АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 июня 2010 года Дело N А51-4762/2010

Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2010. Полный текст решения изготовлен 28.06.2010.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Л. Бибик,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.А. Маториной рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интэгра» к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о признании незаконным отказа и обязании предоставить земельный участок в аренду, при участии:

от заявителя - Булашева С.Р. (доверенность от 01.06.2010),

от департамента - Подольский А.С. (доверенность от 15.12.2009 N 29/03-18-13093),

установил: общество с ограниченной ответственностью «Интэгра» (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) о признании незаконным решения департамента об отказе в предоставлении обществу в аренду земельного участка, расположенного в районе проспекта 100-летия Владивостоку, 52, оформленного в письме департамента от 10.12.2009 N 29/06-20-12929, а также об обязании департамента принять к рассмотрению проект границ земельного участка, кадастровый паспорт и принять решение о передаче обществу в аренду испрашиваемого земельного участка.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, указав, что представил в департамент все необходимые документы, в том числе проект границ земельного участка, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, в связи с чем считает отказ необоснованным. По мнению заявителя, отсутствует возможность определить, что объект, для размещения которого заявитель испрашивает земельный участок, попадет в границы, указанные в постановлении главы г.Владивостока от 09.07.2009 N 777.

Департамент отзыв не представил, в судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные обжалуемом решении. Считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, а отказ законным и обоснованным.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

09.11.2009 (входящий N 29-18749) общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду на 25 лет земельного участка площадью 392,00 кв.м, расположенного в районе просп. 100-летия Владивостоку, 52 Приморский край, г. Владивосток, ул. Глинки, д. 24, для установки и эксплуатации выставочного павильона (автосалон).

Письмом от 10.12.2009 N 29/06-20-12929 департаментом отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что заявитель самостоятельно обратился в орган местного самоуправления за изготовлением и утверждением проекта границ земельного участка, что, по мнению департамента является нарушением земельного законодательства, испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне инженерных сетей, а также испрашиваемый земельный участок вошел в границы гостевого маршрута, утвержденного постановлением главы г.Владивостока от 09.07.2009 N 777.

Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 29 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.

В соответствии с Законами Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ, от 18.12.2006 N 21-КЗ, постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, от 18.05.2007 N 116-па, от 06.06.2007 N 134-па, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края.

Постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, вступившим в силу с 01.12.2009, департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края переименован в департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.

Пунктом 1.3 Положения, утвержденного Постановлением от 25.09.2009 N 263-па, департамент является правопреемником департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в области земельных отношений.

Следовательно, департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края является исполнительным органом государственной власти, обладающим в соответствии со статьей 29 ЗК РФ правом предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из материалов дела, заявитель обратился в департамент с заявлением о предоставлении обществу земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Частью 6 статьи 13 АПК РФ предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

Учитывая изложенное, суд, рассматривает заявление общества в соответствии с нормами Земельного Кодекса Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регулируется статьей 34 ЗК РФ. В частности, пунктами 2, 4 этой статьи установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Принимая во внимание, что исполнительным органом государственной власти, обладающим в соответствии со статьей 29 ЗК РФ правом предоставления земельных участков в городе Владивостоке является департамент, то в силу указанных норм земельного законодательства, заявитель должен обратиться в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка, а департамент направить заявление общества в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. (В редакции ЗК РФ на момент обращения общества с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления, подлежал изготовлению и утверждению проект границ земельного участка.)

Вместе с тем, указанная норма не является основанием для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка лишь по причине самостоятельного обращения заявителя в орган местного самоуправления и получения проекта границ земельного участка, утвержденного органом местного самоуправления, поскольку в конечном итоге распоряжение земельным участком осуществляется департаментом.

Ссылка департамента на постановление губернатора Приморского края от 28.04.2000 N 375 «Об утверждении Правил охраны коммунальных тепловых сетей в Приморском крае», как основание для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка является безосновательной, поскольку данным нормативным актом не предусмотрен отказ в предоставлении земельного участка, часть которого расположена в охранной зоне инженерных сетей.

Указанным нормативным актом не допускается, в том числе возводить временные строения, в пределах охранных зон тепловых сетей. Однако из представленных в материалы дела доказательств не представляется возможным установить, что выставочный павильон (автосалон), для установки и эксплуатации которого испрашивается заявителем земельный участок, будет располагаться в пределах охранных зон тепловых сетей. Не представлено департаментом и в ходе судебного разбирательства доказательств того, что отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка, департамент располагал указанными доказательствами.

В соответствии со статьей 72 ЗК РФ, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль за использованием земель поселения.

Одним из нормативных правовых актов, устанавливающих критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в г. Владивостоке, является постановление Главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (с изменениями, внесенными постановлением от 26.10.2009 N 1193). Названным постановлением утверждено расположение гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, проходящего по автомобильным дорогам вдоль определенных улиц, и предусмотрено обеспечение отсутствия временных построек, киосков, навесов и других подобных построек на протяжении всего гостевого маршрута на земельных участках, попадающих полностью или частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси перечисленных автомобильных дорог.

Как видно из материалов дела, испрашиваемый заявителем земельный участок в районе проспекта 100-летия Владивостоку, 52, находится в непосредственной близости от проезжей части и попадает в границы указанной 100-метровой зоны.

Следовательно, предоставление данного земельного участка под размещение временного объекта будет противоречить требованиям реализации местных программ использования земель (статья 11 ЗК РФ), в силу чего отказ департамента в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка соответствует законодательству, а заявитель не доказал наличие у него прав и законных интересов в отношении испрашиваемого земельного участка, подлежащих судебной защите.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя.

По указанным основаниям не подлежат удовлетворению и требования заявителя об обязании департамента в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая, что в удовлетворении заявленных требований отказано, расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

     Судья
Н.Л.Бибик

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка