АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2012 года Дело N А33-15465/2012

г. Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Михайловой Т.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску Российской Федерации в лице Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края (ИНН 2466133610, ОГРН 1052466189071), г. Красноярск,

к обществу с ограниченной ответственностью «ЛПК-1» (ИНН 2454014801, ОГРН 1032401346922), п. Манзя, Богучанский район, Красноярский край,

о взыскании ущерба 1 403 руб. 26 коп.,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика:

- Агентства лесной отрасли Красноярского края (ИНН 2466146986, ОГРН 107466002091), г. Красноярск

- Краевого государственного казённого учреждения «Терянское лесничество» (ИНН 2407001308, ОГРН 1022400592103), п. Нижнетерянск Богучанского района Красноярского края,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

Российская Федерация в лице службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЛПК-1» о взыскании 1 403 руб. 26 коп. ущерба, причиненного государственному лесному фонду.

Определением от 24.10.2012 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Агентство лесной отрасли Красноярского края и Краевое государственное казённое учреждение «Терянское лесничество».

Участвующие в деле лица о принятии искового заявления в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом, о чем имеются уведомления за NN 51565, 51566, 51567, 51569.

06.11.2012 от истца в материалы дела поступили копия почтового уведомления, подтверждающего направление ООО «ЛПК-1» документов по данному делу, копия реестра заказных писем, подтверждающих направление документов третьим лицам. Указанные документы приобщены к материалам дела.

Ответчик письменный отзыв в установленный в определении от 24.10.2012 срок в материалы дела не направил, иск не оспорил.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Между ООО «ЛПК-1» (арендатор) и Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) 22.12.2008 заключён договор аренды лесных участков N 259-з. Общая площадь арендуемого лесного участка составляет 49 924 га, в том числе лесной участок, расположенный в границах Богучанского района Красноярского края Каталангского участкового лесничества КГКУ «Терянское лесничество», в квартале N 132, лесосеке N 1.

Срок действия договора определен в пункте 26 - с момента государственной регистрации по 28.03.2055г.

Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 30.12.2008, номер регистрации 24-24-06/005/2008-903.

Схема расположения и границы лесных участков, характеристика лесных участков и его насаждений приводятся в приложениях N 1 и 2 к договору, границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющихся неотъемлемой частью договора (пункт 3 договора).

По акту приема-передачи лесных участков в аренду арендодатель передал арендатору лесные участки общей площадью 49 924 га, расположенные в кварталах Краевого государственного бюджетного учреждения «Терянское лесничество», в том числе лесной участок в квартале N 132 Каталангского участкового лесничества.

23.12.2010 ответчиком в Агентство лесной отрасли Красноярского края подана лесная декларация, по которой он заявил, что с 11.02.2011 по 10.02.2012 будет использовать леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке Терянского лесничества, Богучанского района Красноярского края в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утверждённую приказом Агентства лесной отрасли от 05.02.2010 N 220.

В соответствии с подпунктом «е», подпунктом «ж» пункта 13 договора аренды лесного участка от 22.12.2008 N 259-з арендатор обязан соблюдать требования «Правил пожарной безопасности», «Правила санитарной безопасности в лесах РФ»; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объёмах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6 за счёт собственных средств.

23.03.2012 истцом в адрес ответчика направлено извещение о направлении 17.04.2012 представителя с доверенностью для участия в проведении осмотра и оценки состояния лесосек и составления акта в отношении лесосеки N 1 в квартале N 132, площадью 49,5 га.

17.04.2012 комиссией в составе лесничего Каталангского участкового лесничества Кузнецова А.А., в присутствии представителя ООО «ЛПК-1» главного инженера Брюханова А.В., действовавшего на основании доверенности N 79 от 02.04.2012, в присутствии помощника лесничего Цуканова Н.И., проведён осмотр выполнения требований лесного законодательства при проведении работ в квартале N 132 лесосека N 1 Каталангского участкового лесничества и натурный осмотр качества разработки лесосеки. В результате осмотра лесосеки выявлена неудовлетворительная очистка мест рубок площадью 0,1 га. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте от 17.04.2012 осмотра мест рубок (мест заготовки древесины); акте натурного осмотра качества разработки лесосек от 17.04.2012 с абрисом лесосеки. Акты подписаны представителями КГКУ «Терянское лесничество» и представителем ООО «ЛПК-1» Брюхановым А.В.

За нарушение ООО «ЛПК-1» требований лесного законодательства истцом в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» начислен ущерб в сумме 1 403 руб. 26 коп., исходя из расчёта: 0,1 га х 2 806 руб. 52 коп. х 5 = 1 403 руб. 26 коп.; где 2 806 руб. 52 коп. - стоимость затрат, связанных с очисткой территории и приведением её в состояние, пригодное для дальнейшего использования, 5 - пятикратный размер затрат, 0,1 га - площадь лесонарушения (захламления)).

В подтверждение размера затрат представлена расчетно-технологическая карта на очистку мест рубок от порубочных остатков.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

С 01.01.2007 на территории Российской Федерации введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ.

В соответствии со статьей 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.

Согласно статье 3 федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из положений части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений статьей 82, 83 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 18-п, права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края осуществляет Агентство лесной отрасли Красноярского края.

Полномочия на обращение в арбитражный суд с исками по делам о привлечении к ответственности за совершение лесонарушений в соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации реализуются в рамках осуществления функций по контролю и надзору за обеспечением соблюдения лесного законодательства. Указанные функции в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, органами, уполномоченными обращаться в арбитражный суд по делам о привлечении к ответственности за совершение лесонарушений, являются должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор.

Согласно статье 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия на обращение в арбитражный суд с исками реализуются в рамках осуществления функций по контролю и надзору за обеспечением соблюдения лесного законодательства. Согласно статье 83 Лесного кодекса РФ соответствующие функции переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, обращаться в арбитражный суд, в том числе с требованиями о привлечении к ответственности за совершение лесонарушений, уполномочены осуществляющие государственный лесной контроль и надзор должностные лица органов государственной власти субъектов РФ.

В Красноярском крае таким органом является Служба по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края, действующая на основании утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 19-п Положения. В силу части 6 статьи 96 Лесного кодекса РФ порядок осуществления государственного контроля и надзора устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства N 394 от 22.06.2007 утверждено Положение об осуществлении государственного контроля и надзора, согласно пункту 9 которого право предъявлять иски в суд в пределах своей компетенции имеют главные государственные лесные инспектора в субъектах РФ и их заместители. Приказом N 123 от 09.07.2007 Службы по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края установлен перечень должностных лиц Службы, уполномоченных осуществлять лесной контроль и надзор на территории Красноярского края.

Согласно пункту 3.17 Положения к компетенции Службы относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в областях охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, водного законодательства, лесного законодательства, законодательства о недрах, выявленного Службой.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В настоящем деле истец просит о взыскании с ответчика 1 403 руб. 26 коп. ущерба, причиненного нарушением норм лесного законодательства.

В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Следовательно, возмещение ущерба, причиненного лесонарушениями по утвержденным в установленном порядке таксами и методиками, является имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством. Ущерб, причиненный лесному фонду, определяется по таксовой стоимости и по тому, что объекты природы не имеют товарной стоимости и к ним не применимы обычные способы оценки стоимости. Каждый компонент природной среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и в данном случае, дерево рассматривается не как древесина с установленной рыночной ценой, а как компонент природной среды, оказывающий влияние на окружающее пространство.

Таким образом, по своей правовой природе, предусмотренная статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации имущественная ответственность, носит гражданско-правовой характер, вследствие чего к спорным отношениям помимо специальных положений лесного законодательства применимы также и нормы гражданского законодательства.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Пунктом 2 названной статьи закона определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.

Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено то, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Из смысла приведенных выше норм следует, что для возникновения права на возмещение убытков, истец обязан доказать совокупность обстоятельств, являющихся элементам гражданского правонарушения, то есть: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда. Недоказанность хотя бы одного обстоятельства является основанием для отказа в иске.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что в период с 11.02.2011 по 10.02.2012 ООО «ЛПК-1» производило заготовку древесины в квартале N 132 на лесосеке N 1 Каталангского участкового лесничества Краевого государственного учреждения «Терянское лесничество» в соответствии с лесной декларацией от 23.12.2010.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Приказом Министерства природных ресурсов от 16 июля 2007 года N 184 (действовавшим на момент заготовки древесины) утверждены Правила заготовки древесины, пунктом 60 которых установлено, что при производстве работ по заготовке древесины должна обеспечиваться очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с пунктом 39 которых при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации