ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июля 2010 года Дело N А73-16881/2009

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2010 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Головниной Е.Н. судей Гетмановой Т.С., Козловой Т.Д. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Притуляком П.С. при участии в заседании: от истца не явились (уведомление от 22.07.2010 N 366597);

представителя Минфина Хабаровского края Маслаковой А.Г., доверенность от 15.01.2009 N 19-06/47;

представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Комар Т.Б., доверенность от 15.07.2010 N 1-07/5246;

представителя Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района, Управления ЭТИК и КЦ Кутявиной Н.М., доверенности от 31.05.2010 N 02-394, от 28.05.2010 N 33

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в лице Финансового управления на решение от 30.04.2010

по делу N А73-16881/2009 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Букиной Е.А. по иску Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю»

к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Советско-Гаванскому муниципальному району Хабаровского края в лице Финансового управления, Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций коммунального хозяйства администрации Советско-Гаванского муниципального района о взыскании убытков

УСТАНОВИЛ:

Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» (далее - истец, ФБУ-ИК5 УФСИН России по Хабаровскому краю, исправительная колония) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Советско-Гаванскому муниципальному району Хабаровского края в лице Финансового управления, Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций коммунального хозяйства администрации Советско-Гаванского муниципального района о взыскании 270 874 руб. 94 коп. убытков в виде упущенной выгоды.

Право на обращение с иском обосновано ФБУ-ИК5 УФСИН России по Хабаровскому краю положениями статей 15, 16, 309, 322 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения», статей 1, 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению». Исковые требования мотивированы отпуском тепловой энергии по предельно максимальным тарифам на тепловую энергию для населения, утвержденным Губернатором Хабаровского края, которые ниже экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию для потребителей истца, вследствие чего ФБУ-ИК5 УФСИН России по Хабаровскому краю недополучена оплата и возникли взыскиваемые убытки.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.04.2010 N А73-16881/2009 с Советско-Гаванского муниципального района за счет казны Советско-Гаванского муниципального района в пользу ФБУ-ИК5 УФСИН России по Хабаровскому краю в счет возмещения убытков взыскана денежная сумма в размере 270 874 руб. 94 коп. В исковых требованиях к Хабаровскому краю отказано. ФБУ-ИК5 УФСИН России по Хабаровскому краю выдана справка на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 5 662 руб. 34 коп., оплаченной платежным поручением от 06.10.2009 N 13184.

Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции, установив факт наличия у истца убытков, возникших из-за недополучения платы за услуги теплоснабжения, оказанные потребителям, ввиду разницы в тарифах, удовлетворил исковые требования, возложив бремя возмещения убытков на Советско-Гаванский муниципальный район как на лицо, получившее субвенции, предоставляемые местным бюджетам из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий.

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, муниципальное образование обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт от 30.04.2010 N А73-16881/2009 ввиду несоответствия выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела, а также неправильного применения норм материального права.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель муниципального образования доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме; представители Хабаровского края доводы апелляционной жалобы отклонили как несостоятельные, просили решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Истец о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, однако его представители в судебное заседание арбитражного апелляционного суда не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы.

Выслушав представителей явившихся сторон, исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отменены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, в период с января 2009 года по май 2009 года, с октября 2009 года по декабрь 2009 года ФБУ-ИК5 УФСИН России по Хабаровскому краю отпущена тепловая энергия, поставляемая для нужд населения, что подтверждается актами об оказании услуг, актом сверки, составленными истцом и районом.

Экономически обоснованный тариф для муниципального жилого фонда с 01.01.2009 Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.11.2008 N 51/116 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Федерального государственного учреждения «Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» в г. Советская Гавань» установлен в размере 1 725 руб. 18 коп. за 1 Гкал. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 22.12.2008 N 176 «О предельном максимальном тарифе на тепловую энергию для населения на 2009 год» предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения установлен в размере 1 400 руб. за 1 Гкал без учета НДС. Разница между экономически обоснованным тарифом и регулируемым тарифом составила 325 руб. 18 коп. за 1 Гкал тепловой энергии.

В результате установления Губернатором Хабаровского края тарифа менее экономически обоснованного у истца возникли убытки в размере 270 874 руб. 94 коп., что явилось основанием для обращения последнего в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования за счет казны Советско-Гаванского муниципального района, правомерно исходил из следующего.

Под убытками, определяемыми в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответствующей казны.

Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда, противоправность действий ответчика, наличие причинной связи между двумя указанными выше элементами, вину причинителя вреда, а также размер подлежащих возмещению убытков. При недоказанности любого из этих элементов в возмещение убытков должно быть отказано.

Факт установления для истца предельно максимального тарифа ниже экономически обоснованного тарифа, предоставление муниципальному образованию Хабаровским краем во исполнение обязательств по возмещению убытков предприятий, причиненных предоставлением льгот, средств субвенций в размере 275 309 000 руб., перефинансирование района для компенсации указанных убытков на 144 975 630 руб. 13 коп. в 2008 году, на 36 716 388 руб. 29 коп. в 2009 году и недополучение ФБУ-ИК5 УФСИН России по Хабаровскому краю денежных средств в сумме 270 874 руб. 94 коп. подтверждается материалами дела и не оспаривается муниципальным образованием.

Возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения» (далее - Закон Хабаровского края от 24.11.2004 N 222) в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.

В силу статьи 3 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством края. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете на очередной финансовый год. Размер и порядок возмещения убытков согласно статье 4 указанного закона устанавливается Правительством Хабаровского края.

Советско-Гаванский муниципальный район согласно статье 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее - Закон Хабаровского края от 31.10.2007 N 150) наделен государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - государственные полномочия).

Финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 150, в силу статьи 5 указанного закона осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета. Распределение субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий, осуществляется на основании методики согласно приложению к настоящему закону. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, и их распределение устанавливаются законом о краевом бюджете на очередной финансовый год.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр «О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» определен порядок предоставления расчетов и перечисления организациям средств на возмещение убытков.

В спорный период Хабаровский край исполнил перед органом местного самоуправления обязательства по полному финансовому обеспечению соответствующих полномочий.

Решение вопроса о распределении полученных субвенций между организациями, а также о виде субвенций (в денежном или натуральном выражении) является обязанностью муниципального образования.

В данном случае эта обязанность исполнена ненадлежащим образом.

Подача муниципальным образованием для МУП «УК Энергоресурсы» заявок на оплату топлива в нарушение пункта 4.2 порядка предоставления расчетов и перечисления организациям средств на возмещение убытков, установленного Постановлением Правительства Хабаровского края от01.02.2008 N 35-пр, без проверки представляемых организацией расчетов сумм возмещения убытков является противоправным действием Советско-Гаванского муниципального района.

Учитывая отказ муниципального образования от возмещения понесенных расходов истцу, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии причинной связи между противоправными действиями ответчика и возникшими у истца убытками.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом как противоречащие сделанным выше выводам.

Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о правомерности решения арбитражного суда первой инстанции.

Не установлено арбитражным судом апелляционной инстанции и нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 апреля 2010 года по делу N А73-16881/20009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в лице Финансового управления - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

     Председательствующий
Е.Н.Головнина
Судьи
Т.С.Гетманова
Т.Д.Козлова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка