АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 19 декабря 2012 года Дело N А33-11799/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения вынесена 12 декабря 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 19 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Федотовой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Эфир» города Боготола (ИНН 2444002331, ОГРН 1022401224317, дата присвоения 06.12.2002, г. Боготол)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю (ИНН 2443024406, ОГРН 1042441051058, дата присвоения 26.12.2004, г. Ачинск)

о признании незаконными действий,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.В. Кяго,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Эфир» города Боготола обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю по отражению в справке N28369 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.07.2012 задолженности налогоплательщика перед бюджетом в размере 1045802,79 руб., возможность взыскания которой утрачена; обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём исключения из справки сведений о наличии невозможной ко взысканию задолженности и выдачи справки, не содержащей указанную задолженность.

Заявление принято к производству суда. Определением от 29.08.2012 возбуждено производство по делу.

Стороны, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного слушания своих представителей в суд не направили. Сведения о дате и месте слушания дела размещены 13.11.2012 на официальном сайте в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/).

На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон (их представителей).

Сторонами в материалы дела представлено соглашение по фактическим обстоятельствам от 16.10.2012, заключенное в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Налоговым органом выдана заявителю справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.07.2012 N 28369, в которой отражена задолженность по налогам и сборам в сумме 466250,52 руб., пеням в сумме 573240,24 руб., налоговым санкциям в сумме 6312,03 руб., из них:

- по налогу на доходы физических лиц -88274 руб.;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату страховой части трудовой пенсии - 10783,70 руб.;

- по НДС на товары, производимые на территории РФ- 270676,53 руб.;

- по налогу на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003 год и погашения задолженности) - 7532,69 руб.;

- по налогу на пользователей автомобильных дорог - 2272,77 руб.;

-по взносам в Пенсионный фонд РФ - 18553 руб.;

- по взносам в Фонд социального страхования РФ - 14493,98 руб.;

- по единому социальному налогу, зачисляемому в ФБ (Н/А) - 40933,73 руб.;

- по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС (Н/А) -12730,12 руб.;

- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ- 157,79 руб.;

- пени по налогу на доходы физических лиц -55905,29 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату страховой части трудовой пенсии (Н/А) - 25568,53 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на

выплату накопительной части трудовой пенсии (Н/А) -2758,49 руб.;

- пени по НДС на товары, производимые на территории РФ -330229,14 руб.;

- пени по налогу на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003 год и погашения задолженности) - 9575,81 руб.;

- пени по налогу с владельцев транспортных средств -51,40 руб.;

- пени по налогу на пользователей автомобильных дорог - 9175,45 руб.;

- пени по сбору на нужды образовательных учреждений - 2538,79 руб.;

- пени по взносам в Пенсионный фонд РФ - 34731,67 руб.;

- пени по взносам в Фонд социального страхования РФ - 19545,91 руб.;

- пени по взносам в ТФОМС - 15800,41 руб.;

- пени по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ - 929,56 руб.;

- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФБ (Н/А)- 56457,64 руб.;

- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ (Н/А)-111,94 руб.;

- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС (Н/А)-67,31 руб.;

- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС (Н/А)-9635,11 руб.;

- штраф по налогу на имущество организаций - 90,22 руб.;

- штраф по налогу с владельцев транспортных средств - 4863,60 руб.;

- штраф по налогу на пользователей автомобильных дорог - 31,30 руб.;

- штраф по сбору на нужды образовательных учреждений - 806,72 руб.;

- штраф по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ - 520,19 руб.

В справке о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 01.07.2012 N 28369 отражена информация о том, что инспекцией утрачено право на взыскание указанных сумм задолженности в связи с пропуском сроков.

Считая действия налогового органа по отражению в справке от 01.07.2012 N 28369 задолженности в сумме 1 045 802,79 руб., срок взыскания которой пропущен, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, учреждение обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признаний указанных действий инспекции незаконными.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно положениям части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный правовой акт, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным, действий (бездействия) незаконными.

Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 01.07.2012 N 28369 выдана заявителю 17.07.2012, с заявлением в арбитражный суд учреждение обратилось в соответствии со штампом на почтовом конверте 24.07.2012 то есть в пределах установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трёхмесячного срока.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 NММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы России от 10.08.2004 NСАЭ-3-27/468 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками» и от 04.04.2005 NСАЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению». Согласно методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

Учитывая изложенное, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

В отличие от выписки из лицевого счета, являющейся документом внутреннего контроля, справка о состоянии расчетов является официальным документом, прямо предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации для выдачи налогоплательщику. Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому включение в справку сумм недоимки, пеней, штрафов (без правовых оснований) нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Из соглашения, заключенного сторонами в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и оспариваемой справки следует, что в справке о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 01.07.2012 N 28369 содержатся, в том числе, сведения о наличии у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам пеням и налоговым санкциям в общей сумме 1 045 802,79 руб., образовавшейся до 01.01.2007.

На основании части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Таким образом, факты наличия у налогоплательщика 1 045 802,79 руб. задолженности по налогам и сборам пеням и налоговым санкциям основания возникновения, периоды начисления считаются установленными судом и не требуют дальнейшего доказывания.

Статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N33-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Предельный срок для обращения с заявлением в суд о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов в соответствии с положениями статей 46, 48, 70, 115 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) рассчитывается следующим образом: 3 месяца со срока уплаты налога для выставления требования (статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации) + 16 дней на получение требования + 60 дней на вынесение решения о взыскании в бесспорном порядке (статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации) + 6 месяцев для обращения в суд (пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5).

Поскольку спорная задолженность возникла до 01.01.2007, налоговым органом на дату выдачи справки пропущены пресекательные, не подлежащие восстановлению, сроки на взыскание этой задолженности (положение о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на обращение в суд, установленное в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» применяется к правоотношениям, возникшим после 31.12.2006).

Факт утраты налоговым органом возможности взыскания с заявителя спорной суммы задолженности ответчиком не оспаривается. В представленной самим заявителем в материалы дела экземпляре справки, содержание которой оспаривает заявитель, внесена налоговым органом информация о том, что инспекцией утрачено право на взыскание указанных сумм задолженности

Учитывая признание муниципальным предприятием наличия у него задолженности в общей сумме 1 045 802,79 руб., а также то обстоятельство, что ответчиком в справке от 01.07.2012 N 28369 отражен факт пропуска сроков на взыскание спорной задолженности в сумме 1 045 802,79 руб., суд делает вывод о соответствии совершенных ответчиком действий, состоящих в выдаче справки по форме N 39-1, отражающей реальное состояние расчётов налогоплательщика с бюджетом, положениям Налогового кодекса Российской Федерации, и, как следствие, об отсутствии допущенного названными действиями нарушения прав и законных интересов заявителя.

Учитывая вышеизложенное требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Государственная пошлина за рассмотрение настоящего заявления составляет 2000 руб. и в соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Е.А.Федотова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка