АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 19 декабря 2012 года Дело N А33-6197/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11 декабря 2012 года. В полном объёме решение изготовлено 19 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Слесаренко И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Промысловое хозяйство «Пясино» (ИНН 2469001065, ОГРН 1092469000140)

к Красноярскому краю в лице Агентства по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (ИНН 2460083514, ОГРН 1072460002867)

о взыскании 2 025 152 руб. 24 коп.,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Красноярского края в лице Министерства финансов Красноярского края; Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Финансового Управления Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тесленко Н.А.,

в присутствии:

от истца: Мозгунова В.О., представителя по доверенности от 24.08.2012,

от ответчика: Платонова К.И., представителя по доверенности N 55 от 09.07.2012,

от третьего лица - Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района: Шадриевой А.А., представителя по доверенности N 61 от 18.10.2011,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Тесленко,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Промысловое хозяйство «Пясино» (далее по тексту ООО «Промысловое хозяйство «Пясино») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению по делам коренных малочисленных народов Таймыра и Сельского промыслового хозяйства Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, к Финансовому Управлению Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района взыскании неполученной финансовой поддержки в виде субсидии на компенсацию части затрат, связанных с реализацией промысловой продукции в размере 2 025 152 руб. 24 коп.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 10.07.2012 возбуждено производство по делу.

Определением от 13.08.2012 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены: Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края, Агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края.

Определением от 07.11.2012 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащих ответчиков по делу: Управление по делам коренных малочисленных народов Таймыра и Сельского промыслового хозяйства Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Финансовое Управление Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, на надлежащего - Красноярский край в лице Агентства по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены: Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Финансовое Управления Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

В судебное заседание 12.12.2012 третьи лица (Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края, Финансовое Управление Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района) не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в их отсутствие.

Истец исковые требования поддержал в полном объеме.

От истца поступило ходатайство об уточнении суммы судебных расходов на оплату услуг представителя. Вместо первоначально заявленной суммы судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20 689 руб. истец просит взыскать указанные расходы в размере в размере 15 000 руб. Уточнение принято судом.

От третьего лица - Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района поступило заявление об исключении из числа доказательств по делу письмо Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 21.09.2012 N 2103, в связи с тем, что письмом от 02.11.2012 N 2663 Администрацией даны более развернутые и полные объяснения по обстоятельствам дела. Заявление Администрации судом рассмотрено и удовлетворено.

Ответчик представил отзыв на иск и дополнение к нему, в которых требования истца не признал, указал, что уполномоченный исполнил решение о предоставлении финансовой поддержки в утвержденных размерах; решение о предоставлении истцу суммы финансовой поддержки, заявленной истцом в исковом заявлении в размере 3 027 919,80 руб. уполномоченным органом не принималось.

Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в письме от 02.11.2012 N 2663 пояснило, что проверкой правильности исчисления сумм финансовой поддержки подтверждена обоснованность заявленной ООО «Промысловое хозяйство «Пясино» суммы финансовой поддержки в размере 3 027 919, 80 рублей. Как следует из пояснений Администрации проверкой правильности исчисления сумм финансовой поддержки подтверждена обоснованность заявленной ООО «Промысловое хозяйство «Пясино» суммы финансовой поддержки в размере 3 027 919, 80 рублей. С учетом вышеизложенного и принимая во внимание отсутствие оснований для отказа в предоставлении финансовой поддержки в указанной сумме, Администрацией муниципального района принято решение о предоставлении ООО «Промысловое хозяйство «Пясино» субсидии на компенсацию части затрат, связанных с реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в размере 3 027 919, 80 рублей. Однако, ввиду недостаточности в бюджете муниципального района финансовых средств, переданных из краевого бюджета на исполнение государственных полномочий, на выплату всей суммы субсидии, решено произвести частичную выплату субсидии обществу на сумму имевшегося остатка лимита бюджетных средств - в размере 1 002 767, 56 рублей, в связи с чем в справке-расчете сумм финансовой поддержки, представленной ООО «Промысловое хозяйство «Пясино», была исключена соответствующая часть сумм реализованной продукции.

Третье лицо - Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края представило отзыв на иск и дополнения к нему, по требованиям истца возражало.

Третье лицо - Финансового Управления Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района представило отзыв с пояснениями по существу заявленных требований.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно представленным в материалы дела разрешениям на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выданным Таймырским районным отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов: от 10.08.2010 серии УР N 021169; N 167 от 11.07.2011 серии ЕТУР N 000443; N 168 от 11.07.2011 серии ЕТУР N 000444; N 169 от 11.07.2011 серия ЕТУР N 000445; N 170 от 11.07.2011 серии ЕТУР N 000446; долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 03.11.2009 серии 24 N 0000061 выданной Службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края, долгосрочными лицензиями на пользование объектами животного мира: от 05.11.2009 серии 24 N 0000062; от 18.12.2009 серии 24 N 0000096; от 18.12.2009 серии 24 N 0000097; от 18.12.2009 серии 24 N 0000098; от 18.12.2009 серии 24 N 0000099; от 18.12.2009 серии 24 N 0000100; от 18.12.2009 серии 24 N 0000101; от 18.12.2009 серии 24 N 0000102; от 18.12.2009 серии 24 N 0000103; от 18.12.2009 серии 24 N 0000104; от 18.12.2009 серии 24 N 0000105, требованиям-накладным от 06.08.2010; от 01.10.2010; от 01.12.2010 ООО «Промысловое хозяйство «Пясино» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим реализацию продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Как следует из искового заявления, 06.12.2011 ООО «Промысловое хозяйство «Пясино» обратилось в Управление по делам Коренных малочисленных народов Таймыра и Сельского промыслового хозяйства Администрации Долгано-Ненецкого муниципального района с заявлением о предоставлении финансовой поддержки в виде субсидий на компенсацию части затрат, связанных с реализацией промысловой продукции в размере 3 027 919,80 рублей.

В материалы дела представлена справка-расчет сумм финансовой поддержки, подлежащих выплате на компенсацию части затрат, связанных с промысловой продукцией, по ставкам субсидирования за единицу реализованной продукции, за период с мая по ноябрь 2011 года; первичные документы в подтверждение размера субсидии: карточки счетов по контрагентам, договоры с контрагентами, товарные накладные, счета на оплату, платежные поручения и приходно-кассовые ордера об оплате, оборотно-сальдовые ведомости.

Решения об отказе в предоставлении субсидии на заявленную сумму, уменьшении суммы причитающейся субсидии, либо необходимости представления дополнительных документов в адрес истца не поступало.

Администрацией муниципального района принято решение о предоставлении ООО «Промысловое хозяйство «Пясино» субсидии на компенсацию части затрат, связанных с реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в размере 3 027 919, 80 рублей. Однако, в связи с недостаточностью в бюджете муниципального района финансовых средств, переданных из краевого бюджета на исполнение государственных полномочий, на выплату всей суммы субсидии, решено произвести частичную выплату субсидии обществу на сумму имевшегося остатка лимита бюджетных средств - в размере 1 002 767, 56 рублей, в связи с чем в справке-расчете сумм финансовой поддержки, представленной ООО «Промысловое хозяйство «Пясино», была исключена соответствующая часть сумм реализованной продукции.

Однако, пунктом 4.10 Порядка определено, что уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения осуществляет перечисление сумм финансовой поддержки на счет открытый в кредитной организации получателю или через отделение федеральной почтовой связи по реквизитам, указанным в заявлении по форме согласно приложению N 2 к Порядку.

Указанную финансовую поддержку в сумме 3 027 919,80 рублей Управление по делам Коренных малочисленных народов Таймыра и Сельского промыслового хозяйства Администрации Долгано - Ненецкого муниципального района обязано было перевести получателю в срок до 26.12.2012.

27.12.2011 платежным поручением N 352 на счет истца перечислена субсидия на возмещение части затрат за реализацию мяса дикого северного оленя в размере 1 002 767 руб. 56 коп.

В связи с тем, что субсидия была перечислена не в полном объеме, истец 14.02.2012 обратился в Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района с претензией (исх. N 7) о выплате недостающей суммы субсидии в размере 2 025 152,24 руб.

В письме исх. N 045 от 07.03.2012 на имя директора ООО «Промысловое хозяйство «Пясино» Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района указала, что финансовая поддержка за 2011 год не была выплачена в полном объеме в сумме 2025,15 тыс. руб. в связи с тем, что утвержденного лимита финансирования по данному предприятию не достаточно.

13.03.2012 ООО «Промысловое хозяйство «Пясино» обратилось с претензией (исх. N 13) к Финансовому управлению Администрации муниципального района о выплате субсидии в размере 2 025 152,24 руб.

В ответе на претензию истца (N13 от 13.03.2012) Финансовое управление Администрации муниципального района в письме исх. N 681 от 21.03.2012 сообщило, что в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 08.02.2011 N 79-п, все документы, в целях получения финансовой поддержки, должны направляться в уполномоченный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района В данном случае уполномоченными органами Администрации муниципального района являются -Управление по делам коренных малочисленных народов Таймыра и Сельского промыслового хозяйства Администрации муниципального района и Управление учета и отчетности Администрации муниципального района, которые осуществляют проверку документов, принятие решения и перечисление субсидий на компенсацию части затрат, связанных с реализацией промысловой продукции. Как указано в вышеназванном письме, Финансовое управление является самостоятельным юридическим лицом и не несет ответственности, вытекающей из правоотношений Администрации муниципального района, ее органов или структурных подразделений с другими юридическими лицами.

13.03.2012 ООО «Промысловое хозяйство «Пясино» обратилось с претензией (исх. N 14) к Управлению по делам коренных малочисленных народов Таймыра и Сельского промыслового хозяйства Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о выплате субсидии в размере 2 025 152,24 руб.

02.08.2011 Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района обратилась к руководителю Агентства по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов красноярского края с письмом исх. 2361, в котором указало, что по информации Управления социальной защиты населения Администрации муниципального района по данному мероприятию на конец 2011 года планируется экономия денежных средств в сумме 3 200 000 рублей. В целях надлежащего исполнения полномочий в области национальной политики и развития традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Таймыра на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, прошу Вас направить предложения по внесению изменений в Закон Красноярского края «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годы» в части перераспределения данной экономии средств на:

-приобретение и доставку ГСМ в виде керосина в сумме 289 000 рублей (данные средства необходимы для оплаты муниципальных контрактов, заключенных по результатам проведенного аукциона на поставку ГСМ);

-обеспечение комплектами для новорожденных в сумме 470 500 рублей (в связи с высокой рождаемостью детей необходимо докупить 190 комплектов для новорожденных);

-осуществление социальных выплат, связанных с изъятием особи волка из естественной среды его обитания в сумме 392 000 рублей (подготовлен пакет документов на оплату);

-предоставление финансовой поддержки 2048 500 рублей (подготовлен пакет документов на оплату).

Как следует из письма, доведенных бюджетных ассигнований на 2011 год недостаточно. В настоящее время продолжается работа по приему документов на получение финансовой поддержки, осуществление социальных выплат, связанных с изъятием особи волка из естественной среды его обитания. По состоянию на 27.07.2011 сформирован пакет документов на оплату в сумме 3 700 000 рублей. До 10.12.2011 сельскохозяйственные и промысловые хозяйства планируют представить пакеты документов на общую сумму 10 000 000 рублей. В связи с этим в вышеназванном письме Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района просит рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований в сумме 14 000 000 рублей.

В письме исх. N 919 от 06.06.2012 Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района указала истцу, что в целях получения субсидии на компенсацию части затрат, связанных с реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, добытой в рамках утвержденных квот добычи охотничьих ресурсов и (или) лимитов вылова водных биологических ресурсов за май-ноябрь 2011 года, Управлением осуществлена проверка исчисления сумм финансовой поддержки в представленных ООО «Промысловое хозяйство «Пясино» документах, которые в последующем переданы в Управление учета и отчетности Администрации муниципального района для перечисления финансовой поддержки в сумме 1002767, 56 рублей.

В соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2009 N 9-4155 «О краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов» на реализацию мероприятий по предоставлению финансовой поддержки в 2010 году в бюджете края было предусмотрено 14774,4 тыс. руб.

Законом Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5419 «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» (далее - Закон края N 11-5419) в 2011 году на реализацию мероприятий по предоставлению финансовой поддержки в соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона края N 7-2660, было предусмотрено 19774,4 тыс. руб. (строка 25.3 приложения N 69 к Закону края N 11-5419).

С учетом увеличения количества потенциальных получателей, а также объемов добычи и реализации продукции мяса домашнего северного оленя и промысловой продукции, в течение 2011 года при корректировке Закона края N 11-5419 объемы субвенции на предоставление финансовой поддержки увеличились на первом этапе до 26774,4 тыс. руб. (май 2011 года), при окончательной корректировке до 28822,9 тыс. руб. (октябрь 2011 года).

Как следует из пояснений Финансового управления Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в соответствии с Уведомлениями о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств) Агентства по делам коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, направленными письмами от 11.01.2011 N02 и от 03.06.2011 N359 (представлены в материалы дела) в районный бюджет в 2011 году подлежали перечислению субвенции на предоставление финансовой поддержки на общую сумму 26 774,40 тыс. руб. (на сумму 2 048,50 тыс. руб. (28 8252,90 - 26 774,40), добавленную в соответствии с Законом Красноярского края от 06.10.2011 N13-6216 «О внесении изменений в Закон края «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов», уведомление Агентством не направлялось). При этом вся субвенция поступила от Агентства по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края в 2011 году в полном объеме в сумме 28 822,90 тыс. руб.

В соответствии с приложением 63 к Закону Красноярского края от 09.12.2010 N11-5419 (ред. от 06.10.2011) «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 -2013 годов» в составе субвенций на исполнение государственных полномочий по обеспечению предоставления гарантий прав коренных малочисленных народов Севера, включая организацию деятельности органов местного самоуправления, обеспечивающих решение вопросов обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов Севера, были предусмотрены субвенции (строка N 25.3. Приложения 63 к Закону края N115419) на предоставление финансовой поддержки в 2011 году в сумме 28 822,90 тыс. руб.

Исходя из приложения N 48 к Закону края от 20.06.2012 N 2-354 «Об исполнении краевого бюджета за 2011 год» субвенция бюджету Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на предоставление финансовой поддержки в соответствии со статьей 50 Закона края была предоставлена и израсходована в полном объеме.

Агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края в соответствии с положениями статьи 7 Закона края N 7-2670 как уполномоченный орган исполнительной власти края в сфере организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов принимает отчеты об осуществлении государственных полномочий, предусмотренных подпунктом "э" пункта 1, пунктом 6 статьи 1 Закона края N 7-2670.

В соответствии с отчетом об использовании субвенций на обеспечение предоставления гарантий прав коренных малочисленных народов Севера за период январь-декабрь 2011 года Администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района средства субвенции, выделенные для предоставления финансовой поддержки, освоены в полном объеме.

Как следует из искового заявления, недополученная сумма субсидии в размере 2 025 152,24 руб.для ООО «Промысловое хозяйство «Пясино» является убытками, возникшими по причине недостаточного финансирования из краевого бюджета.

Как указывает истец, при формировании краевого бюджета на 2011 год, сумма финансирования в виде субвенций из краевого бюджета в бюджет Таймырского муниципального района на исполнение государственных полномочий Красноярского края по предоставлению финансовой поддержки в виде субсидии на компенсацию части затрат, связанных с реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, была предусмотрена в недостаточном объеме, что и повлекло выплату ООО «Промысловое хозяйство «Пясино» субсидии не в полном объеме, а лишь частично.

В материалы дела Финансовым Управлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района представлена справка об исполнении расходов, согласно которой вся сумма полученной из краевого бюджета субвенции была израсходована. Таким образом, сумма субсидии была перечислена частично в размере 1 002 767,56 руб. в пределах имевшегося неиспользованного остатка бюджетных средств.

Согласно расчету истца, размер убытков составляет 2 025 152,24 руб., то есть, равен разнице между суммой субсидии, на получение которой имеет право ООО «Промысловое хозяйство «Пясино», и фактически полученной суммой субсидии (3 027 919,80 - 1 002 767,56 = 2 025 152,24 руб.).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском.

Поскольку Агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края является главным распорядителем средств, выделяемых в виде субвенции в рамках Закона края о бюджете на очередной года в целях реализации положений Закона края N 7-2670 в части обеспечения предоставления гарантий права коренных и малочисленных народов Севера в соответствии с Законом края N 7-2660, иск о взыскании убытков предъявлен к Красноярскому краю в лице Агентства по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Предметом иска являются требования о взыскании убытков, понесенных в связи с невыплатой субсидии в полном объеме на компенсацию части затрат, связанных с реализацией промысловой продукции в размере 3 027 919,80 рублей.