АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 декабря 2012 года Дело N А33-14190/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 17.12.2012.

В полном объеме решение изготовлено 21.12.2012.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Базис-2» (ИНН 2462015855, ОГРН 1022402059052)

к отделу надзорной деятельности по г.Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N2507/2508/2509 от 09.08.2012 и решения от 29.08.2012,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Кураковой Э.А., представителя на основании доверенности от 03.09.2012 N47,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киселевич Д.В.,

установил:

открытое акционерное общество «Базис-2» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к отделу надзорной деятельности по г.Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N2507/2508/2509 от 09.08.2012 решения от 29.08.2012.

Заявление принято к производству суда. Определением от 12.09.2012 возбуждено производство по делу.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Из отзыва следует, что с заявленными требованиями административный орган не согласен, просит в удовлетворении заявления отказать.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие ответчика надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в заявлении.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

На основании распоряжения от 02.07.2012 N1739 государственным инспектором г.Красноярска по пожарному надзору Кабаевой М.В. 30.07.2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Базис-2» требований пожарной безопасности при эксплуатации нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Красноярск, ул.Рязанская, 11.

По результатам проверки должностным лицом надзорного органа составлены протоколы об административных правонарушениях от 30.07.2012 N2507, N2508, N2509.

В протоколе об административном правонарушении от 30.07.2012 N2507 зафиксировано, что здание административного корпуса не оборудовано установками обнаружения пожара (пункт 7.2 таблицы 1 НПБ 110-03); здание административного корпуса не оборудовано автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (таблица 2 пункт 15 НПБ 104-03); помещения складов в здании гаражей не оборудовано установками обнаружения пожара (пункт5.2 таблицы 3 НПБ 110-03); помещения гаражных боксов не защищены установками автоматического пожаротушения (пункт 25 таблицы 3 НПБ 110-03); помещение столярной мастерской, пекарни не защищены установками автоматической пожарной сигнализации (пункт 6-9 таблицы 3 НПБ 110-03); помещения производственного и складского назначения не защищены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (таблица 2 пункт 4 НПБ 104-03); помещения складов N4, 5, 9, 10, 1, 3 не защищены установками автоматической пожарной сигнализации (пункт 5.2 таблицы 3 НПБ 110-03); помещения комнаты психологической разгрузки не защищены автоматической пожарной сигнализацией (пункт 4 НПБ 110-03); в помещениях комнаты психологической разгрузки отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (таблица 2 пункта 4 НПБ 104-03); помещения кафе не защищены автоматической пожарной сигнализацией (таблица 3 пункта 38 НПБ 104-03); в складах 1, 9, 10 допускается устройство встроенных помещений (пункт 23 ППР).

В протоколе об административном правонарушении от 30.07.2012 N2508 зафиксировано, что в помещениях пекарни допускается эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции (пункт 42 ППР).

В протоколе об административном правонарушении от 30.07.2012 N2509 зафиксировано, что двери выходов из кафе и комнаты психологической разгрузки открываются не по направлению выхода из здания (пункт 34 ППР).

Усмотрев в действиях общества с ограниченной ответственностью «Базис-2» составы административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, заместитель главного государственного инспектора Красноярска по пожарному надзору Алтыниным И.А. в присутствии законного представителя общества рассмотрел материалы административного дела и вынес постановление о назначении административного наказания от 09.08.2012 N2507/2508/2509 в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Общество с ограниченной ответственностью «Базис-2» обжаловало постановление о назначении административного наказания от 09.08.2012 N2507/2508/2509 в главном управлении МЧС России по Красноярскому краю.

Решением Главного управления МЧС России по Красноярскому краю от 29.08.2012 N13 постановление о назначении административного наказания от 09.08.2012 N2507/2508/2509 оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Общество с ограниченной ответственностью «Базис-2», не согласившись с постановлением о назначении административного наказания от 09.08.2012 N2507/2508/2509, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207-211).

Согласно части 1 статьи 28.3, статьи 23.34 КоАП РФ составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, осуществляется органами, осуществляющими государственный пожарный надзор.

Перечнем должностных лиц органов Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.02.2006 N 68, установлено, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять, в том числе: главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 23.34 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

Судом установлено, что протоколы об административном правонарушении от 30.07.2012 N2507, N2508, N2509 составлены государственным инспектором г.Красноярска по пожарному надзору Кабаевой М.В., постановление о назначении административного наказания от 09.08.2012 N2507/2508/2509 вынесены заместителем главного государственного инспектора Красноярска по пожарному надзору Алтыниным И.А., т.е. уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленных полномочий.

Протоколы об административном правонарушении от 30.07.2012 N2507, N2508, N2509 составлены в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. Доказательства надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности от дате, времени и месте составления протоколов об административном правонарушении в материалы дела представлены (уведомление от 27.07.2012 N2-9-10-5220 передано посредством факсимильной связи 27.07.2012)

Постановление о назначении административного наказания от 09.08.2012 N2507/2508/2509 вынесено в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - генерального директора Домбровского К.Б., что подтверждается его подписями в названных документах.

Процедура привлечения к административной ответственности обществом не оспаривается.

Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протоколов об административном правонарушении от 30.07.2012 N2507, N2508, N2509, вынесении постановления о назначении административного наказания от 09.08.2012 N2507/2508/2509 арбитражным судом не установлено.

Судом отклоняется довод заявителя о нарушении процедуры проведения проверки.

В соответствии с пунктом 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Из материалов дела следует, что распоряжение о проведении плановой выездной проверки от 02.07.2012 N1739 направлено обществу с ограниченной ответственностью «Базис-2» факсом 05.07.2012, т.е. за три дня до начала проведения проверки (09.07.2012).

При таких обстоятельствах нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» судом не установлены.

Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение заявителя о дате, времени и месте составления протоколов об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Административным органом установлено что обследованные помещения, расположенные в здании по адресу: г.Красноярск, ул.Рязанская, 11, принадлежат обществу с ограниченной ответственностью «Базис-2» на праве собственности, что подтверждаются Свидетельствами о государственной регистрации права от 04.05.2003, 06.05.2003.

Следовательно, общество как законный владелец и пользователь нежилого помещения обязано исполнять требования правил и норм пожарной безопасности и нести ответственность за их несоблюдение. Доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах общества с ограниченной ответственностью «Базис-2» является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения.

Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Оспариваемым постановлением о назначении административного наказания индивидуальному учреждению вменяется нарушение пунктов 23, 45 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР); пунктов 4, пункта 7.2, таблицы 1, пункта 5.2 таблицы 1, пункта 25 таблицы 3 Норм пожарной безопасности НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»; таблицы 2 пункты 4, 15, таблицы 2 пункт 4, таблицы 3 пункта 38 Норм пожарной безопасности 104-03

В соответствии с пунктом 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на объектах запрещается:

а) хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности;

б) использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;

в) размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные строения;

г) устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток;

д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

е) производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);

ж) загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, заваривать и загромождать люки на балконах и лоджиях квартир;

з) проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

и) остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;

к) устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;

л) устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла;

м) устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров.

Согласно пункту 42 Правил противопожарного режима запрещается:

а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;

б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;

в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;