• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 июня 2010 года Дело N А51-2210/2010

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.М. Попова, при ведении протокола судебного заседания секретарём Т.А. Березюк, рассмотрев в судебном заседании 23 июня 2010 года дело по заявлению ООО «Центр» в лице конкурсного управляющего Осипова С.В. к МИФНС России N 2 по Приморскому краю о признании незаконными действий при участии в судебном заседании:

от заявителя - Полионная М.В.

от налогового органа - Ильина Н.В. установил:

Конкурсный управляющий ООО «Центр» Осипов Сергей Владимирович (далее по тексту заявитель, налогоплательщик, Общество) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ в ходе судебного разбирательства) о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 2 по Приморскому краю (далее по тексту - налоговый орган, инспекция), выразившихся в форме принятия решений N 73558 от 22.07.2009, NN 76524 - 76525 от 29.09.2009, N76535 от 29.09.2009, N 77238 от 21.10.2009, N 77300 - от 21.10.2009, N77743 от 10.11.2009, NN 78849 - 78854 от 18.11.2009, N 77297 от 21.11.2009, N 79529 от 09.12.2009, NN 80275 - 80279 от 14.12.2010, N 80645 13.01.2010, а также обязать налоговый орган возвратить незаконно списанные по инкассовым поручениям, выставленным на основании указанных решений денежные средства в сумме 187322,63 руб.

В судебном заседании Общество уточненные требования поддержало в полном объеме, считает, что налоговый орган был не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности, и выставлению инкассовых поручений на списание денежных средств со счета налогоплательщика, поскольку налогоплательщик признан несостоятельным (банкротом) и вопрос о взыскании с предприятия налогов и налоговых санкций должен решаться конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В своих доводах, по тексту заявления, заявитель ссылается на пропуск срока на подачу рассматриваемого заявления в связи с тем, что конкурсному управляющему стало известно о нарушении прав и законных интересов кредиторов 20.12.2009 и просит восстановить пропущенный срок.

Суд, посчитав причины пропуска срока на обращение заявителя в суд с рассматриваемым заявлением уважительными, руководствуясь статьёй 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, восстанавливает указанный срок.

Налоговый орган требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, со ссылкой на постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N25, считает, что требования налоговых органов, в чью компетенцию входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам и санкциям, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном налоговым законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что решением Арбитражного Приморского края от 25.02.2009 по делу NА51-8920/08 45-151б ООО «Центр» признано несостоятельным (банкротом). Реестр требований кредиторов был закрыт 28.05.2009.

На основании ст. 133 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» ООО «Центр» имеет единый счет конкурсного производства - расчетный счет N40702810351000000038 в ОАО «Дальконбанк».

В период с 04.08.2009 по 25.12.2009 с расчетного счета должника ООО «Центр», открытого в ОАО «Далькомбанк», производились списания денежных средств по инкассовым поручениям на основании решений, принятых МИФНСА России N 2 по Приморскому краю.

1. инкассовое поручение N 76518 от 22.07.2009 по решению N 73558 от 22.07.2009 на сумму 1328 руб. штраф по транспортному налогу с организаций;

2. инкассовое поручение N 76517 от 22.07.2009г. по решению N 73558 от 22.07.2009г. на сумму 6639 руб. - транспортный налог с организации;

3. инкассовое поручение N 7625 от 29.09.2009 по решению N 76525 от 29.09.2009на сумму 50 руб. - штраф;

4.инкассовое поручение N 77909 от 29.09.2009 по решению N 76524 от 29.09.2009 на сумму 8500 руб. - штраф;

5.инкассовое поручение N 78416 от 10.11.2009 по решению N 77743 от 10.11.2009 на сумму 5596 руб. - ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет (пеня) по сроку уплаты 25.09.2009 с датой окончания налогового периода 21.10.2009;

6.инкассовое поручение N 78415 от 10.11.2009 по решению N 77743 от 10.11.2009 на сумму 110064 руб. - ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет (налог) по сроку уплаты 13.05.2009 с датой окончания налогового периода 21.10.2009;

7.инкассовое поручение N 78839 от 18.11.2009 по решению N 78849 от 18.11.2009 на сумму 19,4 руб. - пеня по водному налогу по сроку уплаты 26.10.2009 с датой окончания налогового периода 26.10.2009;

8.инкассовое поручение N 78836 от 18.11.2009 по решению N 78852 от 18.11.2009 на сумму 43,62 руб. - пеня по налогу на имущество по сроку уплаты 26.10.2009 с датой окончания налогового периода 26.10.2009;

9.инкассовое поручение N 78835 от 18.11.2009 по решению N 78855 от 18.11.2009. на сумму 314,43 руб. - ЕСН в ФФОМС (пеня) по сроку уплаты 26.10.2009 с датой окончания налогового периода 26.10.2009;

10.инкассовое поручение N 78841 от 18.11.2009 согласно решению N 78851 от 18.11.2009 на сумму 371,54 руб. - пеня по транспортному налогу по сроку уплаты 26.10.2009 с датой окончания налогового периода 26.10.2009;

11.инкассовое поручение N 78838 от 18.11.2009 по решению N 78854 от 18.11.2009 на сумму 451,53 руб. - пеня по ЕСН в ФСС по сроку уплаты 26.10.2009 с датой окончания налогового периода 26.10.2009;

12.инкассовое поручение N 78840 от 18.11.2009 по решению N 78850 от 18.11.2009 на сумму 546,6 руб. - пеня по ЕСН в ТФОМС по сроку уплаты 26.10.2009 с датой окончания налогового периода 26.10.2009;

13.инкассовое поручение N 78837 от 18.11.2009 по решению N 78853 от 18.11.2009 на сумму 20683,61 руб. - пеня по ЕСН в Федеральный бюджет по сроку уплаты 26.10.2009 с датой окончания налогового периода 26.10.2009;

14.инкассовое поручение N 78140 от 27.11.2009 по решению N 77300 от 21.10.2009 на сумму 196,61 руб. - по налогу на имущество (пеня) по сроку уплаты 17.09.2009 с датой окончания налогового периода 17.09.2009;

15.инкассовое поручение N 78138 от 27.11.2009 по решению N 77303 от 21.10.2009 на сумму 1782,88 руб. - ЕСН в ФФОМС (пеня) по сроку уплаты 17.09.2009 с датой окончания налогового периода 17.09.2009;

16.инкассовое поручение N 78137 от 27.11.2009 по решению N 77302 от 21.10.2009 на сумму 2586,66 руб. - по ЕСН в ФСС (пеня) по сроку уплаты 17.09.2009 с датой окончания налогового периода 17.09.2009;

17. инкассовое поручение N 78136 от 27.11.2009 по решению N 77298 от 21.10.2009 на сумму 3085,91 руб. - ЕСН в ТФОМС (пеня) по сроку уплаты 17.09.2009 с датой окончания налогового периода 17.09.2009;

18.инкассовое поручение N 78141 от 27.11.2009 по решению N 77301 от 21.10.2009 на сумму 15972,17 руб. - ЕСН в Федеральный бюджет (пеня) по сроку уплаты 17.09.2009 с датой окончания налогового периода 17.09.2009;

19. инкассовое поручение N 78135 от 11.12.2009 по решению N 77297 от 21.10.2009 на сумму 115,84 руб. - пеня;

20. инкассовое поручение N 79114 от 25.12.2009 по решению N 79529 от 09.12.2009 на сумму 842,00 руб. - пеня;

21. инкассовое поручение N 79329 от 18.01.2010 по решению N 80277 от 14.12.2010 на сумму 7 189,63 руб. - пеня;

22. инкассовое поручение N от 79333 от 18.01.2010 по решению N 80276 от 14.12.2009 на сумму 30,27 руб. - пеня;

23. инкассовое поручение N 79330 от 18.01.2010 по решению N 80278 от 14.12.2009 на сумму 280,54 руб. - пеня;

24. инкассовое поручение N 79331 от 18.01.2010 по решению N 80279 от 14.12.2009 на сумму 192,75 руб. - пеня;

25. инкассовое поручение N 79332 от 18.01.2010 по решению N 80275 от 14.12.2009 на сумму 339,64 руб. - пеня;

26. инкассовое поручение N 79541 от 05.02.2010 по решению N 80645 от 13.01.2010 на сумму 10,00 руб. - пеня;

27. инкассовое поручение N 79542 от 05.02.2010 по решению N 80645 от 13.01.2010 на сумму 90,00 руб. - пеня.

Таким образом, со счета должника по инкассовым поручениям в период с 22.07.2009 по 18.11.2009 банком были списаны денежные средства с расчетного счета ООО «Центр» N 40702810351000000038 на сумму общую сумму 187322,63 руб.

Не согласившись с действиями налогового органа, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав доказательства по делу, заслушав доводы сторон, суд считает уточненные требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объеме в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банке, или за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.

Решением Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-8920/2008 45-152б Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

Поскольку заявитель признан банкротом, к настоящим правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона N127-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ (в редакции Федерального закона N 296-ФЗ от 30.12.2008г.) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Федерального закона N127-ФЗ, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Статьей 5 Федерального закона N127-ФЗ определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Согласно пункту 4 статьи 142 Федерального закона N127-ФЗ требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном статьей 142 Федерального закона N 127-ФЗ.

В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» указано, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона N127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Аналогичная позиция изложена в пункте 47 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, арбитражным судам следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Федерального закона N127-ФЗ), однако, в силу специального указания пункта 4 статьи 142 указанного Федерального закона требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Из вышеприведенных норм следует, что после открытия в отношении организации конкурсного производства налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности по налогу.

Как следует из материалов дела, оспариваемые решения Инспекции N 73558 от 22.07.2009, NN 76524 - 76525 от 29.09.2009, N76535 от 29.09.2009, N 77238 от 21.10.2009, N 77300 - от 21.10.2009, N77743 от 10.11.2009, NN 78849 - 78854 от 18.11.2009, N 77297 от 21.11.2009, N 79529 от 09.12.2009, NN 80275 - 80279 от 14.12.2010, N 80645 13.01.2010, о взыскании налогов, сборов, пени и штрафов за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банке приняты после открытия конкурсного производства в отношении задолженности, возникшей после признания заявителя банкротом.

Вынесение оспариваемых решения является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации. Таким образом, принятие указанных решений признается мерой принудительного характера.

Поэтому (с учетом вышеизложенного) суд считает, что у Инспекции отсутствовали законные основания взыскания налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.

Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 114 НК РФ налоговые санкции являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ.

Пунктом 3 статьи 137 Закона N 127-ФЗ установлены особые правила удовлетворения требований кредиторов по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей. Согласно данной норме такие требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

Пунктом 30 Постановления разъяснено, что при применении данной нормы судам необходимо исходить из того, что Закон N127-ФЗ не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 названного Закона.

С учетом изложенных обстоятельств, действия налогового органа по выставлению в банк инкассовых поручений на взыскание пени и штрафов и принятию по ним решений не соответствуют статье 126, пункту 3 статьи 137 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», следовательно, подлежат признанию незаконными.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд считает требования заявителя обоснованными, подверженными материалами дела и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доводы, приведенные налоговым органом в отзыве, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.

Расходы по уплате госпошлины, суд в порядке ст. 102,1001 АПК РФ относит на налоговый орган.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконными действия МИФНС России N 2 по Приморскому краю, выразившиеся в форме решений N 73558 от 22.07.2009, NN 76524 - 76525 от 29.09.2009, N76535 от 29.09.2009, N 77238 от 21.10.2009, N 77300 - от 21.10.2009, N77743 от 10.11.2009, NN 78849 - 78854 от 18.11.2009, N 77297 от 21.11.2009, N 79529 от 09.12.2009, NN 80275 - 80279 от 14.12.2010, N 80645 13.01.2010.

Обязать МИФНС России N 2 по Приморскому краю возвратить ООО «Центр» взысканные денежные средства в сумме 187322,63 руб.

Взыскать с МИФНС России N 2 по Приморскому краю в пользу ООО «Центр» судебные расходы в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

     Судья
Е.М.Попов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-2210/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 28 июня 2010

Поиск в тексте