• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 декабря 2012 года Дело N А33-2058/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14.12.2012. В полном объёме решение изготовлено 21.12.2012.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шишкиной И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Харитонова Михаила Альбертовича (г. Красноярск, ИНН 246300339759, ОГРН 304246619500040)

к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (г. Красноярск)

о признании незаконным отказа департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в предоставлении земельного участка в собственность, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,

третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю,

общество с ограниченной ответственностью ПСМФ «Конструкция»,

Департамент градостроительства администрации г. Красноярска,

Администрация г. Красноярска,

в присутствии в судебном заседании:

от заявителя: Мироновой Л.В. - представителя по доверенности от 15.02.2012,

от ответчика: Лупахиной М.Г. - представителя по доверенности от 29.12.2011,

при составлении протокола судебного заседания помощником судьи Топоевой Т.В.

установил:

индивидуальный предприниматель Харитонов Михаил Альбертович обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Департамент) с требованиями:

- о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в предоставлении земельного участка в собственность, выраженного в письме от 30.12.2011 N61787;

- об обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Харитонова Михаила Альбертовича, а именно, произвести действия, предусмотренные пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации: принять решение о предоставлении в собственность за плату с оформлением договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400049:229, общей площадью 44 038 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Северное шоссе, 7 «Г».

Заявление принято к производству суда. Определением от 05.03.2012 возбуждено производство по делу.

В соответствии с распоряжением заместителя председателя Арбитражного суда Красноярского края от 20.06.2012 NКГ-2/179 дело NА33-2058/2012 передано на рассмотрение судье Шишкиной И.В.

Определением от 30.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю.

Определением от 27.08.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью ПСМФ «Конструкция».

Определением от 12.11.2012 судебное разбирательство отложено на 06.12.2012, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, Администрация г. Красноярска.

Третьи лица, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Истец заявил ходатайство об уточнении предмета иска по пункту 2 требований, просит в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязать ответчика произвести действия предусмотренные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации - принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка, занимаемого объектами, принадлежащими Харитонову М.А. на праве собственности по адресу г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 7-Г в границах, указанных межевом плане участка на дату обращения Харитонова М.А. о выкупе земельного участка (от 05.12.2011) площадью 44 038 кв.м.

Ходатайство судом удовлетворено.

Ответчик представил отзыв на иск, в котором возражает против удовлетворения иска, ссылаясь на следующее:

- согласно приложенному к заявлению о выкупе земельного участка кадастрового паспорта участка от 23.11.2011, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400049:229 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400049:132 и 24:50:0400049:133, а также части неразграниченных земель;

- решение уполномоченного органа об образовании земельного участка согласно требований статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации не принималось, пари отсутствии такого решения земельный участок не может считаться образованным и быть объектом гражданско-правовых отношений;

- земельный участок N 24:50:0400049:229 снят с кадастрового учета по заявлению Департамента как временный участок согласно пункту 5 статьи 24 Закона о кадастре;

- снятие участка с кадастрового учета не нарушает прав истца, поскольку в ГКН были восстановлены сведения о находящемся у истца в аренде земельном участке 24:50:0400049:132 под ж.д. путями;

- пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что под образованием земельного участка понимается в том числе его перераспределение;

- принятию решения об образовании земельного участка предшествует стадия постановки участков на кадастровый учет, данный вывод следует из пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации;

- заявления об образовании спорного участка от арендатора одного из преобразуемых участков не поступало в адрес Департамента;

- волеизъявление Департамента относительно сформированного земельного участка 24:50:0400049:229 было однозначно выражено в виде заявления о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета, тем самым Департамент выразил свое решение о несогласии со сформированным земельным участком;

- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400049:132 находится в аренду у ИП Харитонова М.А., целевое использование участка - эксплуатация ж.д. путей, формирование этого участка происходило именно с целью формирования ж.д. путей, т.е. необходимая для эксплуатации путей площадь земельного участка уже была определена, в связи с чем довод заявителя о необходимости ему для эксплуатации ж.д. путей участка большей площади, несостоятельна;

- размер необходимого для эксплуатации объектов недвижимости определяется с учетом правил статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, площадь испрашиваемого участка составляет 44 038 кв.м., однако фактически занимаемая площадь ж.д. путей составляет 4 506 кв.м.;

- на участке находится незавершенное строительством нежилое здание, к которому положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации применены быть не могут вязи с тем, что последний в отличие от зданий, строений и сооружений, не может быть использован по его назначению до завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию;

- с заявлением о предоставлении земельного участка для целей строительства истец не обращался;

- по делу оспаривается отказ Департамента в предоставлении конкретного земельного участка, а не возможность формирования и предоставлению заявителю участка площадью 44 038 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0400049:229;

- заявитель не доказал незаконность отказа в выкупе участка и нарушение оспариваемым отказом своих прав и законных интересов.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Постановлением администрации г. Красноярска N 252 от 09.07.92 ООО ПСМФ «Конструкция» был отведен земельный участок площадью 2,09 га для строительства производственной базы.

По договору купли-продажи N 3 от 14.02.2005 ИП Харитонов М.А. купил у ООО ПСМФ «Конструкция» незавершенное строительством нежилое здание лит. В, В1 площадью 1 130 ,30 кв.м. состоящего из сблокированных одноэтажного цеха металлоконструкций и двухэтажного кирпичного административно-бытового корпуса по адресу г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 7-Г, а также сооружение - железнодорожные подъездные пути протяженностью 937,20 п.м. с разгрузочной площадкой по адресу г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 7-Г (пункт 1.1 договора).

Имущество расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0400049:33 (под ж.д. путями) и 24:50:0400049:34 (под объектом незавершенного строительства), покупатель приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой имуществом и необходимой для его использования (пункт 1.3 договора).

Право собственности истца на два указанных объекта зарегистрировано в ЕГРП 04.03.2005, что подтверждается регистрационным штампом на договоре купли-продажи.

Постановлением администрации г. Красноярска от 26.11.2009 N 4933-нед Харитонову М.А. предоставлен в аренду земельный участок N 24:50:040049:132 общей площадью 4 506 кв.м. по адресу г. Красноярск, Северное шоссе, 7г в целях эксплуатации сооружения - подъездных путей протяженностью 937,20 п.м., признан утратившим силу пункт 1 постановления администрации г. Красноярска от 09.07.92 N 252 «Об отводе земельных участков для строительства в г. Красноярске».

Между Департаментом МИ и ЗО администрации г. Красноярска (арендодатель) и ИП Харитоновым М.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 24:50:040049:132 площадью 4 506 кв.м. для эксплуатации ж.д. путей на срок с 26.11.2009 по 25.11.2019.

Договор зарегистрирован в ЕГРП 02.03.2010 согласно выписке из ЕГРП от 09.08.2012.

Договор аренды на земельный участок N 24:50:0400049:133 с истцом не заключался.

Кадастровым инженером Осколковым М.Н. (ООО «Земельно-правовой центр») проведены работы, связанные с образованием земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400049:132 и 24:50:0400049:133 и земель неразграниченной государственной собственности, в результате чего был образован земельный участок площадью 44 038 кв.м., данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 23.11.2011 по заявлению гр. Яковлева А.Ю.

Заявлением от 05.12.2011 истец обратился к ответчику о выкупе земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400049:229 площадью 44 038 кв.м., приложив к заявлению в том числе свидетельство о регистрации права на ж.д. пути по ул. Северное шоссе, 7г, кадастровый паспорт, выписки из ЕГРП на пути и участок.

Письмом от 30.12.2011 N 61787 Департамент отказал истцу в предоставлении указанного земельного участка в собственность. Отказ мотивирован следующим: согласно кадастровому паспорту испрашиваемый земельный участок образован из участков N 24:50:0400049:132 и 24:50:0400049:133; решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400049:229 в нарушение статьи 11.3 Земельного кодекса Департаментом не принималось; при отсутствии такого решения земельный участок N 24:50:0400049:229 не может считаться образованным и не может считаться объектом продажи; согласно заключению отдела контроля Департамента на земельном участке расположены сооружение - подъездные пути и некапитальные строения; в соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от 26.11.2009 N 4933-недв ИП Харитонову М.А. был предоставлен в аренду земельный участок N 24:50:0400049:132 площадью 4 506 кв.м. для эксплуатации ж.д. пути, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена Департаментом 06.03.2009 общей площадью 4 506 кв.м.

По заявлению Департамента в ФГБУ ФКП Росреестра земельный участок N 24:50:0400049:229 площадью 44 038 кв.м. был снят с кадастрового учета 20.06.2012, в настоящее время в ГКН учтены земельные участки 24:50:0400049:132 и 24:50:0400049:133.

По настоящему иску истец просит признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в предоставлении земельного участка в собственность, выраженного в письме от 30.12.2011 N61787; в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязать ответчика произвести действия предусмотренные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации - принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка, занимаемого объектами, принадлежащими Харитонову М.А. на праве собственности по адресу г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 7-Г в границах, указанных межевом плане участка на дату обращения Харитонова М.А. о выкупе земельного участка (от 05.12.2011) площадью 44 038 кв.м.

В обоснование требований истец ссылается на следующее:

- истец имеет исключительное право на приватизацию земельного участка как собственник объекта недвижимости в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации;

- отказ в выкупе по основанию отсутствия решения об образовании земельного участка N 24:50:0400049:229 незаконен, поскольку участок поставлен на кадастровый учет, не ограничен в обороте, не зарезервирован для государственных и муниципальных нужд, не отнесен к землям общего пользования;

- наличие на участке некапитальных объектов не может являться основанием для отказа в выкупе спорного земельного участка;

- находящийся на участке объект незавершенного строительства находится в высокой степени готовности и эксплуатируется истцом;

- решения Департамент об образовании земельного участка N 24:50:0400049:229 не требовалось, статья 11.3 Земельного кодекса в случае образования земельного участка путем перераспределения неприменима;

- процедура согласования границ спорного земельного участка не проводилась, поскольку Приказом Минэкономразвития России N 221 от 24.06.2007 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» не предусмотрено проведение процедуры согласования границы земельного участка при перераспределении, форма акта согласования границ участка образованного при перераспределении, не утверждена, в состав документов межевого плана по образованию земельного участка в результате перераспределения акт согласования границы земельного участка не включен;

- каких-либо замечаний от ФГБУ ФКП Росреестра при постановке на кадастровый учет указанного земельного участка не имелось, в связи с чем у Департамента отсутствовали законные основания для снятия участка с кадастрового учета;

- действия Департамента по снятию участка с кадастрового учета в период, когда оспаривается отказ в его предоставлении, незаконен, нарушает права и законные интересы заявителя;

- в настоящее время у истца имеется заключение Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 26.10.2012 о возможности формирования земельного участка в тех же границах, что и ранее снятый с кадастрового учета земельный участок 24:50:0400049:229;

- площадь испрашиваемого земельного участка обоснована расчетом ОАО «Красноярский ПромстройНИИпрект» от 25.04.2012.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания оспариваемого акта недействительным арбитражный суд должен обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок, граждане или юридические лица, указанные в статье 36 земельного кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли указанны нормативный акт.

Согласно правил статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений.

Из материалов дела следует, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400049:132 площадью 4 506 кв.м. предоставленного для эксплуатации железнодорожного пути.

Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400049:133 площадью 20 333 кв.м. не находится в аренде у истца.

В результате проведения межевых работ по заявке истца кадастровым инженером подготовлен межевой план от 08.11.2011 по образованию земельного участка площадью 44 038 кв.м. путем перераспределения двух земельных участков 24:50:0400049:132 площадью 4 506 кв.м. и 24:50:0400049:133 площадью 20 333 кв.м. и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности площадью 19 795 кв.м.

На основании данного межевого плана по заявлению гр. Яковлева А.Ю. 23.11.2011 на кадастровый учет поставлен земельный участок N 24:50:0400049:229 площадью 44 038 кв.м. с разрешенным использованием: размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с промышленными, коммунальными и складскими объектами расположенными в зоне производственных предприятий IV-V классов вредности.

К заявлению о выкупе земельного участка от 05.12.2011 истец приложил документы о наличии права собственности на железнодорожные пути.

Оспариваемый отказ в выкупе земельного участка мотивирован ответчиком отсутствием решения органа местного самоуправления об образовании земельного участка N 24:50:0400049:229, наличием на участке некапитальных объектов, необоснованности испрашиваемой площади участка (в отказе указано, что для эксплуатации ж.д. путей сформирован участок площадью 4 506 кв.м.).

В дополнительных пояснениях по иску в обоснование несогласия с размером земельного участка N 24:50:0400049:229 Департамент также ссылается на необоснованность испрашиваемой истцом площади земельного участка - 44 038 кв.м. под ж.д. пути, наличие на участке объекта незавершенного строительства (что выяснено департаментом в процессе рассмотрения дела).

Испрашиваемый земельный участок в ходе судебного разбирательства снят Департаментом с кадастрового учета (20.06.2012), в обоснование чего ответчик также привел мотивы о несоответствии испрашиваемой площади участка необходимому размеру для эксплуатации ж.д. путей, наличия на участке объекта незавершенного строительства.

Поскольку истец с действиями ответчика по снятию участка с кадастрового учета не согласен, суд в настоящем решении должен оценить, нарушают ли такие действия права и законные интересы истца на приобретение участка в собственность в конкретной фактической ситуации.

Мотивы, по которым истец не согласен с указанными основаниями отказа в выкупе земельного участка и действиями ответчика по снятию участка с учета, приведены в исковом заявлении и дополнительных пояснениях к нему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь земельного участка, занятая зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 1 данной статьи). Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 данной статьи).

С учетом указанных норм права при определении размера подлежащего выкупу земельного участка для эксплуатации строения необходимо руководствоваться нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Кодекса).

Из содержания статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы правообладатель этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для ее использования.

Кроме того, следует учитывать, что размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта. Исключительное право на приобретение земельного участка в собственность должно распространяться на экономически обоснованный размер земельного участка в соответствии с нормами статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации. Права на ту часть земельного участка, которая превышает размер земли, необходимой для эксплуатации недвижимости, следует приобретать на аукционе.

Границы и размеры земельного участка определяются также с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.

На спорном земельном участке площадью 44 038 кв.м., находятся также следующие объекты:

-т ж.д. пути протяженностью 937,2 м. с двумя башенными кранами и один козловой кран;

- незавершенный строительством объект - нежилое здание лит. В, В1 площадью 1 130 ,30 кв.м. состоящего из сблокированных одноэтажного цеха металлоконструкций и двухэтажного кирпичного административно-бытового корпуса по адресу г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 7-Г;

- отдельно стоящие нежилые здания: строение проходной, одноэтажный неотапливаемый склад (строение N 1), неотапливаемый склад (строение N 3) - согласно заключения ООО «ЭлСиб» некапитальные объекты.

Данный факт подтверждается актом обследования участка от 21.09.2012, составленного сторонами по определению суда, техническим заключением ООО «ЭлСиб» о состоянии строительных конструкций базы и расчетом ОАО «Красноярский ПромстройНИИпроект» требуемой площади участка

Железнодорожные пути протяженностью 927,20 метров расположены на земельном участке 24:50:0400049:132 площадью 4 506 кв.м., который при перераспределении вошел в в состав земельного участка 24:50:0400049:229.

Согласно имеющегося в материалах кадастрового дела на земельный участок 24?50:0400049:132 межевого плана, акт согласования границ данного участка подписан органом местного самоуправления, участок предназначен для эксплуатации сооружения - железнодорожного полотна.

Согласно имеющегося в межевом деле расчету предельных (минимальны) размеров земельного участка, при которых они могу быть использованы по выбранному разрешенному использованию без перевода в земли иной категории, в соответствии со СНиП 2.07.01.89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»п. 6.17-6.22, минимально допустимый размер земельного участка равен 4 506 кв.м. данный размер принят вы расчете с учетом задания на проектирование полученного от заказчика.

Схема расположения указанного участка на кадастровом плане территории утверждена Департаментом МИ и ЗО администрации г. Красноярска, участок N 24:50:0400049:123 образован путем перераспределения земельного участка N 24:50:0400049:93 площадью 20 900 кв.м., границы участка согласованы с истцом.

При проведении работ по разделу земельного участка землеустроительная организация руководствовалась Методическими рекомендациями по межеванию объектов землеустройства от 17.02.2003, Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» N 221-Ф3 от 24.07.2007.

Истец приобрел указанные ж.д. пути у ООО ПСМФ «Конструкция» по договору купли-продажи в 2005 году.

В 2009 году ИП Харитонову на основании статьи 36 Земельного кодекса РФ распоряжением администрации г. Красноярска от 26.11.2009 N 4933-нед был предоставлен земельный участок N 24:50:04000459:123 площадью 4 506 кв.м в аренду с целью эксплуатации ж.д. путей.

Доказательства того, что указанный земельный участок в целях эксплуатации ж.д. путей сформирован в 2009 году с нарушением статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, суду не представлено.

На остальной площади земельного участка N 24:50:0400049:229 (за минусом 4 506 кв.м.), что составляет 39 532 кв.м. расположен объект незавершенного строительства, некапитальные объекты, пустые участки для складирования различного имущества.

Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает обязанность органа местного самоуправления передавать в собственность участки занятые временными объектами.

Доводы истца о том, что испрашиваемая площадь участка в размере 44 038 кв.м обоснована расчетом ОАО «Красноярский ПромстройНИИ проект» рассмотрена судом.

В расчете площади участка изготовленного ОАО «Красноярский ПромстройНИИпроект» от 25.04.2012 указано, что данный расчет требуемой площади выполнен согласно СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». В расчет общей площади Институтом включена площадь, необходимая для эксплуатации офисного помещения, складов, под рыночным комплексом продажи, т.е для офисных, торговых и складских объектов, соответственно нормы предоставления площади взяты по СНиП как для указанных видов объектов.. Требуемая площадь земельного участка определена для рыночного комплекса продажи пиломатериалов, металлоконструкций, стоянок автомобилей в расчете на площадь торговли 4 796,54 кв.м.

Вместе с тем, истец является собственником находящегося на участке железнодорожного пути, выкуп земельного участка по статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации производится им в связи с наличием на участке путей, а не торговых и складских объектов.

По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Вспомогательный характер складов и офиса по отношению к путям не доказан, поскольку эти объекты могут эксплуатироваться самостоятельно по назначению и без железнодорожных путей.

На испрашиваемом участке также находится объект незавершенного строительства.

Данный объект приобретен истцом по договору купли-продажи N 3 от 14.02.2005 ИП Харитоновым М.А. у ООО ПСМФ «Конструкция», которое построило его на земельном участке, отведенном данному обществу постановлением администрации г. Красноярска N 242 от 09.07.92.

ООО ПСМФ «Конструкция» приобрело право на указанные пути по решению Арбитражного суда Красноярского края от 28.09.2004 по делу N А33-13764/04-с2 как на объект самовольного строительства.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на выкуп таких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено юридическим лицам, имеющим в собственности на этих участках здания, строения, сооружения.

Хотя в данной статье не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

К настоящему делу данные случаи не относятся.

При предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию.

Правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые, в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства, определении ставок арендной платы и установлении в законе специальных оснований для прекращения договора аренды.

Так, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лиц, которым предоставлен земельный участок, своевременно приступать к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 46 этого Кодекса основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка.

Другим основанием к отказу в предоставлении земельного участка N 24:0400049:229 площадью 44 038 кв.м. в собственность истца является отсутствие согласия органа местного самоуправления на его образование.

Данный земельный участок относится к землям неразграниченной государственной собственности.

В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ст. 2, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к органам местного самоуправления относится местная администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно пунктам 1.1, 3.13, 3.30, 3.39, 3.59 Положения о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 15.02.2005 N 55/1, данный Департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска; выступает от имени муниципального образования город Красноярск заказчиком при проведении геодезических, картографических и кадастровых работ, работ по землеустройству, мониторингу и инвентаризации земель на территории города Красноярска и постановке на государственный кадастровый учет земель на территории города Красноярска; проводит приватизацию муниципального имущества в том числе объектов муниципального жилищного фонда, продажу земельных участков в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города; утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию.

Поскольку спорные земельные участки были образованы из земельного участка, собственность на который не разграничена, и распоряжение которым осуществляется органом местного самоуправления, Департамент является заинтересованным лицом, права которого могут быть затронуты при образовании спорного земельного участка путем перераспределения.

Земельный участок N 24:50:0400049:229 образован в результате перераспределения двух земельных участков 24:50:0400049:132 и 24:50:0400049:133 и земель неразграниченной государственной собственности.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:

1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;

2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;

3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;

4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;

5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.

В статье 11.7 данного Кодекса предусмотрено:

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

3. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев:

1) перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;

2) образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса (при изъятии участка для государственных или муниципальных нужд).

4. В случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса. При этом условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются указанным соглашением.

Таким образом, перераспределены в определенных частью 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации случаях могут быть сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки.

Способ, которым образован спорный земельный участок, в перечень случаев, указанных в статье 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (когда не требуется решения органа местного самоуправления на образование участка) не включен.

Статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены случаи перераспределения земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Суду не представлены доказательства наличия согласия органа местного самоуправления на образование земельного участка N 24:50:0400049:229, границы данного участка не утверждались органом местного самоуправления на кадастровом плане территории.

Вошедший в границы участка 24:50:0400049:229 участок N 24:50:0400049:133 истцу на каком-либо праве не предоставлялся., равно как и участок неразграниченных земель, включенный в границы спорного участка. Доказательства нахождения на нем объектов недвижимости завершенных строительством и принадлежащих истцу на праве собственности, не представлены.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Федеральным законодательством, а именно, положением абзаца второго пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено осуществление полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления.

Следовательно, право распоряжения земельными участками в данном случае принадлежит ответчику как органу местного самоуправления и лицу, уполномоченному от имени собственника распоряжаться земельным участком.

Исходя из системного толкования положений Земельного кодекса РФ, следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть перераспределены только по решению государственного органа или органа местного самоуправления, либо при наличии соглашения между собственниками земельных участков.

Доводы истца о том, что Департамент по смыслу части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, не является ни землепользователем, ни землевладельцем, арендатором, залогодержателем и что каких-либо иных доказательств или ссылок на нормы права, в которых бы прямо указывалось, что именно ответчик дает согласие на образование спорного земельного участка не представлено, судом не принимается по указанным выше основаниям.

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Статьей 1 Закона о кадастре предусмотрено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Частью 10 статьи 4 Закона о кадастре предусмотрено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона о кадастре).

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (части 1, 2 статьи 16 Закона о кадастре).

Частью 1 статьи 20 Закона о кадастре предусмотрено, что с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Как следует из содержании частей 2 - 6 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться правообладатели объектов недвижимости. Так, в частях 2, 3 статьи 20 Закона о кадастре предусмотрено, что с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Согласно части 1 статьи 23 Закона о кадастре, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

В силу статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.

Перечень документов, необходимых для кадастрового учета, приведен в статье 22 Закона N 221-ФЗ.

В состав необходимых для кадастрового учета документов в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ входит межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.

Пункт 26 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" согласно которому в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, в приложение к межевому плану, подготовленному в результате кадастровых работ по образованию земельных участков, включаются оформленное в письменной форме согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков, утратил силу в связи с принятием приказа Минэкономразвития России от 25.01.2012 N 32 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, т.е после постановки спорного участка на кадастровый учет.

Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 22.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательным приложением к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 22.2 Закона о регистрации, является согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, образование спорного земельного участка было произведено в результате перераспределения двух земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400049: 132 и 24:50:0400049:1333 и земель неразграниченной государственной собственности без согласия органа местного самоуправления, что противоречит требованиям пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представленное истцом заключение Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 26.10.2012 о возможности формирования земельного участка площадью 44 038 кв.м. подготовлено не в рамках рассмотрения заявления истца о формировании границ участка путем его перераспределения и не в связи с подачей заявлений о его выкупе. Цели, в связи с которыми выдано данное заключение, в нем не определены. Данное заключение определяет возможность формирования участка с точки зрения соблюдения норм градостроительного законодательства, Правил землепользования и застройки г. Красноярска, соответствия участка генеральному плану города. Данное заключение не свидетельствует о наличии согласия органа местного самоуправление на его образование.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что истец не доказал права на выкуп земельного участка площадью 44 038 кв.м. на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, факт образования данного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем оспариваемый отказ в выкупе земельного участка, а также действия Департамента по снятию спорного участка с кадастрового учета не могут быть признаны незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя.

Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 6200/10, на которое истец ссылается в обоснование незаконности действий Департамента по подаче заявления в орган кадастрового учета и сняти участка с кадастрового учета, принято по делу с иными фактическими обстоятельствами.

Из данного постановления следует, что предметом спора было оспаривание действий органа кадастрового учета по снятию с кадастрового учета земельного участка, границы которого утверждались органом местного самоуправления, что в настоящем случае отсутствует.

При вышеизложенных обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать.

Согласно правил статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску относится на истца.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Харитонову Михаилу Альбертовичу из федерального бюджета 200 руб. государственной пошлины, уплаченной по квитанции Сбербанка Российской Федерации от 30.07.2012.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

И.В.Шишкина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-2058/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Красноярского края
Дата принятия: 21 декабря 2012

Поиск в тексте