• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2012 года Дело N А33-17342/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения вынесена 13 декабря 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Федотовой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» (ИНН 2451000046, ОГРН 1022402057743, г. Красноярск)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю (ИНН 2461123551, ОГРН 1072461000017, г. Красноярск) о признании действий налогового органа незаконными,

при участии:

от заявителя: Коротковой И.Н. на основании доверенности N76 от 17.01.2012 (до перерыва),

от ответчика: Хворовой Л.С. на основании доверенности от 30.12.2011 (до перерыва),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.В. Кяго,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю по отражению в справке N 15237 от 25.10.2012 налога на прибыль в сумме 954036,50 руб.; налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 30 руб.; 7211,10 руб. пени по прочим местным налогам и сборам; 179,54 руб. пени по целевым сборам на содержание милиции; 12822029,40 руб. налоговых санкций и обязании налоговый орган выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам без указанной задолженности.

Заявление принято к производству суда. Определением от 07.11.2012 возбуждено производство по делу.

Заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Сторонами в материалы дела представлено соглашение по фактическим обстоятельствам от 12.12.2012, заключенное в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Налоговым органом выдана заявителю справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 25.10.2012 N15237, в которой, в числе прочего, отражены сведения о задолженности налогоплательщика перед бюджетной системой Российской Федерации, образовавшейся до 01.01.2007, в следующих суммах: 954036,5 руб. пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемые в местные бюджеты, 7211,10 руб. пени за несвоевременную уплату прочих налогов и сборов, 179,54 руб. пени за несвоевременную уплату целевого сбора с граждан и организаций на содержание муниципальной милиции и благоустройство территории, 12822029,40 руб. штрафа, доначисленного по результатам выездной налоговой проверки, 30 руб. налога на пользование автомобильных дорог. Заключенное сторонами соглашение по фактическим обстоятельствам дела содержит информацию о том, что задолженность возникла до 01.01.2007

В приложении к справке отражена информация о том, что налоговым органом пропущен срок взыскания задолженности по следующим налогам: 954036,5 руб. пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемые в местные бюджеты, 7211,10 руб. пени за несвоевременную уплату прочих налогов и сборов, 179,54 руб. пени за несвоевременную уплату целевого сбора с граждан и организаций на содержание муниципальной милиции и благоустройство территории, 12822029,40 руб. штрафа, доначисленного по результатам выездной налоговой проверки, 30 руб. налога на пользование автомобильных дорог невозможны ко взысканию в связи с пропуском сроков.

Считая действия налогового органа по отражению в справке от 25.10.2012 N15237 задолженности в сумме 13783486,5 руб., срок взыскания которой пропущен, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, учреждение обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признаний указанных действий инспекции незаконными.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно положениям части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный правовой акт, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным, действий (бездействия) незаконными.

Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 25.10.2012 N15237 выдана заявителю 30.10.2012, с заявлением в арбитражный суд учреждение обратилось в соответствии со штампом на почтовом конверте 01.11.2012, то есть в пределах установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трёхмесячного срока.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 NММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы России от 10.08.2004 NСАЭ-3-27/468 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками» и от 04.04.2005 NСАЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению». Согласно методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

Учитывая изложенное, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

В отличие от выписки из лицевого счета, являющейся документом внутреннего контроля, справка о состоянии расчетов является официальным документом, прямо предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации для выдачи налогоплательщику. Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому включение в справку сумм недоимки, пеней, штрафов (без правовых оснований) нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Из пояснений сторон и заключенного ими в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соглашения по фактическим обстоятельствам следует, что в справке о состоянии расчетов заявителя с бюджетом содержатся, в том числе, сведения о наличии у налогоплательщика задолженности по налогам пеням и штрафам в общей сумме 13783486,54 руб., образовавшейся до 01.01.2007.

На основании части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Таким образом, факты наличия у налогоплательщика 13783486,54 руб. задолженности по налогам, пени, штрафу, образование этой задолженности до 01.01.2007 считаются установленными судом и не требуют дальнейшего доказывания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Предельный срок для обращения с заявлением в суд о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов в соответствии с положениями статей 46, 48, 70, 115 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) рассчитывается следующим образом: 3 месяца со срока уплаты налога для выставления требования (статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации) + 16 дней на получение требования + 60 дней на вынесение решения о взыскании в бесспорном порядке (статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации) + 6 месяцев для обращения в суд (пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5).

Поскольку спорная задолженность возникла до 01.01.2007, налоговым органом на дату выдачи справки пропущены пресекательные, не подлежащие восстановлению, сроки на взыскание этой задолженности (положение о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на обращение в суд, установленное в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» применяется к правоотношениям, возникшим после 31.12.2006).

Факт утраты налоговым органом возможности взыскания с заявителя спорной суммы задолженности ответчиком не оспаривается. Письмом от 30.10.2012 инспекция дополнительно к справке от 25.10.2012 N15237 сообщает, что налоговым органом пропущен срок взыскания следующих сумм задолженности: 954036,5 руб. пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемые в местные бюджеты, 7211,10 руб. пени за несвоевременную уплату прочих налогов и сборов, 179,54 руб. пени за несвоевременную уплату целевого сбора с граждан и организаций на содержание муниципальной милиции и благоустройство территории, 12822029,40 руб. штрафа доначисленного по результатам выездной налоговой проверки, 30 руб. налога на пользование автомобильных дорог

Учитывая признание унитарным предприятием наличия у него задолженности в общей сумме 13783486,54 руб., а также то обстоятельство, что ответчиком в приложении к справке от N15237 отражен факт пропуска сроков на взыскание спорной задолженности в сумме 13783486,54 руб., суд делает вывод о соответствии совершенных ответчиком действий, состоящих в выдаче справки по форме N 39-1 от 25.10.2012, отражающей реальное состояние расчётов налогоплательщика с бюджетом, положениям Налогового кодекса Российской Федерации, и, как следствие, об отсутствии допущенного названными действиями нарушения прав и законных интересов заявителя.

Учитывая вышеизложенное требование заявителя удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание результаты рассмотрения дела, а также то, что определением от 07.11.2012 заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с заявителя подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 2000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение Красноярский химический комбинат «Енисей» (ОГРН 1022402057743, г.Красноярск) в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Е.А.Федотова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-17342/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 20 декабря 2012

Поиск в тексте