АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 02 июля 2010 года Дело N А51-5268/2010

Резолютивная часть решения объявлена 28.06.2010. Полный текст решения изготовлен 02.07.2010. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Нестеренко Л.П.

рассмотрел в судебном заседании

дело по заявлению ООО «ТКК»

к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края

об оспаривании действий

при участии в заседании: от заявителя - генеральный директор Ляпин Р.В., прокол общего собрания от 06.08.2006 N 1, паспорт 05 01 N 293980, ответчик - начальник отдела претензионной работы Гуйдик И.В., доверенность от 30.12.2009 N 29/03-20-13656.

Общество с ограниченной ответственностью «ТКК» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по отказу в заключении договора аренды, выраженных в письме от 11.05.2010 N 29/06-20-6461 (с учетом уточнений, принятых арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

ООО «ТКК» поддержало заявленные требования, указало, что постановление N 777 от 09.07.2009 не соответствует требованиям Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» в части категорий дорог, в отношении которых установлены придорожные полосы. Общество пояснило, что планировало вести на испрашиваемом земельном участке деятельность без размещения каких- либо строений, в том числе временных.

Ответчик требования Общества не признает, указал, что испрашиваемый земельный участок входит в границы 100-метровой зоны расположения гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, установленного постановлением главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777. Пояснил, что указанным постановлением утверждены границы гостевого маршрута, а не придорожная полоса. Полагает, что техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств предполагает размещение помещения, в котором будет осуществляться эта деятельность.

При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «ТКК» зарегистрировано в качестве юридического лица 09.11.2009 ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 N 003347706.

12.04.2007 между Управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г. Владивостока (арендодатель) и ООО «Влад-Ронг» (арендатор) был заключен договор аренды N 04-040014-Ю-В-06819 земельного участка площадью 918 кв.м. с кадастровым номером 25:28:04 00 14:0120, расположенного в г. Владивостоке, по ул. Выселковая, 49, для использования в целях технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств. Срок аренды был установлен с 01.03.2007 по 28.02.2010.

Соглашением от 27.12.2007 о передаче прав и обязанностей ООО «Влад-Ронг» передало свои права и обязанности в полном объеме по договорам аренды, в том числе договору аренды от 12.04.20007 N 04-040014-Ю-В-06819 новому арендатору - ООО «ТКК».

17.12.2009 ООО «ТКК» подало в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края заявление вх. N 29-21373 о предоставлении в аренду на 3 года спорного земельного участка для целей, не связанных со строительством: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.

Однако 11.05.2010 Департамент письмом N 29/06-20-6461 отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку запрашиваемый земельный участок входит в границы 100-метровой зоны расположения гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, установленного постановлением главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777.

ООО «ТКК» посчитало, что отказ Департамента земельных отношений в предоставлении земельного участка не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 кодекса.

Статьей 34 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка и направляет ему копию такого решения. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения.

Полномочия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края определены Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ, внесшим изменения в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, от 18.05.2007 N 116-па, Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па.

В силу пункта «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 11 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» конкретизирует положения Земельного кодекса РФ о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Так, согласно пунктам 3-4 названной статьи если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если же такие основания отсутствуют, указанный орган в этот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, Департамент вправе отказать в предоставлении земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, при наличии оснований для отказа, предусмотренных федеральным законом, не направляя обращение в орган местного самоуправления с целью выдачи схемы расположения земельного участка. В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 кодекса.

Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, для чего они обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль за использованием земель поселения.

Одним из нормативных правовых актов, устанавливающих критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в г. Владивостоке, является постановление Главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (с изменениями, внесенными постановлением от 26.10.2009 N 1193). Названным постановлением утверждено расположение гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, проходящего по автомобильным дорогам вдоль определенных улиц, и предусмотрено обеспечение отсутствия временных построек, киосков, навесов и других подобных построек на протяжении всего гостевого маршрута на земельных участках, попадающих полностью или частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси перечисленных автомобильных дорог.

Как видно из материалов дела, испрашиваемый заявителем земельный участок в районе ул. Выселковая, 49 попадает в границы указанной 100-метровой зоны.

Из заявления ООО «ТКК» о предоставлении земельного участка следует, что он испрашивается в аренду сроком на 3 года с целью, не связанной со строительством: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.

Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств предполагает использование соответствующего оборудования и его хранение, наличие помещения для размещения автомобиля и проведения работ. В связи с этим довод Общества о том, что на спорном земельном участке не будут размещаться временные постройки, судом отклоняется как противоречащий действительным намерениям ООО «ТКК» и испрашиваемому виду разрешенного использования участка.

Довод заявителя о противоречии постановления Главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777 Федеральному закону от 08.11.2007 N 257-ФЗ в части размеров придорожных полос, устанавливаемых в отношении определенных категорий дорог, также несостоятелен, так как пункт 5 статьи 4 этого закона устанавливает, что на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

Постановлением Главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777 придорожные полосы автомобильных дорог не определялись. Установление 100-метровой зоны границы гостевого маршрута имеет иные правовые основания, публичные цели и юридические последствия, нежели установление границ придорожных полос. Кроме того, данное постановление было принято с учетом особенностей регулирования земельных отношений в г. Владивостоке как центре международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, установленных Федеральным законом от 08.05.2009 N 93-ФЗ.

Таким образом, предоставление земельного участка в районе ул. Выселковая, 49 под размещение временного объекта будет противоречить требованиям реализации местных программ использования земель (статья 11 Земельного кодекса РФ), в силу чего отказ ответчика в предоставлении испрашиваемого земельного участка соответствует законодательству, а заявитель не доказал наличие у него прав и законных интересов в отношении испрашиваемого земельного участка, подлежащих судебной защите.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «ТКК» в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в заключении договора аренды, выраженного в письме от 11.05.2010 N 29/06-20-6461, в связи с его соответствием Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Приморского края в месячный срок.

     Судья
Нестеренко Л.П.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка