АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 июня 2010 года Дело N А51-336/2010

Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2010. Полный текст решения изготовлен 28.06.2010.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Бибик Н.Л.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.А. Маториной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Веретенникова Бориса Борисовича к Управлению муниципальной собственности города Владивостока об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления при участии:

от заявителя - Решетникова С.Д. (нотариально удостоверенная доверенность от 12.02.2010),

от управления - Салыкова Л.В. (доверенность от 28.12.2009 N 28/1-3358),

установил: индивидуальный предприниматель Веретенников Борис Борисович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению муниципальной собственности города Владивостока (далее - управление, УМС) о признании недействительным распоряжения управления от 02.10.2009 N 171 в части пункта 1.2.3, касающегося предпринимателя, а также о признании за предпринимателем преимущественного права выкупа арендованного нежилого помещения по адресу: г. Владивосток, ул. Адм. Фокина, 27, площадью 29,8 кв.м, обязании управления обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества, и направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

Заявитель поддержал уточненные требования, пояснив, что удовлетворяет установленным законом требованиям для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, так как относится к категории субъектов малого предпринимательства, арендует спорные помещения более двух лет, задолженности по арендной плате не имеет.

Представитель управления в представленном отзыве, поддержанном в судебном заседании, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. В обоснование возражений указал, что 11.12.2009 с заявителем заключен договор аренды указанного помещения сроком на пять лет, однако, поскольку данный договор аренды не зарегистрирован в установленном законом порядке, то в силу пункта 2 статьи 651 ГК РФ не может считаться заключенным, в связи с чем заявитель не включен в число лиц, имеющих преимущественное право на приобретение арендуемого помещения.

Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, заявитель с 26.05.1998 арендует нежилое помещение общей площадью 29,80 кв.м., расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Адм. Фокина, 27, для использования в целях «магазин, офис». Помещение предоставлено заявителю в аренду Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Владивостока по договору аренды N 2/221 от 29.05.1998 на основании распоряжения председателя комитета от 24.04.1998 N 158.

В дальнейшем договор аренды неоднократно перезаключался на новый срок (договор N 2/221 от 01.12.1999, договор N 02-05309-002-Н-АР-2851-00 от 25.11.2003, дополнительное соглашение от 04.06.2007, договор N 02-05309-002-Н-АР-5975-00 от 14.01.2009, договор N 02-05309-002-Н-АР-6149-00 от 11.12.2009).

Объект недвижимости не выбывал из владения и пользования заявителя, которое осуществлялось как на момент обращения заявителя за реализацией своего преимущественного права на приобретение арендуемого имущества на основании договора аренды N 02-05309-002-Н-АР-5975-00 от 14.01.2009, так и по настоящее время на основании договора аренды N 02-05309-002-Н-АР-6149-00 от 11.12.2009.

Посчитав, что удовлетворяет требованиям, установленным Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, заявитель для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества 21.08.2009 обратился в УМС с заявлением о предоставлении права преимущественного выкупа арендуемого имущества, представив соответствующие документы.

Управление распоряжением от 02.10.2009 N 171 «Об условиях приватизации муниципального имущества на 2009 год» (пункт 1 подпункты 1.2, 1.2.3) приняло решение, которым заявителю фактически отказано в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Адм. Фокина, 27, площадью 29,8 кв.м (подвал), в связи с тем, что арендатор занимает помещение менее 2 лет, так как договор N 02-05309-002-Н-АР-2851-00 от 25.11.2003 не считается заключенным. О принятом решении заявителю сообщено письмом от 15.10.2009 N 19528сп.

Не согласившись с данным отказом, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого отказа, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 159-ФЗ) установлено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.

В силу статьи 3 названного Закона субъекты малого и среднего предпринимательства, при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом арендуемое имущество должно находиться в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не должна превышать предельные значения площади арендуемого имущества; арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Статьей 4 данного Закона утвержден порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества, а статьей 9 данного Закона определены последовательность действий заинтересованных лиц и уполномоченных органов и сроки их совершения.

Категории субъектов малого предпринимательства установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Соответствие заявителя категории субъектов малого предпринимательства, установленной статьей 4 указанного Федерального закона, подтверждается письмом администрации г.Владивостока от 28.05.2010 N 5759Д, согласно которому распоряжением управления муниципальной собственности от 06.11.2009 N 255 заявитель пользуется льготным коэффициентом при расчете арендной платы как субъект малого предпринимательства, и внесен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, что подтверждается также представленной в материалы дела распечаткой из интернет-страницы «Малый и средний бизнес Владивостока» (http://www.vlc.ru/small business).

Согласно договорам аренды N 2/221 от 29.05.1998; N 2/221 от 01.12.1999; N 02-05309-002-Н-АР-2851-00 от 25.11.2003 совместно с дополнительным соглашением от 04.06.2007; N 02-05309-002-Н-АР-5975-00 от 14.01.2009; N 02-05309-002-Н-АР-6149-00 от 11.12.2009 и соответствующим распоряжениям КУМИ г.Владивостока от 24.04.1998 N 158, от 04.11.1999 N 551, распоряжению УМС г.Владивостока от 03.10.2003 N 558, распоряжению УМИГА г.Владивостока от 21.05.2007 N 207, от 26.12.2008 N 3670, распоряжению УМС г.Владивостока от 06.11.2009 N 255, арендуемое имущество непрерывно находится во временном владении и пользовании заявителя с 1998 года, то есть более двух лет. При этом договор аренды N 2/221 от 01.12.1999, заключенный на срок более одного года, зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.05.2001, а также уведомлениями Управления Росреестра по Приморскому краю от 14.01.2010 N 01/200/2009-89 и N 01/200/2009-90.

Несмотря на то, что последующие договоры не были зарегистрированы, в связи с чем в силу части 2 статьи 651 ГК РФ являются незаключенными, тем не менее, имущество по окончании срока аренды не было возвращено арендодателю, арендные отношения между сторонами не прекращались и продолжены, в том числе по 24.11.2014 (договор N 02-05309-002-Н-АР-6149-00 от 11.12.2009), что на основании части 2 статьи 621 ГК РФ означает, что зарегистрированный договор аренды считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. При этом все последующие договоры и распоряжения указывают на отсутствие возражений со стороны арендодателя и фактически являлись пролонгацией имеющихся между сторонами арендных отношений.

Следовательно, доводы управления о том, что имущество находится во владении и пользовании заявителя менее двух лет, что явилось основанием для отказа в реализации преимущественного права на его приобретение, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В соответствии со статьями 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд считает, что в данном случае управлением не доказан надлежащими и допустимыми доказательствами факт владения и пользования заявителем арендуемым имуществом менее двух лет.

Площадь арендуемых помещений, преимущественное право на приобретение которых просит заявитель, составляет 29,8 кв.м, что не превышает предельных значений площади, установленных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2008 N 961 (составляет менее 1000 кв. метров).

Согласно информации управления от 28.04.2010 N 28/2-8-1985 указанное помещение включалось в перечень приватизируемого муниципального имущества Программы приватизации 2006 года, но на торги не выставлялось.

Доказательства включения в настоящее время арендуемого имущества в утвержденный перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, отсутствуют.

Представленные в материалы дела доказательства также свидетельствуют о надлежащем исполнении заявителем обязанности по внесению арендной платы за арендуемое имущество. Доказательств обратного, а также наличия задолженности по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням) управлением в материалы дела не представлено. В то же время, надлежащее исполнение заявителем данного условия при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, управлением не оспаривается.

Целью принятия Закона N 159-ФЗ является оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций на участие в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества в установленный период.

Из изложенного следует вывод, что заявитель соответствует всем требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 года N 149) к субъектам малого и среднего предпринимательства, для реализации преимущественного права по приватизации арендуемого им муниципального имущества.

Таким образом, оспариваемый отказ управления противоречит закону и нарушает права заявителя на реализацию преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает соответствующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 4 Закона N 159-ФЗ).

Согласно распоряжению главы г.Владивостока от 09.06.2009 N 556-р органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности является Управление муниципальной собственности г.Владивостока.

Следовательно, поскольку уполномоченным органом является УМС г.Владивостока, то обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, в том числе принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества, направления заявителю копии указанного решения, предложения о заключении договора купли-продажи муниципального имущества и проект договора купли-продажи арендуемого имущества, возлагается на Управление муниципальной собственности г.Владивостока.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ, уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 100 руб. подлежит взысканию в его пользу с управления.

Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 900 руб. подлежит возврату заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 333 40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать недействительным распоряжение Управления муниципальной собственности города Владивостока от 02.10.2009 N 171 (пункт 1.2.3).

Признать за индивидуальным предпринимателем Веретенниковым Борисом Борисовичем преимущественное право выкупа арендованного нежилого помещения по адресу: г. Владивосток, ул. Адм. Фокина, 27, площадью 29,8 кв.м.

Обязать Управление муниципальной собственности г. Владивостока обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества, направить индивидуальному предпринимателю Веретенникову Борису Борисовичу проект договора купли-продажи арендуемого имущества в сроки, установленные законом.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Выдать исполнительный лист.

Взыскать с Управления муниципальной собственности г. Владивостока в пользу индивидуального предпринимателя Веретенникова Бориса Борисовича 100 (сто) рублей судебных расходов на уплату государственной пошлины.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Веретенникову Борису Борисовичу 900 (девятьсот) рублей излишне уплаченной государственной пошлины, перечисленной по квитанции СБ РФ от 24.12.2009.

Выдать исполнительный лист и справку на возврат госпошлины после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

     Судья
Н.Л.Бибик

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка