• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 28 июня 2010 года Дело N А51-5731/2010

Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2010. Полный текст решения изготовлен 28.06.2010.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Л. Бибик,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.А. Маториной рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Восточный экспресс банк» в лице Приморского филиала к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о признании незаконным решения при участии в заседании:

от заявителя - Жилина А.В. (доверенность N 4-П от 01.01.2010)

от департамента - Сулейманова А.Е. (доверенность от 15.12.2009 N 29/03-18-13095)

установил: открытое акционерное общество «Восточный экспресс банк» в лице Приморского филиала (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) о признании незаконным решеняие департамента N 29/02-20-190 от 15.01.2010 об отказе в предоставлении в собственность общества земельного участка площадью 564 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, проспект Океанский, 1, а также об обязании департамента принять решение о предоставлении в собственность общества указанного земельного участка (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержал, пояснив, что общество в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в департамент с просьбой о предоставлении ему в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости. Пояснил, что к обращению приложены все необходимые документы, в том числе кадастровый паспорт, в связи с чем, вправе приобрести в собственность указанный земельный участок. Считает отказ необоснованным.

Департамент в представленном отзыве считает требования общества не подлежащими удовлетворению. В обоснование своих доводов указывает, что в представленном кадастровом паспорте не соответствует разрешенное использование испрашиваемого земельного участка его целевому назначению. Указал также, что согласно кадастровому паспорту весь земельный участок относится к землям историко-культурного назначения, что является ограничением в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 04.04.2006 общество приобрело трех-этажное здание расчетно-кассового отдела с пристройкой общей площадью 530,8 кв.м (лит.А, А1-пристройка), расположенное по адресу: г. Владивосток, проспект Океанский, 1.

По договору аренды земельного участка от 07.05.2007 N 02-010005-Ю-Д-06847 обществу в аренду сроком на 10 лет предоставлен земельный участок площадью 564 кв.м, расположенный по адресу: г. Владивосток, проспект Океанский, 1, для использования в целях дальнейшей эксплуатации здания с пристройкой. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.

В результате произведенной заявителем реконструкции здания 30.03.2009 Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю на основании постановления апелляционной инстанции Арбитражного Приморского края от 04.05.2008 зарегистрировано право собственности заявителя на четырех-этажное нежилое здание банка, общей площадью 685,7 кв.м, инв.N 05:401:002:000228450, лит.А, по адресу: г. Владивосток, проспект Океанский, 1.

19.02.2008 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 564 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, проспект Океанский, 1, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости.

Письмом от 15.01.2010 N 29/02-20-190 департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка.

Поскольку, по мнению заявителя, им представлен исчерпывающий пакет документов, необходимый для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу статьи 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии с Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, от 18.05.2007 N 116-па, от 06.06.2007 N 134-па, заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, уполномоченный осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.

Постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, вступившим в силу с 01.12.2009, департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края переименован в департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.

Пунктом 1.3 Положения, утвержденного Постановлением от 25.09.2009 N 263-па, департамент является правопреемником департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в области земельных отношений.

Следовательно, департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края является надлежащим лицом, действия которого оспариваются заявителем по настоящему делу.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

При рассмотрении дела данной категории суду необходимо установить наличие у обратившегося лица права на приобретение в собственность земельного участка, то есть наличие права собственности на объект недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке.

В соответствии со статьей 219 ГК РФ право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Поскольку заявитель является собственником объекта недвижимого имущества, зарегистрированного в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.03.2009, то вопросы предоставления земельного участка под названным объектом регулируются статьей 36 ЗК РФ.

Основания ограничения оборотоспособности земельных участков установлены статьей 27 ЗК РФ.

В силу пункта 4 статьи 28 названного Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» также установлено, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Согласно кадастровому плану земельного участка от 22.03.2007 N 1/07-992, испрашиваемый обществом земельный участок, расположенный по адресу: г. Владивосток, проспект Океанский, 1, относится к землям населенных пунктов.

Как следует из материалов дела, данный земельный участок площадью 564 кв.м относится к землям историко-культурного значения.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения, являющимися в силу статьи 94 ЗК РФ особо охраняемыми территориями, которые могут быть изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим, относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.09.2008 по делу N А51-8979/2007 2-289 на основании сведений Управления культуры Приморского края от 03.11.2003 N 01-22/1612, от 15.11.2007 N 05/10-3210, установлено, что, принадлежащее заявителю здание расчетно-кассового отдела не является памятником истории и культуры.

Принимая во внимание, что в силу пункта 4 части 5 статьи 27, пункта 1 части 1 статьи 99 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, занятые объектами культурного наследия, а принадлежащий заявителю объект недвижимости не является памятником истории и культуры, то испрашиваемый обществом земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте.

Доводы департамента о не соответствии разрешенного использования испрашиваемого земельного участка его целевому назначению не соответствуют обстоятельствам дела в силу следующего.

Согласно пункту 9 кадастрового плана земельного участка от 22.03.2007 N 1/07-992, разрешенное использование (назначение): «для дальнейшей эксплуатации здания с пристройкой», то есть разрешенным использованием испрашиваемого земельного участка являлась дальнейшая эксплуатация находящегося на земельном участке здания. В настоящее время на данном земельном участке расположено то же самое здание с произведенной реконструкцией, и целью использования земельного участка является дальнейшая эксплуатация указанного объекта недвижимости.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Как следует из материалов дела, заявителем при обращении в департамент представлены все документы, предусмотренные вышеуказанным перечнем, в том числе и кадастровый план земельного участка.

Судом в ходе судебного разбирательства установлено, что испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, не относится к землям, ограниченным в обороте, запрет на его приватизацию законом не установлен, а также он не относится к землям резервирования для государственных или муниципальных нужд.

На основании пункта 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Однако, как установлено судом, департаментом не представлено доказательств законности и обоснованности отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Таким образом, принимая во внимание, что заявитель, как собственник реконструированного недвижимого имущества, зарегистрированного в установленном законом порядке, обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в надлежащий уполномоченный орган с предоставлением предусмотренных законом документов, то в силу вышеприведенных норм права у департамента отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, проспект Океанский, 1, площадью 564 кв.м в собственность заявителю, в связи с чем данный отказ является незаконным.

Пунктом 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку, как установлено судом, департаментом не представлено доказательств законности и обоснованности отказа в предоставлении в собственность заявителю земельного участка, то указанный отказ департамента является незаконным.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в случае признания оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части, арбитражный суд указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Принимая во внимание, что отказ департамента признан судом незаконным, а также учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлено отсутствие оснований для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность, суд обязывает департамент в установленный законом срок со дня принятия настоящего решения предоставить в собственность обществу испрашиваемый земельный участок.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей в силу статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с департамента.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Признать незаконным отказ департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 15.01.2010 об отказе в предоставлении в собственность открытого акционерного общества «Восточный экспресс банк» земельного участка площадью 564 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, проспект Океанский, 1, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края принять решение в установленный законом срок со дня принятия настоящего решения о предоставлении в собственность открытого акционерного общества «Восточный экспресс банк» земельного участка площадью 564 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, проспект Океанский, 1.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Выдать исполнительный лист.

Взыскать с департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу открытого акционерного общества «Восточный экспресс банк» 2 000 (две тысячи) рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

     Судья
Н.Л.Бибик

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-5731/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 28 июня 2010

Поиск в тексте