• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 июня 2010 года Дело N А51-11509/2009

Резолютивная часть решения от 18.06.2010 Полный текст решение изготовлен 25.06.2010

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.И. Голуб при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Карпачевым рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Владград»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока об оспаривании решений при участии в заседании:

от заявителя - представитель Шароватов А.С на основании доверенности от 19.06.2009 сроком на 1 год; от ответчика - специалист 3 разряда юридического отдела Пасюта Н.С. на основании доверенности от 14.08.2009 N 10-12/664, сл. удостоверение УР N 648345

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Владград» (далее - ООО «Владград», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее - налоговый орган, ответчик, регистрирующий орган) о признании незаконными решений налогового органа от 01.07.2009 об отказе в государственной регистрации изменений по заявлениям от 24.06.2009 N3056 и N3057, а также об обязании налогового органа зарегистрировать изменения, внесенные в учредительные документы ООО «Владград» и изменения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы общества на основании заявлений и документов, подданных обществом 24.06.2009 за входящими номерами 3056 и 3057 и выдать соответствующие свидетельства.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.03.2010 решение Арбитражного суда Приморского края от 07.10.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

ООО «Владград» в судебном заседании заявление поддержало, указав, что оспариваемыми решениями регистрирующий орган отказал в государственной регистрации изменений и сведений о юридическом лице, в части сведений об адресе (месте нахождения) и сведений об участниках Общества. Заявитель полагает, что у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия данных решений, поскольку весь необходимый пакет документов был предоставлен.

Указывает, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не устанавливает обязанности предоставления со стороны юридического лица документов, подтверждающих нахождение по «новому» адресу, а также налоговому органу был представлен полный пакет документов подтверждающий фактический состав участников общества.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока в судебном заседании заявление отклонила, указав, что заявитель документально не подтвердил нахождение Общества по новому адресу при подаче заявления по форме Р13001, а при подаче документов по форме Р14001 обществом не были представлены доказательства отчуждения долей другим участникам ООО «Владград». Следовательно, на момент принятия решений у налогового органа имелись правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений и сведений о юридическом лице. Изложенные обстоятельства, по мнению ответчика, свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

Из материалов дела судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Владград» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.04.1995 Администрацией г.Владивостока, о чем ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока 18.12.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022501304781, выдано свидетельство серии 25 N02361227.

По договору купли-продажи от 13.10.2008 Вершинина Майя Дмитриевна приобрела у участника ООО «Владград» Гринченко Ф.И. долю в размере 33,333% Уставного капитала общества.

Из выписки ЕГРЮЛ по состоянию на 17.06.2009 у общества значится три учредителя - Вершинина Елена Федоровна, Вершинина Майя Дмитриевна, Вершинин Федор Дмитриевич.

22.06.2009 между Вершининым Федором Дмитриевичем, имеющим 33,333% доли Уставного капитала общества, и Вершининой Майей Дмитриевной был заключен договор купли-продажи доли, согласно которому Вершинин Ф.Д. продал принадлежащую ему долю в уставном капитале общества в указанном выше размере.

В этот же день Вершинина Елена Федоровна реализовала принадлежащую ей долю в уставном капитале в размере 33,333% Вершининой Майе Дмитриевне.

Таким образом, Вершинина М.Д. стала 100% владельцем уставного капитала и единственным участником ООО «Владград».

24.06.2009 ООО «Владград» в лице постоянно действующего исполнительного органа Полищук Нины Валерьевны обратилось в ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (вх.3057) и с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (вх.N3056).

01.07.2009 ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных ФЗ от 08.08.2001 N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов в связи с отсутствием в представленном пакете документов заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001.

Тем же числом ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока также принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных ФЗ от 08.08.2001 N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов в связи с отсутствием в представленном пакете документов заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р14001.

Не согласившись с вынесенными решениями, посчитав, что они не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества, ООО «Владград» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав законность оспариваемых решений, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

Порядок государственной регистрации юридических лиц, установлен Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закона N129-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.

Пункт 2 этой же статьи предусматривает, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 этого же закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

В соответствии пунктом 6 статьи 21 Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в редакции, действовавшей на момент подачи заявлений о государственной регистрации изменений) общество должно быть уведомлено письменно о состоявшейся уступке доли в уставном капитале общества с представлением доказательств такой уступки. Приобретатель доли в уставном капитале общества осуществляет права и несет обязанности участника общества с момента уведомления общества об указанной уступке.

Как следует из материалов дела, Вершинина М.Д. в установленном законом порядке уведомила ООО «Владград» о приобретении долей в уставном капитале и, следовательно, приобрела права и обязанности участника общества. Согласно договорам купли-продажи от 13.10.2008 и от 22.06.2009 Вершинина М.Д. стала 100% владельцем уставного капитала и единственным участником общества, в лице Вершининой Елены Федоровны, действующей на основании доверенности, удостоверенной нотариусом ВНО Стовповой Г.К., за регистрационным номером 11993 от 15.06.2007 было принято решение от 22.06.2009 N1 об изменении Устава ООО «Владград» в части состава участников и места нахождения общества. Также был назначен новый директор общества Полищук Н.В.

К заявлениям о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы заявителем было приложено решение N1 от 22.06.2009 единственного участника ООО «Владград» Вершининой Майи Дмитриевны и устав общества в новой редакции.

В соответствии с Законом N14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Вершинина М.Д. обладает всеми полномочиями по принятию решений о внесении изменений в учредительные документы общества, смене исполнительного органа общества (генерального директора).

Следовательно, отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с недостоверными сведениями в отношении участников общества, не основан на Законе.

В связи с чем довод налогового органа относительного того, что представленные на государственную регистрацию сведений в отношении участников юридического лица, являются недостоверными, поскольку данные сведения не соответствуют сведениям, которые содержаться в ЕГРЮЛ на момент представления заявления, является не состоятельным.

Пункт 4.1 статьи 9 Закона N129-ФЗ не предоставляет регистрирующему органу полномочий для проверки достоверности содержащихся в представленных для государственной регистрации документах сведений. Из буквального толкования указанной нормы права следует, что налоговому органу предоставлено право проверки формы заявления о государственной регистрации, а за содержание сведений, указанных в данном заявлении, в силу статьи 25 данного Закона, ответственность несут заявители.

Учитывая положения указанных норм права, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока от 01.07.2009 об отказе в государственной регистрации изменений вносимых в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы на основании заявления от 24.06.2009 вх.N3057 регистрирующим органом принято не правомерно.

Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Пунктом 2 статьи 54 ГК РФ предусмотрено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Изменения учредительных документов, связанные с изменением места нахождения общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (ст. 12 Закона N14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Из протокола осмотра регистрирующего органа от 29.06.2009 принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий следует, что в ходе осмотра не установлено место нахождения улицы Комарова, 23 «а», а установлено место нахождение улицы Комарова, 23 и по указанному адресу ООО «Владград» не обнаружено.

Из адресной справки Управления архитектуры, градостроительства и госархстройнадзора от 05.07.2004 N4-342д, следует, что зданию, числившемуся ранее в комплексе строений по адресу: ул. Прапорщика Комарова, 23 (строение 1), согласно письма УАГиГ г. Владивостока от 18.10.2000 N2265, был присвоен почтовый адрес: г. Владивосток, ул. Прапорщика Комарова, д. 23 «а».

Как следует из материалов дела, единственным участником общества Вершининой М.Д. было изменено место нахождения ООО «Владград» на новое: г. Владивосток, ул. Комарова, 23 «а», цокольный этаж. Данные изменения были зафиксированы в решении единственного участника от 22.06.2009 N1 и уставе общества от 22.06.2009. Заявитель также подтвердил факт нахождения ООО «Владград» по данному адресу договором аренды нежилого помещения от 20.06.2009 N2006-09/01.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО «Владград» располагается по данному адресу.

Представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N129-ФЗ, не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае, только в случае установления им (налоговым органом) недостоверности изложенных в представленных документах сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, по следующим обстоятельствам.

Согласно статье 4 Закона N129-ФЗ ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом.

Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N149-ФЗ).

Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006).

В соответствии с пунктом «а» статьи 17 Закона N129-ФЗ при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.

Статьей 25 Закона N129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за представление недостоверных сведений.

Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 5, 17, 25 Закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006.

Поскольку заявителем в регистрирующий орган были представлены документы, содержащие достоверные сведения о местонахождении юридического лица, регистрирующим органом не правомерно было отказано в регистрации заявленных изменений.

Кроме того, суд считает, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений законов или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. В случае установления факта неосуществления деятельности налоговый орган также вправе исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном статьей 21.1 Закона о государственной регистрации.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отказа в удовлетворении требования заявителя.

По смыслу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе обязать соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В рамках восстановления нарушенного права заявителя суд обязывает Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Владивостока зарегистрировать изменения, внесенные в учредительные документы ООО «Владград» и изменения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы общества на основании заявлений и документов, подданных обществом 24.06.2009 за входящими номерами 3056 и 3057 и выдать соответствующие свидетельства.

Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока от 01.07.2009 об отказе в государственной регистрации изменений по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Владград» от 24.06.2009 N3056 как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока от 01.07.2009 об отказе в государственной регистрации изменений по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Владград» от 24.06.2009 N3057 как не соответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока зарегистрировать изменения, внесенные в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «Владград» и изменения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью «Владград» на основании заявлений и документов, подданных Обществом 24.06.2009 за входящими номерами 3056 и 3057 и выдать соответствующие свидетельства.

В указанной части решение подлежит немедленному исполнению.

Выдать исполнительный лист.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью «Владград» 2000 (две тысячи) рублей государственной пошлины по заявлению.

Исполнительный лист на взыскание госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

     Судья
Е.И.Голуб

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-11509/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 25 июня 2010

Поиск в тексте