• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2010 года Дело N А05-1202/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2010 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,

при участии от Северодвинского муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство» Гагариной Н.В. по доверенности от 05.04.2010 N 07/10-нСМУП,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 апреля 2010 года по делу N А05-1202/2010 (судья Дмитревская А.А.),

у с т а н о в и л:

Северное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Северодвинскому муниципальному унитарному предприятию «Спецавтохозяйство» (далее - Предприятие) о взыскании 10 327 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2009 года (с учетом принятого судом уменьшения исковых требований).

Решением от 13.04.2010 с Предприятия в доход соответствующего бюджета взыскано 2971 руб. 36 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано. С Предприятия также взыскано в доход федерального бюджета 575 руб. 46 коп. государственной пошлины.

Управление с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему: при расчете платы за сверхлимитное размещение отходов понижающий коэффициент 0,3 не может быть применен. В судебном заседании суда первой инстанции представитель Управления действительно согласился с тем, что за собственные отходы Предприятие имеет право исчислять плату с применением понижающего коэффициента 0,3. Однако, принимая отходы для размещения от сторонних организаций, ответчик производит сверхлимитное размещение. В связи с этим обязан исчислять плату, применяя пятикратный повышающий коэффициент. Материалами дела установлено, что отходы приняты ответчиком от индивидуального предпринимателя Дзюба Л.Н. (далее - Предприниматель) на основании заключенного договора от 17.12.2008 N 95 с началом срока действия с 01.01.2009. Таким образом, данные отходы не являются произведенными ответчиком, и их размещение является сверхлимитным, в связи с этим при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду должен быть применен пятикратный повышающий коэффициент.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Предприятия, возражая против доводов жалобы, просил решение суда отменить в части взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду и в удовлетворении иска отказать в полном объеме, поскольку не является надлежащим ответчиком.

Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Выслушав представителя Предприятия, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица 07.05.1992 мэрией города Северодвинска (регистрационный номер 266) и 20.09.2002 внесено инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Архангельской области в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900836606.

Ответчик осуществляет деятельность по размещению отходов на основании лицензии от 05.01.2007 N ОТ-27-000184.

Суд установил, что Предприятие (исполнитель) и Предприниматель (заказчик) 17.12.2008 заключили договор N 95 об оказании услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов, согласно которому исполнитель осуществляет вывод твердых бытовых отходов согласно существующим санитарным правилам с территории, указанной заказчиком, и их размещение на полигоне твердых бытовых отходов, а заказчик оплачивает эти услуги в соответствии с условиями договора. Сроком действия договора - на 2009 год.

Предприниматель самостоятельно представил в Управление расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2009 года, согласно которому плата составила 10 327 руб.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03.09.2009 по делу N А05-8099/2009, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций от 10.11.2009 и 01.04.2010 соответственно, исковые требования Предпринимателя к Управлению о взыскании излишне перечисленных денежных средств в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2008 года и 1 квартал 2009 года в размере 13 383 руб. удовлетворены.

В решении по данному делу суд пришел к выводу, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-ФЗ). В данном случае у суда отсутствуют основания для вывода о том, что в результате деятельности истца происходит негативное воздействие на окружающую среду и образуются отходы производства и потребления. Из материалов дела не следует, что истец занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ).

Решение суда Управлением исполнено, что подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства от 23.02.2010 N 11/22/27052/13/2009.

Управление направило Предприятию письмо от 24.11.2009 N 3255 о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, в котором сообщило ответчику, что он имеет задолженность в размере 13 383 руб., которая возникла в связи с размещением отходов Предпринимателем на полигоне твердых бытовых отходов. Ответчику предложено представить корректирующие расчеты по плате за негативное воздействие на окружающую среду и принять меры по уплате задолженности.

В ответе от 16.12.2009 N 3798 Предприятие сообщило, что в 2008 году не оказывало услуги по вывозу и размещению отходов Предпринимателю. Договор, на который ссылается Управление, действует с 01.01.2009 по 31.12.2009, при этом в нем отсутствует условие о передаче права собственности на отходы. В связи с этим Предприятие отказалось осуществить корректировку расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2008 года и 1 квартал 2009 года.

По расчету истца задолженность ответчика по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2009 года составила 10 327 руб. исходя из ранее составленного Предпринимателем расчета с использованием коэффициента 1.

Невыплата указанной суммы послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования в части взыскания 2971 руб. 36 коп., суд первой инстанции исходил из необоснованного применения истцом в расчете коэффициента 1, указав на правомерность применения коэффициента 0,3.

Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и обоснованным в связи со следующим.

В соответствии со статьей 1 Закона N 7-ФЗ под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе и размещение отходов производства и потребления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Постановление N 632), в соответствии с пунктом 1 которого он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за указанные виды вредного воздействия на окружающую природную среду, в том числе и за размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Как правильно указано в решении суда, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.

В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Хранение отходов представляет собой их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статьей 12 Закона N 89-ФЗ предусмотрены особые требования к объектам размещения отходов. Их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В связи с этим деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Данная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.

Суд первой инстанции, установив факт осуществления ответчиком в спорный период деятельности по вывозу твердых бытовых отходов и их размещению на полигоне на основании заключенного с Предпринимателем договора N 95, пришел к правомерному выводу о том, что данная деятельность подпадает под виды негативного воздействия на окружающую среду. В связи с этим Предприятие является субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Исходя из вышеизложенного, апелляционная инстанция находит необоснованным возражение ответчика по поводу того, что он не является субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку размещает отходы на основании заключенных с заказчиками договоров. В данном случае наличие гражданско-правовых договоров с третьими лицами не освобождает ответчика, имеющего лицензию на данный вид деятельности и пользующегося земельным участком, на котором расположен полигон, от обязанности вносить установленные законом платежи.

Довод подателя жалобы о том, что, принимая отходы для размещения от сторонних организаций, Предприятие производит сверхлимитное размещение и обязано исчислять плату, применяя пятикратный повышающий коэффициент, не может быть принят во внимание как не соответствующий Постановлению N 632.

Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением N 632, он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В силу пунктов 3 и 4 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные для природопользователя предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пункт 4.6 приведенных инструктивно-методических указаний предусматривает, что при размещении отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, базовый норматив платы умножается на коэффициент 0,3.

Из материалов дела видно, что в спорный период Предприятие осуществляло размещение отходов не только на основании действующей лицензии, но и на земельном участке, предоставленном ему Комитетом по управлению муниципальным имуществом по договору аренды от 01.04.2000 для полигона твердых бытовых отходов.

Таким образом, при проверке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду суд обоснованно исходил из правомерно применения коэффициента 0,3.

Ссылка подателя жалобы на применение иного коэффициента исходя из размещения отходов сверх утвержденного лимита не принимается во внимание как недоказанная. Сведений о том, что Предприятию разрешено размещать отходы, образованные только от своей деятельности, в пределах утвержденных лимитов, в материалах дела не содержится.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.

Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 апреля 2010 года по делу N А05-1202/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.Я.Зайцева
Судьи
Е.В.Носач
А.Н.Шадрина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-1202/2010
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 30 июня 2010

Поиск в тексте