниками СМГС).

Согласно параграфу 6 статьи 9 СМГС, вагоны могут быть загружены только до максимальной грузоподъемности с учетом допускаемой нагрузки от оси вагона на рельсы в соответствии с § 3 статьи 8.

Максимальной грузоподъемностью считается:

1) если на вагоне имеется только одна надпись о грузоподъемности - эта грузоподъемность, повышенная на 1 т для двухосных вагонов и на 2 т для вагонов с четырьмя и более осями; на железных дорогах Китайской Народной Республики и Корейской Народно-Демократической Республики - грузоподъемность, повышенная на 5%; для вагонов колеи 1520 мм - грузоподъемность, указанная на вагоне;

2) если на вагоне имеются две надписи - грузоподъемность, соответствующая большей цифре (меньшая обозначает минимальную грузоподъемность);

3) если на вагоне имеется трафарет "ABC" - максимальная величина грузоподъемности, указанная под буквой "С".

Загрузка вагона сверх максимальной грузоподъемности считается перегрузом.

В соответствии с параграфом 1 статьи 12 СМГС, отправитель несет ответственность за правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от того, что они внесены в несоответствующую графу накладной.

В соответствии с абзацем 1 параграфа 2 статьи 12 СМГС, железная дорога имеет право проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в накладной.

В соответствии с параграфом 3 статьи 12 СМГС, штраф взыскивается при неправильном, неполном и неточном указании в накладной сведений и заявлений, в результате чего:

1) были приняты к перевозке грузы, не допускаемые к перевозке на основании пунктов 1 - 6 § 1 статьи 4;

2) грузы, допускаемые к перевозке на основании § 7 статьи 5 только с соблюдением особых условий, были приняты к перевозке без соблюдения условий, предусмотренных для данного груза;

3) при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности (§ 6 статьи 9).

Штрафы по пунктам 1 и 2 данного параграфа взыскиваются в соответствии со статьей 15 в пятикратном размере провозной платы за перевозку по железной дороге, на которой было обнаружено такое нарушение.

Штраф по пункту 3 данного параграфа взыскивается в соответствии со статьей 15 в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза по железной дороге, на которой был обнаружен этот излишек. Этот штраф не подлежит взысканию, если в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге отправления, отправитель сделал в накладной в графе "Особые заявления отправителя" запись о необходимости взвешивания железной дорогой загруженного вагона.

Предусмотренные настоящим параграфом штрафы железная дорога вправе взыскивать независимо от возмещения возможного ущерба и других штрафов, уплачиваемых отправителем/получателем в соответствии с настоящим Соглашением.

Факт превышения грузоподъемности вагона N 91504134 зафиксирован в коммерческом акте от 22.03.2012 N КРС1200189/3 и акте общей формы N 131 от 22.03.2012.

Согласно накладной N АА 352199 груз в указанном вагоне следовал со станции отправления Кошурниково Красноярской железной дороги ответчиком (грузоотправителем) до станции назначения Маньчжурия Китайской железной дороги, т.е. в Китайскую Народную Республику. Таким образом, данная перевозка груза является международной.

Учитывая вышеизложенные нормы СМГС, суд считает, что указанный штраф применяется к грузоотправителю (отправителю) за сам факт превышения грузоподъемности, удостоверенный соответствующим актом. Поэтому независимо от того, где перевозчиком был обнаружен перегруз - на станции отправления, в пути следования или на станции назначения, установление данного факта является основанием для начисления штрафа. В связи с изложенным, доводы ответчика в этой части отклоняются судом.

Учитывая вышеизложенное, обстоятельства и материалы дела, в том числе, акт общей формы от 22.03.2012 N 131, коммерческий акт от 22.03.2012 N КРС1200189/3, заслушав пояснения ответчика, проверив выполненный истцом расчет штрафа, учитывая отсутствие доказательств несоразмерности суммы штрафа последствиям нарушения обязательства ответчиком, тот факт, что действия ответчика не направлены на добросовестное исполнение обязательств по перевозке, учитывая специфику связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом правоотношений, а также то, что соблюдение требований к грузоподъемности вагонов при перевозке грузов связано с безопасностью не только участников правоотношений по перевозке, но и иных лиц, суд отклоняет доводы ответчика, не находит оснований для уменьшения размера начисленного штрафа и удовлетворяет требование истца о взыскании с ответчика 188 585 руб. штрафа за превышение грузоподъемности вагона.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ДЭС» (ИНН 2466099126), г. Красноярск, в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727), г. Москва, 188 585 руб. штрафа, взыскать 6 657 руб. 55 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

И.Г.Трубачев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-14603/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 02 ноября 2012

Поиск в тексте