• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2012 года Дело N А33-16627/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13 декабря 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 20 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Сазонцева С.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» в лице Красноярского филиала (ИНН 7708643971, ОГРН 1077758336985), г. Красноярск

к индивидуальному предпринимателю Шинкоренко Галине Владимировне (ИНН 246211001502, ОГРН 306246213900034), г. Красноярск

о взыскании 181 903 руб. 00 коп. стоимости работ по выполнению текущего ремонта поврежденного вагона, 2737 руб. 00 коп. платежей за перевозку вагона,

в присутствии:

от истца: Наумова А.Н., представителя по доверенности от 04.09.2012,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степанян А.А.,

установил:

открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» в лице Красноярского филиала (далее - истец или ОАО «ПГК») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Шинкоренко Галине Владимировне о взыскании 181 903 руб. 00 коп. стоимости работ по выполнению текущего ремонта поврежденного вагона, 2737 руб. 00 коп. платежей за перевозку вагона к месту ремонта и на станцию, указанную обществом, после произведенного ремонта.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 25.10.2012 возбуждено производство по делу.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, заказное письмо с копией определения от 21.11.2012, направленное по адресу ответчика, возвращено органом связи с отметкой «за истечением срока хранения». В силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик считается надлежащим образом уведомленным. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении. Во исполнение определения от 21.11.2012, в соответствии со статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приобщил к материалам дела копию доверенности на Якубова И.Д., представителя ИП Шинкоренко Г.В., копию железнодорожной накладной, где получателем является ответчик.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

01 января 2008 года между ОАО «РЖД» (подрядчик) и ОАО «Первая грузовая компания» (заказчик) заключен договор на выполнением работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N32, согласно которому ОАО «Первая грузовая компания» поручает и обязуется оплатить, а ОАО «РЖД» принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании, в эксплуатационных вагонных депо железных дорог - филиалов ОАО «РЖД».

Согласно пункту 2.1 договора стоимость выполняемых работ по текущему отцепочному ремонту (далее ТОР) одного грузового вагона (в том числе стоимость узлов, деталей и материалов, необходимых для ТОР грузовых вагонов) определяется калькуляцией (приложение N1 к договору) и составляет 8 363 руб. 30 коп., кроме того НДС 18 % - 1 505 руб. 40 коп. Общая стоимость работ по ТОР одного грузового вагона составляет 9 868 руб. 70 коп.

Согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭБ780991 грузополучателем вагона N 55411524 на станции Хайрузовка является ИП Шинкоренко Галина Владимировна.

Согласно акту о повреждении вагона N75с от 11.11.2011, составленному на станции Хайрузовка, вагон N55411524 поврежден на подъездном пути N 18 УП-288/3 станции Хайрузовка, причина - нарушение ПТЭ, виновник повреждения - ИП Шинкоренко, перечень повреждений вагона указан в акте, общая сумма за повреждение вагона 181 903 руб., вагон подлежит текущему отцепочному ремонту.

Указанный акт подписан представителем предприятия виновного в повреждении вагона Якубовым И.Д.

В материалы дела представлена доверенность N 2 от 01.01.2011, выданная на имя Якубова И. Д. индивидуальным предпринимателем Шинкоренко Г.В., согласно которой ответчик доверяет Якубову И.Д. производить по станции Хайрузовка Красноярской ж.д. операции, в том числе:

- на отправляемые и прибываемые грузы подписывать учетные карточки по выполнению плана отгрузки, подписывать памятки приемосдатчика, коммерческие акты по перевозке грузов, квитанции разного сбора, акты общей формы, ведомости подачи уборки вагонов, иные документы (пункт 5).

В материалы дела истцом представлен акт общей формы от 11.11.2011, составленный перевозчиком при осмотре вагона 55411524, при смотре подъездного пути N 18 УП-288/3 в акте зафиксирован факт схода 2-х тележек, 4-х к/пар, обрыв тормозной магистрали, обрыв запасного резервуара, обрыв цепочки валика подъемника, излом кронштейна расцепного рычага, излом центрирующей балочки, повреждение в/р, повреждение рабочей камеры.

Согласно Протокола перевозчика от 11.11.2011 N 12 за несанкционированный уход и сход вагона N 54411524 ответственность возложена на грузополучателя ИП Шинкоренко Г.В., сумма материального ущерба за повреждение и ремонт вагона N 55411524 подлежит взысканию с собственника ОАО «ПГК».

О направлении вагона на отцепочный ремонт составлено уведомление N 1546 на вагона N55411524.

О приемке вагона из текущего ремонта составлено уведомление N 134 на вагон N55411524.

Согласно дефектной ведомости на текущий отцепочный ТР2 ремонт грузового вагона N55411524 произведены работы 18.12.2011 (указаны в дефектной ведомости).

Согласно калькуляциям на возмещение ущерба за повреждение вагона N 55411524 произведены работы на общую сумму 181 903 руб.

Согласно акту выполненных работ N 24/ПГК-п от 18.12.2011 стоимость текущего отцепочного ремонта грузового вагона N 55411524 составляет 181 903 руб.

Истец в подтверждение осуществления платежей в сумме 2737 руб. 00 коп. за перевозку вагона N 55411524 к месту ремонта и на станцию, указанную обществом, после произведенного ремонта представил следующие документы:

- транспортную железнодорожную накладную NЭВ929741 (вагон N55411524 отправлен в адрес Эксплуатационного вагонного депо Абакан, следует в текущий ремонт);

- Акт выполнения услуг от 10.12.2011 с приложенным перечнем;

- счет-фактура N 0000010000001008/1200003059 от 10.12.2011;

- транспортную железнодорожную накладную NЭД047724 (вагон N55411524 отправлен истцом в адрес ОАО «Красноярсккрайуголь»);

- Акт выполнения услуг от 20.12.2011 с приложенным перечнем;

- счет-фактура N 0000010000001008/1200007046 от 20.12.2011.

Поскольку сумма убытков, возникшая в результате повреждения вагона не возмещена, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика 181 903 руб. 00 коп. стоимости работ по выполнению текущего ремонта поврежденного вагона, 2737 руб. 00 коп. платежей за перевозку вагона к месту ремонта и на станцию, указанную обществом, после произведенного ремонта.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также вследствие причинения вреда другому лицу.

В рамках настоящего дела рассматривается иск о возмещении убытков, возникших в результате повреждения принадлежащих истцу железнодорожных вагонов.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами, в том числе, путем возмещения убытков.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации или нет.

Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его личного неимущественного или имущественного права.

Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение противоправного действия (бездействие), возникновение у потерпевшего убытков, причинно-следственная связь между действиями и его последствиями и вина правонарушителя.

В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для наступления ответственности, установленной правилами статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего:

- вину причинителя вреда;

- неправомерность или виновность действий (бездействия);

- размер убытков;

- причинную связь между неправомерными действиями и наступившими последствиями.

При этом для взыскания убытков необходимо доказать весь указанный фактический состав.

Недоказанность одного из элементов правонарушения является основанием к отказу в иске.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований либо возражений.

Бремя доказывания наличия и размера вреда, причинной связи между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда лежит на истце, который должен доказать наличие вышеперечисленных условий для возмещения вреда.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на возникновение у него убытков в результате повреждения железнодорожного вагона N 55411524.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устава железнодорожного транспорта РФ) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Действие настоящего Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.

Статьями 104 и 105 Устава железнодорожного транспорта РФ установлена обязанность лиц, допустивших повреждение железнодорожных вагонов, их отремонтировать либо возместить владельцу стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей и иных убытков, понесенных вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.

Субъектом данной ответственности может быть как грузоотправитель, грузополучатель при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, так и перевозчик при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.

Ответственность устанавливается в виде обязанности грузоотправителей, грузополучателей, перевозчика отремонтировать либо возместить стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Указанная ответственность в силу части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации наступает независимо от вины лица, которому перевозчиком предоставлены вагоны.

Как следует из материалов дела ответчик является грузополучателем.

В силу статьи 119 Устава железнодорожного транспорта РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. В перечисленных в данной статьей случаях подлежат составлению коммерческие акты. Для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, зарегистрированными в Минюсте РФ 30.06.2003 за N 4856 (далее - Правила составления актов).

В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов для удостоверения повреждения вагона, контейнера на станциях составляется акт общей формы (приложение N 2 к данным Правилам). В силу пунктом 3.4, 3.5 Правил составления актов в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.

Согласно п. 6.1 Правил составления актов во всех случаях повреждения вагона составляется также акт о повреждении вагона формы ВУ-25.

Акт о повреждении вагона составляется перевозчиком при участии представителя грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических или физических лиц, виновных в повреждении вагона.

Пунктами 6.5, 6.6 Правил составления акта предусмотрено составление акт о повреждении вагона отдельно на каждый вагон при его повреждении в объеме текущего ремонта - в трех экземплярах. При этом, в случае повреждения вагонов, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам, составляется дополнительный экземпляр акта о повреждении вагона, который выдается им по их требованию.

В соответствии с п. 6.7 указанных Правил, в акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановления вагона. Данный акт служит основанием для взыскания с виновного ущерба.

Таким образом, по смыслу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, акт общей формы ГУ-23 составляется для удостоверения обстоятельства повреждения вагона. Технический акт о повреждении вагона формы ВУ-25 согласно пункту 6.7 названных Правил раскрывает причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, вагон N 55411524 поврежден по вине грузополучателя индивидуальным предпринимателем Шинкоренко Галиной Владимировной, что подтверждается актом о повреждении вагона N75с от 11.11.2011, актом общей формы от 11.11.2011, Протоколом перевозчика от 11.11.2011 N 12.

Акт о повреждении вагона N75с от 11.11.2011 подписан уполномоченным представителем ответчика Якубовым И.Д., действующим по доверенности N 2 от 01.01.2011, выданной на имя его имя индивидуальным предпринимателем Шинкоренко Г.В.

Представленные документы признаются судом достоверными доказательствами наличия повреждений вагона N 55411524 по вине ответчика. При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд признает доказанным факт возникновения у истца убытков в результате повреждения вагона N 55411524.

В обоснование стоимости ремонтных работ поврежденных вагонов истцом в материалы дела представлены уведомления ОАО «РЖД» на ремонт вагона после ремонта, дефектная ведомость и калькуляция стоимости работ, акт сдачи-приемки выполненных работ по текущему ремонту.

В соответствии с пунктом 8 Инструкции по учету наличия неисправных грузовых вагонов на железных дорогах - филиалах открытого акционерного общества «РЖД» N 205р от 13.02.2007 документом, удостоверяющим неисправное стояние вагона, является уведомление на ремонт грузового вагона формы ВУ-23М. Уведомление оформляется на каждый выявленный неисправный вагон с указанием требуемого вида работ с вагоном и места выдачи вагона для производства указанного вида работ. Согласно пункту 9 Инструкции оформленное уведомление формы ВУ-23М является основанием для зачисления вагона в состав неисправных.

В соответствии с пунктом 21 Инструкции по учету наличия неисправных грузовых вагонов на железных дорогах - филиалах открытого акционерного общества «РЖД» N 205р от 13.02.2007, вагоны, принятые на пути вагоноремонтных предприятий для производства ремонтных работ, снимаются с учета наличия неисправных на основании уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36М, оформляемого после производства предусмотренных работ.

Представленные в материалы дела дефектные ведомости содержат перечень повреждений и необходимых для их устранения работ. Калькуляции на текущий ремонт составлены на основании дефектных ведомостей. Согласно представленным документам общая стоимость ремонтных работ составила 181 903 руб. 00 коп. (без учета НДС).

Согласно представленным в материалы дела железнодорожным накладным стоимость перевозки поврежденного вагона составляет 2 737 руб.

Представленным в материалы дела доказательствами подтверждается фактическая оплата истцом выполненных работ по ремонту на сумму 181 903 руб. 00 коп. и работ по перевозки поврежденных вагонов на сумму 2 737 руб.

Ответчиком не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии им самим действий по проведению восстановительного ремонта вагона, либо указывающих на завышение истцом своих фактических затрат на ремонт.

Доказательства возмещения ответчиком либо иным лицом фактических расходов, понесенных истцом на оплату стоимости ремонта спорного железнодорожного вагона, у суда также отсутствуют.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, арбитражный суд пришел к выводу о доказанности истцом факта причинения вреда.

На основании изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Шинкоренко Галины Владимировны (ОГРНИП 306246213900034) в пользу открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» в лице Красноярского филиала (ИНН 7708643971) 184 640 руб. 00 коп. убытков, 6 539 руб. 20 коп. судебных расходов.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

С.В.Сазонцев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-16627/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 20 декабря 2012

Поиск в тексте