• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2010 года Дело N А44-6657/2009

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 апреля 2010 года по делу N А44-6657/2009 (судья Бочарова Н.В.),

у с т а н о в и л:

Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о взыскании с Войсковой части 44691 (далее - Войсковая часть) платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 по 4 кварталы 2007 года, с 1 по 4 кварталы 2008 года, с 1 по 3 кварталы 2009 года в сумме 69 397 руб. 58 коп. (с учетом уточнения исковых требований).

Решением от 22 апреля 2010 года заявленные исковые требования удовлетворены частично. С Войсковой части взыскано:

1) в доход бюджета муниципального района - плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2007 года, 1-4 кварталы 2008 года, 1-3 кварталы 2009 года в сумме 4 302 руб. 72 коп.;

2) в доход федерального бюджета - плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2007 года, 1-4 кварталы 2008 года, 1-3 кварталы 2009 года в сумме 2 151 руб. 36 коп.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

Кроме того, с Войсковой части в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 500 руб.

Управление с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит его отменить в части неудовлетворенных требований истца и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что Войсковая часть является природопользователем, в ходе ее хозяйственной деятельности осуществляются выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, образуются отходы. Ответчик размещает отходы в специализированных местах временного хранения, вывозит их в целях окончательной изоляции (захоронения) на полигон бытовых отходов специализированной организации, следовательно, оказывает на окружающую среду негативное воздействие, как результат хозяйственной деятельности (а не осуществление деятельности по размещению отходов, как вид деятельности), которое подлежит оплате. Обязанность платы за все виды негативного воздействия закон возлагает на того субъекта, в результате деятельности которого образуются негативные воздействия. Считает, что природопользователь вне зависимости от заключенных договоров по вывозу отходов без перехода права собственности на эти отходы должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, образовавшиеся в ходе его хозяйственной деятельности. Право собственности на отходы принадлежит Войсковой части, которая несет бремя содержания принадлежащего ей имущества. Ответчик не занимается созданием и определением места строительства полигона, мест обезвреживания отходов, а сдает часть своих отходов специализированной организации на обезвреживание и утилизацию, но из материалов дела не следует, что последняя стала собственником отходов. Полагает, что понижение размера платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождение от нее соответствующих организаций осуществляется при обязательном согласовании данных действий с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора. Однако постановление Администрации Новгородской области от 19.07.2004 N 179 не содержит информации о согласовании с вышеуказанными территориальными органами вопроса об освобождении воинских частей, финансируемых из федерального бюджета, от платы, зачисляемой в областной бюджет.

Войсковая часть отзыва на апелляционную жалобу не представила.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Войсковая часть зарегистрирована в качестве юридического лица за ОГРН 1025301790667, является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов производства и потребления, облагаемых платой.

В Управление Войсковой частью представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 - 4 кварталы 2007 года, 1-4 кварталы 2008 года, 1-3 кварталы 2009 года. Общая сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с расчетами составила 112 531 руб. 05 коп. (т.2, л. 42). Ответчиком за взыскиваемый период было оплачено 43 133 руб. 47 коп. Задолженность ответчика перед бюджетом, по мнению истца, составляет 69 397 руб. 58 коп.

Невнесение установленных законом платежей в полном объеме явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции удовлетворил их в части, обосновывая тем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду в части деятельности по размещению отходов производства и потребления, а так же в части, зачисляемой в бюджет Новгородской области, с ответчика взысканию не подлежит.

Арбитражный суд апелляционной инстанции находит данные выводы обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

На основании статьи 3 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В части 1 статьи 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ указывается, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (часть 2 статьи 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, в соответствии с пунктом 1 которого он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за такие виды вредного воздействия, как выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие вредные воздействия (шум, вибрация и другое).

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Из представленных Войсковой частью в Управление расчетов и приложений к ним плата за негативное воздействие на окружающую среду складывается из сумм платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами и платы за размещение отходов производства и потребления.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Хранение отходов - содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объект размещения отходов представляет собой специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Согласно статье 12 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В связи с этим деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.

В рассматриваемом случае в процессе деятельности Войсковой части образуются отходы: ртутные лампы, масла моторные, зола, шлаки, мусор от бытовых помещений, отходы из жилищ, пищевые отходы, металлолом и другие, которые обезвреживаются и утилизируются с помощью специализированных организаций, что подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду и приложенными к ним документами. Ртутные лампы приняты специализированной организацией - закрытым акционерным обществом «Меркурий», что подтверждается накладной от 06.08.2008 N 81/112 (т.2, л.12).

На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно сделан вывод о том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду в части деятельности по размещению отходов производства и потребления с Войсковой части взысканию не подлежит.

Помимо этого Войсковая часть в процессе своей деятельности эксплуатирует котельную, автомобильный транспорт, в результате ее деятельности осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно статье 1 Закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Сумма платы, исчисленная ответчиком в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 - 4 кварталы 2007 года, 1-4 кварталы 2008 года, 1-3 кварталы 2009 года без учета платы за размещение отходов составила 35 006 руб. 74 коп., частично ответчиком оплачена.

Согласно статьям 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в доход федерального бюджета по нормативу 20%, в доход бюджета субъектов Российской Федерации по нормативу 40%, в доходы бюджетов муниципальных районов и городских округов - по нормативу 40%.

Постановлением Администрации Новгородской области от 19.07.2004 N 179 «Об освобождении от платы в части, зачисляемой в областной бюджет, за нормативные, сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду» войсковые части, финансируемые из федерального бюджета, освобождены от платы, зачисляемой в областной бюджет, за нормативные, сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду (данное Постановление утратило силу с 09.02.2010 в связи с принятием Администрацией Новгородской области Постановления от 09.02.2010 года N 46 «О признании утратившими силу постановлений Администрации области).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан" положение подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28.08.1992 N 632, которым Правительство Российской Федерации предоставило органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора освобождать от платы за загрязнение окружающей природной среды отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данное нормативное положение, признанное настоящим Постановлением не соответствующим Конституции Российской Федерации, утрачивает силу с 01.01.2010.

При этом, Конституционный Суд Российской Федерации принял во внимание тот факт, что утрата данным нормативным положением юридической силы с момента провозглашения Постановления повлечет за собой существенные изменения бюджетных обязательств организаций, освобожденных от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, повлияет на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы, и учел, что, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8 (часть 1) и 34 (часть 1), определяющими конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, в правовом регулировании публичных платежей должны действовать разумные сроки, по истечении которых возникает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Конституционный Суд Российской Федерации посчитал необходимым отсрочить исполнение своего решения, с тем чтобы законодатель имел возможность внести необходимые изменения в правовое регулирование, а заинтересованные субъекты - адаптироваться к новым условиям правового регулирования.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Постановление Администрации Новгородской области от 19.07.2004 года N 179 «Об освобождении от платы в части, зачисляемой в областной бюджет, за нормативные, сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду», принятое на основании пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28.08.1992 года N 632, утратило свою силу с 1 января 2010 года. Следовательно, до 1 января 2010 года Войсковая часть была освобождена от обязанности вносить плату в части, зачисляемую в областной бюджет, за нормативные, сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

На основании изложенного апелляционный суд считает правильным вывод арбитражного суда о том, что требования Управления о взыскании с Войсковой части платы за негативное воздействие на окружающую среду в части, зачисляемой в бюджет Новгородской области необоснованны.

Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, не согласиться с которой апелляционная инстанция не может. Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт в апелляционной жалобе не содержится.

Таким образом, апелляционная инстанция считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 апреля 2010 года по делу N А44-6657/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.

     Председательствующий
А.Н.Шадрина
Судьи
А.Я.Зайцева
Е.В.Носач

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А44-6657/2009
Принявший орган: Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 28 июня 2010

Поиск в тексте