• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 марта 2010 года Дело N А32-36939/2009

15АП-404/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2010 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ткаченко Т.И., судей Захаровой Л.А., Ивановой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хорошайло Е.А.,

при участии:

от заявителя: Новикова А.В., водительское удостоверение от 24.06.2008, ксерокопия паспорта серии N 03 03 N 097977, выдан Тимашевским РОВД КК 27.06.2002, доверенность N 9.НЭ-22/66 от 31.12.2009, действительна до 31.12.2010; от заинтересованного лица: Нечесова Ю.В., паспорт сери 03 01 N 351503, выдан УВД Центрального округа г. Краснодара 23.01.2002, доверенность от 15.01.2010; Бондаренко А.С. паспорт серии 03 01 N 684587, выдан ПВС УВД Западного округа г. Краснодара 16.03.2002, доверенность от 15.01.2010, срок действия до 31.12.2010; от открытого акционерного общества "Кубаньэнерго": Рудь Р.В., паспорт серии 03 05 N 503094, выдан ОВД Динского района КК 05.07.2004, доверенность от 15.01.2010, выдана сроком до 12.09.2010;

от ОАО "Кубанская энергосбытовая компания": Котелевской И.В., паспорт серии 03 05 N 330348, выдан ОВД Щербиновского района Краснодарского края 02.03.2004, доверенность от 31.12.2009, действительна по 31.06.2010, Ширикова М.С., паспорт серии 03 01 N 045859, выдан Кропоткинским ГОВД КК 24.08.2001, доверенность от 31.12.2009 действительна по 30.06.2010; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кубанская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 02.12.2009 г. по делу N А32-36939/2009 по заявлению открытого акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" к Региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края, при участии открытого акционерного общества "Кубанская энергосбытовая компания", открытого акционерного общества "Кубаньэнерго",

о признании недействительным приказа от 21.07.09 N 18/2009-Э, принятое судьёй Чабан А.И.,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным приказа Региональной энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края N 18/2009-Э от 21.07.09 (далее - РЭК, заинтересованное лицо).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2009 г. в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован тем, что к исключительной компетенции РЭК согласно Положению, утвержденному постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 г. N 652, относится назначение и/или замена гарантирующих поставщиков, определение или изменение границ зон их деятельности на территории Краснодарского края; порядок определения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков определен пунктами 54, 55 Правил функционирования розничных рынков электроэнергетики, согласно которым разграничение зон деятельности производится по точкам поставки на оптовом рынке; изменение границ до проведения первого очередного конкурса согласно пункту 58 Правил допускается по инициативе уполномоченных органов исполнительной власти; информация о зонах деятельности гарагтирующих поставщиков предоставлена заинтересованному лицу самими же организациями - ОАО «НЭСК» и ОАО «Кубаньэнергосбыт».

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Кубаньэнергосбыт» обжаловало решение суда в порядке главы 34 АПК РФ, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, сославшись на то, что суд неправомерно отклонил ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения дела об оспаривании решения РЭК от 18.10.2006 г. N 45/2006-Э, имеющего преюдициальное значение для настоящего дела, необоснованно отказал в привлечении ОАО «Кубаньэнергосбыт» к участию в деле в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями. Заявитель жалобы полагает, что суд не привел в обжалуемом решении доводов, на основании которых было отказано в удовлетворении требований. Заявитель жалобы также указывает, что суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению, а именно: неправомерно сослался на Положение о РЭК, как на основание наличия у заинтересованного лица полномочий на назначение и/или замену гарантирующих поставщиков, определение или изменение границ зон их деятельности на территории Краснодарского края, в соответствии с которым РЭК имеет полномочия органа исполнительной власти в сфере государственной политики по вопросам ценообразования. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, судом неправильно применен пункт 58 Правил функционирования розничных рынков электроэнергетики, содержащий исчерпывающий перечень случаев, когда возможно изменение границ зон деятельности гарантирующих поставщиков; материалы дела не содержат сведений о регистрации групп точек поставок ОАО «НЭСК» в период формирования зон его деятельности как гарантирующего поставщика, оспариваемый приказ принят РЭК с превышением полномочий. Также заявитель указывает, что РЭК при принятии оспариваемого ненормативного акта не имело законных оснований полагаться на непроверенные данные, изложенные в письме ОАО «Кубаньэнерго» от 18.10.2006 г. N 200-10/342, представляющем собой сводную информацию двух гарантирующих поставщиков без анализа со стороны сетевой компании. Общество указывает, что в результате незаконного изменения зон деятельности объем продаж ОАО «Кубанская энергосбытовая компания» электроэнергии снизился приблизительно на 7 %, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

РЭК представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо считает доводы заявителя жалобы необоснованными, сославшись на следующее. Судом правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении заявления о приостановлении производства по делу до рассмотрения другого дела, в рамках которого оспаривался приказ РЭК в редакции приказа, являющегося предметом спора по настоящему делу, что свидетельствует об аналогичности предмета спора по обоим делам. В отношении довода об отказе в привлечении ОАО «Кубаньэнергосбыт» к участию в деле в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями заинтересованное лицо сослалось на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2009 г. по настоящему делу, которым было оставлено без изменения определение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2009 г. об отказе в удовлетворении ходатайства о привлечении ОАО «Кубаньэнергосбыт» к участию в деле в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями. РЭК указывает, что согласно Положению РЭК является органом, осуществляющем проведение единой государственной политики по вопросам ценообразования и функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков. Кроме того, заинтересованное лицо ссылается на то, что РЭК вправе самостоятельно определить порядок установления границ зон деятельности гарантирующего поставщика, не допуская при этом нарушений пунктов 54, 55 Правил функционирования розничных рынков электроэнергетики. Полномочия РЭК установлены действующими нормативными правовыми актами. Вместе с тем, заинтересованное лицо указывает, что оспариваемым приказом не были изменены границы зон деятельности гарантирующих поставщиков, а только лишь уточнены формулировки в отношении ранее определенных границ на основании письма территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электроэнергии и обладающей достоверной информацией о границах балансовой принадлежности электрических сетей.

Другими лицами, участвующими в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 АПК РФ.

В судебном заседании представитель ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, пояснив, что дело должно было быть приостановлено до рассмотрения другого дела об обжаловании приказа от 18.10.06 N 45/2006-Э об установлении границ зон деятельности двух гарантирующих поставщиков, рассмотрение которого назначено на 10.03.2010. В решении суда не мотивирован отказ в привлечении третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. Назначение и замена гарантирующих поставщиков, а также определение или изменение границ зон их деятельности на территории Краснодарского края регулируется законодательством в сфере регулирования электроэнергетики и не отнесено исключительно к компетенции РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края. Полагал, что нарушены права и законные интересы общества, поскольку объем продаж снизился по сравнению с предыдущим периодом на 7 %. Считал, что суд не учел все доказательства по делу, лишил возможности ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" участвовать в деле в качестве третьего лица.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы полагая, что суд правомерно отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу, поскольку предмет спора по обоим делам является одним и тем же. Об отказе в привлечении ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" третьим лицом, заявляющем самостоятельные требования, вынесено определение суда, которое оставлено без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, поэтому данный довод апелляционной жалобы не правомерен. Согласно Положению о РЭК заинтересованное лицо уполномочено осуществлять согласование границ зон деятельности гарантирующих поставщиков. Согласно Постановлению Правительства N 530 статус гарантирующего поставщика приобретается вне зависимости от решения госорганов о предоставлении ему данного статуса. Полагал, что при определении границ необходимо руководствоваться п.п. 36, 54, 55 Правил функционирования розничных рынков.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал позицию заинтересованного лица, пояснив, что ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" не представлены доказательства, обосновывающие ходатайство о приостановлении производства по делу. Указал, что границы не изменились, а уточнились, а поэтому права и законные интересы подателя жалобы не нарушены.

Представитель ОАО "Кубаньэнерго" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, считает их обоснованными и просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам N 9-э от 22.01.2007 г. «О включении организаций в федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности» ОАО «НЭСК» и ОАО «Кубаньэнергосбыт» являются гарантирующими поставщиками электрической энергии на территории Краснодарского края.

Решением региональной энергетической комиссии - департамент цен и тарифов Краснодарского края N 45/2006-Э от 18.10.2006 г. были согласованы границы зон деятельности указанных гарантирующих поставщиков.

Границы зоны действия гарантирующего поставщика ОАО «НЭСК» были определены в соответствии с пунктом «б» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии как границы балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих на законных основаниях ОАО «НЭСК», расположенных на территории Краснодарского края, а также группы точек поставки электрической энергии, зарегистрированных в установленном порядке до начала следующего периода регулирования субъекта оптового рынка ОАО «НЭСК».

В качестве границ зон действия гарантирующего поставщика ОАО «Кубаньэнергосбыт» в соответствии с подпунктом «а» пункта 36, пунктом 55 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии указана территория Краснодарского края и Республики Адыгея за исключением зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "НЭСК".

В связи с исключением из числа гарантирующих поставщиков электроэнергии МУП «Майкопские электрические сети», приказом РЭК от 01.04.09 г. N6/2009-э в решение РЭК от 18.10.06 г. N45/2006-э были внесены изменения.

Приказом РЭК от 21.07.2009 г. N 18/2009-э в решение от 18.10.2006 г. N 45/2006-Э были внесены уточнения в части установления границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Краснодарского края. Так, границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «НЭСК» были определены как границы балансовой принадлежности электрических сетей в точках поставки, указанных в отношении ОАО «НЭСК» территориальной сетевой организацией ОАО «Кубаньэнерго» в письме от 18.10.06 N 200-10/342 «О предоставлении информации о зонах деятельности гарантирующих поставщиков».

Полагая, что указанный приказ Региональной энергетической комиссии является незаконным, ОАО «НЭСК» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.

Федеральным Законом от 26.03.03 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, установлено, что на розничном рынке электрической энергии обеспечение поставок электроэнергии потребителям гарантирующими поставщиками осуществляется в границах зоны деятельности каждого из них. Данными правовыми актами устанавливается порядок определения и изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 26.03.03 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по участию в процедуре назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности, а также утверждение в случаях и в порядке, которые установлены основными положениями функционирования розничных рынков, результатов назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 21 названного Федерального Закона «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в частности, принимают участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности.

В пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.06 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в месячный срок определить уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий предусмотренные Правилами функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.

Пунктом 1.2 Положения о Региональной энергетической комиссии - департамент цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края N 652 от 14.06.2002 г., установлено, что Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики по вопросам ценообразования на территории Краснодарского края. В соответствии с пунктом 3.6 указанного Положения РЭК осуществляет предусмотренные Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что назначение и/или замена гарантирующих поставщиков, а также определение или изменение границ зон их деятельности на территории Краснодарского края осуществляется на основании и в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере регулирования электроэнергетики РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края.

В этой связи, доводы заявителя жалобы о превышении заинтересованным лицом при принятии оспариваемого приказа своих полномочий не основан на действующих правовых нормах.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - розничные рынки) в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией установлены Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530.

Порядок определения и изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков регулируется разделом III Правил.

Согласно пунктам 54, 55 Правил границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 настоящих Правил, являются административные границы субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого на дату вступления в силу настоящих Правил осуществляет свою деятельность соответствующая организация.

Если в пределах административных границ субъекта Российской Федерации деятельность в качестве гарантирующих поставщиков осуществляют несколько таких организаций, являющихся участниками оптового рынка, разграничение зон деятельности гарантирующих поставщиков производится по их точкам (группам точек) поставки на оптовом рынке.

Границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктами "б", "в" и "г" пункта 36 настоящих Правил и не являющегося участником оптового рынка, являются границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком. Если электрические сети расположены на территории более чем одного субъекта Российской Федерации, такие зоны деятельности устанавливаются в каждом из соответствующих субъектов Российской Федерации, но не более одной в каждом из субъектов Российской Федерации.

Территории, соответствующие зонам деятельности указанных в настоящем пункте гарантирующих поставщиков, исключаются из зон деятельности гарантирующих поставщиков, определенных в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 настоящих Правил.

Как видно из материалов дела, границы зон деятельности гарантирующих поставщиков ОАО «Кубаньэнергосбыт» и ОАО «НЭСК» определены решением РЭК от 18.10.2006 N 45/2006-Э. Из материалов дела также следует, что при принятии решения от 18.10.2006 г. N 45/2006-Э использовалась информация, предоставленная ОАО «Кубаньэнерго» в письме от 18.10.2006 г. N 200-10/342 «О предоставлении информации о зонах деятельности гарантирующих поставщиков». Данное письмо содержало в себе информацию о зонах деятельности гарантирующих поставщиков - ОАО «Кубаньэнергосбыт» и ОАО «НЭСК», которая, в свою очередь, основана на сведениях, предоставленных самими гарантирующими поставщиками, что подтверждается письмом ОАО «Кубаньэнерго» от 26.11.2009 г. N КЭ/009/1310 (том 3, л.д. 197).

Данная информация о зонах деятельности гарантирующих поставщиков, предоставленная территориальной сетевой организацией на основании сведений самих поставщиков, и была согласована решением РЭК от 18.10.2006 N 45/2006-Э «О согласовании зон деятельности гарантирующих поставщиков».

Впоследствии оспариваемым в рамках настоящего дела приказом РЭК N 18/2009-Э от 21.07.09 были внесены изменения в пункт 2.2 приказа от 18.10.2006 N 45/2006-Э, а именно: уточнено, что границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «НЭСК» определены как границы балансовой принадлежности электрических сетей в точках поставки, указанных в отношении ОАО «НЭСК» территориальной сетевой организацией ОАО «Кубаньэнерго» в письме от 18.10.06 N 200-10/342 «О предоставлении информации о зонах деятельности гарантирующих поставщиков».

Таким образом, оспариваемым приказом РЭК N 18/2009-Э от 21.07.09 произведено лишь уточнение, содержание которого сводится к тому, что точки поставки, по которым определяются границы балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «НЭСК», указаны в письме ОАО «Кубаньэнерго» от 18.10.06 N 200-10/342 «О предоставлении информации о зонах деятельности гарантирующих поставщиков», которое было представлено для принятия решения от 18.10.2006 N 45/2006-Э «О согласовании зон деятельности гарантирующих поставщиков».

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что заявитель жалобы не доказал факт изменения границ зон деятельности вследствие принятия оспариваемого приказа РЭК N 18/2009-Э от 21.07.09. В этой связи является необоснованной ссылка заявителя жалобы на нарушение заинтересованным лицом пункта 58 Правил, запрещающего изменение границ зон деятельности поставщиков между очередными конкурсами.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемый ненормативный акт принят в соответствии с действующими правовыми нормами и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Довод заявителя жалобы о том, что суд неправомерно отклонил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения дела об оспаривании решения РЭК от 18.10.2006 г. N 45/2006-Э, является несостоятельным. Суд, отклоняя указанное ходатайство, обоснованно указал, что предметом рассмотрения дела об оспаривании решения РЭК от 18.10.2006 г. N 45/2006-Э являются отношения, связанные с оспариванием положений, введенных приказом РЭК N 18/2009-Э от 21.07.09, являющемся предметом рассмотрения по настоящему делу.

Довод о том, что суд необоснованно отказал в привлечении ОАО «Кубаньэнергосбыт» к участию в деле в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями, не принимается судом апелляционной инстанции. Законность определения Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2009 г. об отказе в удовлетворении ходатайства о привлечении ОАО «Кубаньэнергосбыт» к участию в деле в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями была проверена Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом, и постановлением от 30.12.2009 г. по настоящему делу данное определение апелляционным судом оставлено без изменения.

Инны доводы апелляционной жалобы противоречат вышеизложенным выводам суда и не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2009 г. по делу N А32-36939/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Т.И.Ткаченко
Судьи
Л.А.Захарова
Н.Н.Иванова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А32-36939/2009
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 09 марта 2010

Поиск в тексте