• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июля 2010 года Дело N А37-205/2010

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2010 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Малышевой Л.Г. судей Волковой М.О., Швец Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грачевым В.А. при участии в судебном заседании: без участия представителей лиц, участвующих в деле рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управление Федерального казначейства по Магаданской областиУправления Федерального казначейства по Магаданской области на решение от 30 апреля 2010 года

по делу N А37-205/2010 Арбитражного суда Магаданской области принятое судьей Дьячковой Э.Л. по иску Управление Федерального казначейства по Магаданской областиОткрытого акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» в лице филиала «Магаданэнергосбыт» к Магаданской области в лице Департамента финансов администрации Магаданской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 90 410 руб. 48 коп.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» в лице филиала «Магаданэнергосбыт» (далее - ОАО «Магаданэнерго», истец) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании с Магаданской области в лице Департамента финансов администрации Магаданской области (далее - департамент), Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) 90 410 руб. 48 коп., из которых 85 914 руб. 43 руб. убытки, возникших в связи с предоставлением льгот по электроснабжению педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и 4 496 руб. 05 коп. расходы по уплате госпошлины.

Решением от 30.04.2010 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО «Магаданэнерго» в лице филиала «Магаданэнергосбыт» взысканы убытки в размере 85 914 руб. 43 коп., и госпошлина в размере 3 436 руб. 58 коп. в остальной части иска, в том числе предъявленных к Магаданской области в лице Департамента финансов администрации Магаданской области отказано.

Не согласившись с принятым решением, Управление Федерального казначейства по Магаданской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает на несоблюдение истцом Постановления Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» - отсутствие доказательств обращения в органы власти Магаданской области о возмещении расходов и доказательств об обращении субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации. Ссылаясь на статью 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ «Об образовании в Магаданской области», полагает, что финансирование дополнительных мер социальной поддержки работников образовательных учреждений должно осуществляться за счет средств областного бюджета.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Магаданэнерго» указал на правомерность взыскания убытков за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, в связи с недофинансированием Минфином РФ льгот по рассматриваемому спору.

В судебное заседание истец, ответчики своих представителей не направили. О времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена без участия их представителей (пункт 3 статьи 156 АПК РФ).

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Согласно материалам дела, судами общей юрисдикции с ОАО «Магаданэнерго» взысканы излишне уплаченные педагогическими работниками проживающими в сельской местности денежные средства на оплату электроснабжения (освещение) в сумме 85 914 руб. 43 коп.

Письмом от 28.12.2009 N 20/3-4106 ОАО «Магаданэнерго» обратился к Департаменту финансов администрации Магаданской области с требованием о возмещении расходов, понесенных ОАО «Магаданэнерго» при предоставлении льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, а также о рассмотрении вопроса о принятии соответствующего порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных льгот.

В качестве доказательств предоставления льгот на сумму 85 914 руб. 43 коп. истцом представлены: решения Ольского районного суда от 30.10.2009 N 2-1459/2009, от 14.10.2009 N 2-1106/2009, от 09.10.2009 N 2-1460, от 14.09.2009 N 2-1136/2009, от 14.10.2009 N 2-1105, от 29.09.2009 N 2-1173/2009, от 09.12.2009 N 2-1796/2009, от 11.12.2009 N 2-1728/2009, от 02.11.2009 N 1372, от 11.12.2009 N 2-1727/2009, решения Хасынского районного суда 02.12.2009 N 2-1289/2009, от 16.12.2009 N 2-1313/2009, от 17.12.2009 N 2-1246/2009, от 03.12.2009 N 2-1301, от 08.12.2009 N 2-1330/2009, от 04.12.2009 N 2-1312/2009, апелляционное решение Магаданское городского суда Магаданской области от 28.10.2009 N 22-532, решения мирового судьи судебного участка N 5 Магаданской области от 18.12.2009 N 2-2819/5-09, от 18.12.2009 N 2-2818/5-09, от 01.12.2009 N 2-2634/5-09, платежные поручения.

Поскольку затраты по предоставленным льготам не были компенсированы, ОАО «Магаданэнерго» обратилось с настоящим иском в суд.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», Постановлением Правительства Российской Федерации «О Министерстве финансов Российской Федерации» от 30.06.2004 N 329, Законом Магаданской области «Об образовании в Магаданской области» от 24.11.2008 N 1060-ОЗ, Законом Магаданской области «Об областном бюджете на 2009 год» от 22.12.2008 N 1080-ОЗ, Законом Магаданской области «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа» от 11.06.2008 N 1011-ОЗ, Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», Правилами предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Применив указанные выше нормы, суд первой инстанции пришел к выводу о недофинансировании льгот Министерством финансов Российской Федерации по рассматриваемому спору, в связи с чем взыскал понесенные истцом убытки за счет казны Российской Федерации.

Вывод суда является правомерным на основании следующего.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 N 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» льготы по коммунальным услугам (бесплатные квартиры с отоплением и освещением) при переходе на пенсию сохраняются за перечисленными в этом Постановлении педагогическими работниками и за совместно с ними проживающими членами их семей, если общий стаж работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, каждого из этих работников составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

Наличие права на льготу у каждого педагогического работника, а также размер такой льготы в соответствующий период времени установлены вступившими в законную силу решениями судов общей юрисдикции.

Согласно статье 69 АПК РФ обстоятельства, установленные судами общей юрисдикции не требуют дополнительного доказывания и имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.

Материалами дела подтверждается, что ОАО «Магаданэнерго» платежными поручениями перечислило взысканные по решениям судов суммы на счет службы судебных приставов, для их перечисления взыскателям, следовательно, истцу были причинены убытки в результате предоставления льгот.

Таким образом, факт предоставления ОАО «Магаданэнерго» льгот, предусмотренных Законом «Об образовании», подтверждается представленными в материалы дела судебными актами судов общей юрисдикции и платежными поручениями.

Пунктом 4 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ «Об образовании в Магаданской области» было предусмотрено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в порядке, установленном областным законодательством.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате: принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно абзацу 3 статьи 2 Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа», возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета при условии поступления средств из федерального бюджета на указанные цели.

Из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» следует, что распределение субвенций бюджету Магаданской области на оплату жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено:

- на 2008 год - в размере 38 820, 8 тыс. руб.;

- на 2009 год - в размере 91 045, 1 тыс. руб.

В законе Магаданской области «Об исполнении областного бюджета за 2008 год» от 29.07.2009 N 1175 -ОЗ в приложении N 1 указано, что все поступившие в областной бюджет из федерального бюджета субвенции на оплату жилищно -коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2008 году в размере 38 820, 8 тыс. руб. освоены полностью.

В Законе Магаданской области «Об областном бюджете на 2009 год» от 22.12.2008 N 1080-ОЗ в приложении N 1 указаны поступления доходов в областной бюджет в 2009 году в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 91 045, 1тыс. руб.

Доказательства нецелевого использования субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием денежных средств в деле отсутствуют.

Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не обеспечило в полном объеме реализацию установленных Федеральным законом льгот педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшие в связи с этим убытки правомерно взысканы судом за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Довод заявителя жалобы о не соблюдении истцом требований Постановления Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», подлежит отклонению, поскольку не влияет на результат рассмотрения настоящего спора.

Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

Отсутствие доказательств обращения в органы власти Магаданской области о возмещении расходов и доказательств об обращении субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации не может служить основанием для отказа федерального бюджета в финансировании вышеуказанных льгот.

Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Магаданскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний, в свою очередь, не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет, суд правомерно обязал Министерство финансов РФ возместить понесенные истцом расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 85 914 руб. 43 коп. за счет средств казны Российской Федерации.

В части требования о взыскании госпошлины в размере 4 496 руб. 05 коп., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленная ко взысканию госпошлина является судебными расходами связанными с рассмотрением дела в суде, и не может быть взыскана с ответчика в виде убытков.

Поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 30.04.2010, соответствуют обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, нормам процессуального и материального права, доводы жалобы отклоняются апелляционным судом как необоснованные.

Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

В связи с изложенным оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 30 апреля 2010 года по делу N А37-205/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

     Председательствующий
Л.Г.Малышева
Судьи
М.О.Волкова
Е.А.Швец

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А37-205/2010
Принявший орган: Шестой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 19 июля 2010

Поиск в тексте