• по
Более 44000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 05 июля 2010 года Дело N А51-7251/2010

Резолютивная часть решения объявлена 28.06.2010. Полный текст решения изготовлен 05.07.2010.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П., рассмотрел в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания судьей Нестеренко Л.П. дело по заявлению предпринимателя Мельничук Марины Алексеевны к КГУ «Центр занятости населения г. Владивостока» об оспаривании решения

при участии в заседании: от заявителя - Щедрова О.А. (доверенность от 03.03.2010), от ответчика - начальник юридического отдела Пакулова Ж.В. (доверенность от 11.01.2010)

Индивидуальный предприниматель Мельничук Марина Алексеевна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению бизнес-планов безработных граждан для реализации программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Приморского края в 2010 г. Центра занятости населения г. Владивостока от 09.02.2010 N 02.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал, полагает, что Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, не предусмотрено ведение бизнеса именно в том субъекте Российской Федерации, который предоставляет субсидию. Указывает, что предприниматель является инвалидом 2-й группы, к трудовой деятельности в обычных производственных условиях не способен, возможен надомный труд, малое предпринимательство.

Центр занятости требование не признает, ссылаясь на то, что предоставление социальной выплаты на организацию самозанятости предпринимателя не могло быть произведено, поскольку бизнес-план не был утвержден рабочей группой, а региональная программа дополнительных мер рассчитана на создание рабочих мест в Приморском крае. Также ответчик указал на то, что в настоящее время заявитель не считается безработной.

При рассмотрении дела суд установил, что приказом Краевого государственного учреждения «Центр занятости населения города Владивостока» от 19.01.2010 N 019 Мельничук Марина Алексеевна признана безработной с 12.01.2010.

Согласно справке МСЭ-2007 N 2147909 Мельничук М.А. является инвалидом 2-й группы по общему заболеванию, имеет индивидуальную программу реабилитации инвалида, разработанную учреждением медико-социальной экспертизы.

12.01.2010 с целью получения субсидии на организацию самозанятости Мельничук М.А. представила в Центр занятости населения г. Владивостока бизнес-план по организации бизнеса в сфере оказания юридических услуг в с. Родыки Красногвардейского района Ставропольского края.

Решением комиссии по рассмотрению бизнес-планов безработных граждан для реализации программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Приморского края в 2010 г. Центра занятости населения г. Владивостока от 09.02.2010 N 02 отказано в финансировании безработной Мельничук М.А. со ссылкой на то, что программа дополнительных мер рассчитана на реализацию в Приморском крае.

02.03.2010 Мельничук Марина Алексеевна зарегистрирована Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Владивостока в качестве индивидуального предпринимателя, о чем выдано свидетельство серия 25 N 003069604.

Посчитав, что решение ответчика от 09.02.2010 N 02 не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель Мельничук М.А. оспорила его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.

Для реализации указанных мероприятий Правительство Российской Федерации вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. Данными Правилами определены порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан (подпункт «г»).

Пунктами 7, 9, 11 Правил предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется при выполнении следующих условий:

принятие решения о финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации;

определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.

Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий являются:

а) рост уровня регистрируемой безработицы в субъекте Российской Федерации;

б) рост численности работников организаций субъекта Российской Федерации, находящихся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

в) наличие в субъекте Российской Федерации градообразующих организаций.

Субсидии предоставляются в соответствии с решением межведомственной рабочей группы на основании соглашений о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, заключаемых Федеральной службой по труду и занятости с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Во исполнение названного постановления Правительства РФ постановлением Администрация Приморского края от 18.01.2010 N 13-па утверждена Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Приморского края в 2010 году.

В качестве основных мероприятий данная Программа, в числе прочего, предусматривает содействие трудоустройству инвалидов, самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Целевым показателем Программы является сдерживание зарегистрированной безработицы (от численности экономически активного населения края) на уровне не выше 3,5 процента к концу 2010 г.

Программой определена необходимость принятия дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, по ряду направлений, в том числе по стимулированию сохранения и создания рабочих мест, в том числе для трудоустройства инвалидов. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки, рабочих мест для трудоустройства инвалидов будет способствовать сохранению кадрового состава организаций, снижению напряженности на рынке труда;

В соответствии с балансом рабочих мест предполагается в 2010 году сохранение численности занятого населения на уровне 1010,0 тыс. человек, в том числе благодаря созданию 80 дополнительных рабочих мест для инвалидов, 2510 рабочих мест для организации общественных работ, временного трудоустройства, организации стажировки для 550 выпускников образовательных учреждений и 1130 рабочих мест в рамках развития самозанятости безработных граждан.

По направлению содействия самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан предусмотрен ряд мероприятий, в том числе предоставление социальных выплат безработным гражданам в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице на организацию самозанятости.

Из смысла приведенных положений следует, что предоставление субсидий на организацию самозанятости населения в рамках названной краевой Программы имеет целью снижение напряженности на рынке труда в Приморском крае, сохранение и создание рабочих мест в Приморском крае, трудоустройство инвалидов, зарегистрированных в качестве безработных.

Мельничук М.А. зарегистрирована в г. Владивостоке, однако фактически проживает в Ставропольском крае у родственников, о чем пояснил представитель заявителя в судебном заседании. Предприниматель в заявлении также указывает о длительном пребывании в Ставропольском крае по состоянию здоровья.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Законом предусмотрена систематическая перерегистрация в качестве безработного с явкой в орган занятости.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статьей 6 этого закона предусмотрена обязанность гражданина, изменившего место жительства, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина, а также документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (в том числе заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение). Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Следовательно, безработный гражданин, фактически не проживающий по месту учета в качестве безработного, не имеющий намерений найти работу по месту учета и приступить к ней, не отвечает критериям, которым должно отвечать лицо, признаваемое безработным согласно закону.

Впоследствии Мельничук М.А. была прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с нарушением условий и сроков перерегистрации (приказы ответчика от 17.03.2010 N 076, от 02.04.2010 N 092ПК/1005).

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что трудоустройство Мельничук М.А. в Ставропольском крае не повлияло бы на снижение напряженности на рынке труда на территории Приморского края, поскольку заявитель не могла сохранять статус безработного по месту регистрации. Реализация бизнес-плана, представленного заявителем, не отвечала бы целям и направлениям содействия самозанятости, предусмотренным Программой дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Приморского края в 2010 году, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 18.01.2010 N 13-па.

В связи с этим отказ ответчика предоставить финансирование бизнес-плана по организации и развитию бизнеса в Ставропольском крае не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Кроме того, на момент обращения в арбитражный суд за судебной защитой Мельничук М.А. приобрела статус индивидуального предпринимателя, что свидетельствует об отпадении причин считать ее безработной и имеющей право на получение субсидии на развитее бизнеса, так как в силу статьи 2, пункта 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости граждан в Российской Федерации» граждане, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, считаются занятыми и не могут быть признаны безработными.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Заявитель от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать индивидуальному предпринимателю Мельничук Марине Алексеевне в удовлетворении заявления о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению бизнес-планов безработных граждан для реализации программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Приморского края в 2010 г. КГУ «Центр занятости населения г. Владивостока» от 09.02.2010 N 02 в связи с его соответствием Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», постановлению Администрация Приморского края от 18.01.2010 N 13-па.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в месячный срок.

     Судья
Нестеренко Л.П.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-7251/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 05 июля 2010

Поиск в тексте