• по
Более 44000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2010 года Дело N А32-12820/2009

15АП-8696/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2010 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тимченко О.Х., судей Галова В.В., Ломидзе О.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крючковой М.В., при участии: от истца: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 52476, 52482), от ответчика: представитель Блинов Е.Е., доверенность N 209 от 05.05.2010г.;

от третьих лиц: от ВИСХАГИ - представитель Лысенко А.А., доверенность N 01.06/647 от 02.06.2010г.; от других третьих лиц - явка представителей не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомления N 52481, отчеты об отправке факса); рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 17 июля 2009 года по делу N А32-12820/2009

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВИП-Автосервис» к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю

при участии третьих лиц: администрации Краснодарского края, департамента имущественных отношений Краснодарского края, Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Армавиру, ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ Южный филиал о признании незаконными действий, признании не подлежащими применению сведений государственного земельного кадастра, принятое судьей Ильенко Е.И.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ВИП-Автосервис» (далее -ООО «ВИП-Автосервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю (далее - УФАКОН по Краснодарскому краю, Управление), выразившихся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ООО «ВИП-Автосервис» земельного участка площадью 16709кв.м. с кадастровым номером 23:38:0139001:0004 в размере 201 445 876 руб., исходя из стоимости 1кв.м., равной 12 056 руб., а также о признании не подлежащими применению сведений государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0139001:0004 в размере 201 445 876руб., исходя из стоимости 1кв.м., равной 12 056 руб. с даты их внесения в указанный кадастр. Заявление мотивировано следующими обстоятельствами.

Земельный участок площадью 16 709 кв.м. с кадастровым номером 23:38:0139001:0004, расположенный в г. Армавире на 293км. автотрассы Ростов-Баку, категория «земли населенных пунктов», разрешенное использование «под станцию технического обслуживания автомобилей» после издания распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р получил новую кадастровую стоимость, которая составила 201 445 876 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 12 056 руб. Результаты новой кадастровой оценки земельного участка внесены с 01.01.2008 в государственный земельный кадастр Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю. Увеличение кадастровой стоимости земельного участка обусловило возрастание земельного налога, подлежащего уплате ООО «ВИП-Автосервис». Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р было официально опубликовано лишь 13 марта 2009 года в газете «Кубанские новости», в связи с чем, на момент внесения в государственный земельный кадастр новой кадастровой стоимости земельного участка указанное распоряжение не вступило в силу и не могло быть применено. Оспариваемая кадастровая стоимость не должна применяться и в 2009 году, поскольку доведена до сведения налогоплательщика после 1 марта 2009 года, что нарушает пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации. При проведении оценки принадлежащего обществу земельного участка не была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель. Реальная рыночная стоимость земельного участка согласно отчету независимого оценщика составляет 35 440 000 руб., что в 5,7 меньшего его кадастровой стоимости в размере 201 445 876 руб. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация Краснодарского края, департамент имущественных отношений Краснодарского края, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Армавиру.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17 июля 2009 года заявление общества удовлетворено. Действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, выразившиеся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ООО «ВИП-Автосервис» земельного участка площадью 16 709 кв.м. с кадастровым номером 23:38:0139001:0004 в размере 201 445 876 руб., исходя из стоимости 1кв.м. равной 12 056 руб., признаны незаконными. Сведения государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0139001:0004 в размере 201 445 876 руб., исходя из стоимости 1 кв.м. равной 12 056 руб., признаны не подлежащими применению с даты их внесения в указанный кадастр. Решение суда мотивировано следующим.

Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» является нормативным правовым актом, поэтому момент его вступления в силу определяется датой официального опубликования. В соответствии с Законом Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» от 06.06.1995 N7-КЗ официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете «Кубанские новости» или информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края. УФАКОН при определении оспариваемой кадастровой стоимости был применен неопубликованный в установленном порядке нормативный правовой акт, чем были нарушены интересы заявителя по делу. ООО «ВИП-Автосервис» стало известно о незаконности действий УФАКОН по Краснодарскому краю после ознакомления с официальной публикацией распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р в газете «Кубанские новости» от 13.03.2009. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба УФАКОН по Краснодарскому краю мотивирована следующим. Информация о принятии распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» была опубликована в газете «Кубанские новости» от 09.02.2008 N21(4160). Текст распоряжения опубликован в газете «Кубанские новости» от 13.03.2009 N37(4400). По письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения. Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р размещено на официальном сайте УФАКОН по Краснодарскому краю в разделе, посвященном региональному законодательству, в связи с чем, ОАО «ВИП-Автосервис» имело возможность ознакомиться с указанным распоряжением главы администрации Краснодарского края. Законодательством установлен специальный порядок опубликования результатов государственной кадастровой оценки земель, в печатном издании размещение результатов кадастровой оценки земель технически невозможно и нецелесообразно. Заявителем не представлены доказательства наличия уважительных причин пропуска срока подачи заявления о признании действия УФАКОН по Краснодарскому краю незаконными.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Южный филиал ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ (л.д. 59, т.д. 3).

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «ВИП-Автосервис» доводы Управления не признало, просило решение Арбитражного суда Краснодарского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Как указало общество, распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р официально опубликовано в газете «Кубанские новости» от 13.03.2009 N37(4400) спустя пятнадцать месяцев после его принятия главой администрации Краснодарского края. Специальный порядок доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков не исключает обязательности официального опубликования нормативных правовых актов. Обществу стало известно о нарушении его прав только после ознакомления с текстом указанного распоряжения в газете «Кубанские новости» N37 (4400) от 13.03.2009.

В дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе Управление также указало, что работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Краснодарского края проводились в полном соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N945, от 08.04.2000 N316 и Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 N39, с применением специального программного обеспечения. Управление также указало, что расчет кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок осуществляется на основе построения статистических моделей, без индивидуальной рыночной оценки. Несоответствие кадастровой и рыночной стоимости не является доказательством недостоверности результатов оценки.

Представители ООО «ВИП-Автосервис» и третьих лиц в судебное заседание не явились. В отношении них апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.156 АПК РФ. Администрация Краснодарского края направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, ООО «ВИП-Автосервис» является собственником земельного участка площадью 16374кв.м., с кадастровым номером 23:38:0139001:4, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.02.2009 сделана запись регистрации N23-23-37/004/2009-189. Основанием государственной регистрации права указано решение Управления имущественных отношений администрации г. Армавира Краснодарского края от 13.05.2004 N13 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.02.2009 N617484 - л.д. 27, т.д. 1).

Ранее указанный земельный участок на основании постановления от 07.03.1995 N308 главы администрации г. Армавира был предоставлен Армавирской станции технического обслуживания автомобилей (Краснодарский край, г. Армавир, трасса Ростов-Баку) на праве бессрочного (постоянного) пользования для производственных целей, о чем был выдан государственный акт на право пользования землей КК-2 N0299.

В соответствии с передаточным актом имущественного комплекса муниципального предприятия г. Армавира «Армавирская станция технического обслуживания автомобилей» от 13.09.2004 земельный участок с кадастровым номером 23:38:01 39 001:0004 площадью 16709кв.м., расположенный в Краснодарском крае, город Армавир, трасса Ростов-Баку, 293 километр, был передан в составе имущественного комплекса муниципального предприятия города Армавира «Армавирская станция технического обслуживания автомобилей» созданному путем реорганизации в форме преобразования открытому акционерному обществу «Армавирская станция технического обслуживания автомобилей».

В 2007 году акционером ОАО «Армавирская станция технического обслуживания автомобилей» было принято решение о преобразовании указанного общества в ООО «ВИП-Автосервис» (по материалам, приведенным в предоставленном апелляционному суду отчете N84 ООО «БОКА» от 11.01.2009).

21.01.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ООО «ВИП-Автосервис» путем реорганизации в форме преобразования (л.д. 24, т.д. 1).

Решением N12/816 от 02.03.2009 Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Армавиру Краснодарского края ООО «ВИП-Автосервис» признано плательщиком земельного налога на основании имеющегося государственного акта о постоянном (бессрочном) пользовании землей от 07.03.1995 до оформления правоустанавливающего документа на земельный участок. Инспекцией ФНС России по г. Армавиру установлен факт использования ООО «ВИП-Автосервис» земельного участка с кадастровым номером 23:38:0139001:4, на котором расположены объекты недвижимости ООО «ВИП-Автосервис». По результатам проверки Инспекций ФНС России по г. Армавиру установлена неполная уплата земельного налога в размере 629 518 руб. по ставке 1,5% в результате неправильного исчисления авансовых платежей. Обществу начислена пеня по состоянию на 02.03.2009 в сумме 50 086 руб. 55 коп. (л.д. 45-48, т.д. 1).

Принимая данное решение, Инспекция ФНС России по г. Армавиру исходила из того, что кадастровая стоимость земельного участка общества, расположенного по адресу: г. Армавир, автотрасса Ростов-Баку, 293км., площадью 16709кв.м., составляет 201 445 876 руб. 17 коп. (л.д. 45, т.д. 1).

Как видно из кадастрового плана земельного участка от 18.05.2006 N2006-03-4991, кадастровая стоимость земельного участка площадью 16709кв.м. с кадастровым номером 23:38:01 39 001:0004 составляет 20 054 183,8231 руб., удельный показатель кадастровой стоимости земли (УПКСЗ) определен в размере 1200,2025 руб./кв.м. (л.д. 28, т.д. 1).

В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 17.04.2008 N38/08.2.3-05784, предоставленной Территориальным отделом по городу Армавиру и Успенскому району Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость земельного участка площадью 16709 кв.м. с кадастровым номером 23:38:0139001:4 составляет 201 445 876,17 руб., удельный показатель кадастровой стоимости земли определен в размере 12056,13 руб./кв.м. (л.д. 29, т.д. 1).

Разрешенным использованием земельного участка, расположенного по адресу: г. Армавир, автотрасса Ростов-Баку, 293км., указано «под станцией технического обслуживания автомобилей», категория земель «земли населенных пунктов». Полагая внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 201 445 876,17 руб. незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением Армавирской городской Думы от 24 ноября 2005 года N111 «О земельном налоге» на территории муниципального образования город Армавир с 1 января 2006 года установлена обязанность уплаты земельного налога, определены налоговые ставки, налогоплательщики-организации обязаны уплачивать земельный налог по истечении налогового периода не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (л.д. 37-39, т.д. 1).

В отношении ООО «ВИП-Автосервис» налоговым органом была применена ставка земельного налога в размере 1,5% на основании пункта 2.8 решения Армавирской городской Думы от 24.11.2005 N111 (л.д. 41, 48, т.д. 1).

Плательщиками земельного налога в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения земельным налогом, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N54 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. На основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта, до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N54).

Таким образом, поскольку ООО «ВИП-Автосервис» являлось в силу указанных норм права плательщиком земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 23:38:01 39 001:0004 площадью 16709 кв.м., оно должно быть признано по смыслу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом в настоящем споре о кадастровой стоимости указанного земельного участка.

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

По смыслу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для земельных участков может быть установлена рыночная и кадастровая стоимость земельных участков.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N945 «О государственной кадастровой оценке земель» органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.

В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года. Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю рекомендовано внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края в государственный земельный кадастр. Распоряжение вступило в силу со дня его подписания (пункт 6 распоряжения).

Указанным распоряжением утвержден состав видов разрешенного использования земельных участков, определен средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по видам разрешенного использования в разрезе муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края, в том числе и по городу Армавиру.

Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р было официально опубликовано в газете «Кубанские новости» N37 от 13.03.2009.

По своей правовой природе, форме и содержанию распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» представляет собой нормативный правовой акт, поскольку в нем изложены правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанные на неоднократное применение.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статьями 44, 45, 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» определено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Никто не может быть подвергнут правоограничениям на основании нормативного акта края, который официально не опубликован для всеобщего сведения. Официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете «Кубанские новости» или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края. Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта (пункты 21, 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2911.2007 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

Поскольку целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, опубликование части нормативного акта, или выдержек из него, равно как и упоминание о подписании нормативного правового акта, не может быть признано его официальным опубликованием.

Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р было предметом оценки арбитражных судов при рассмотрении других дел об оспаривании кадастровой стоимости земли, определенной на основании данного распоряжения. Согласно правовой позиции Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, выраженной в постановлении от 18.05.2010 по делу NА32-10079/2009, распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р вступило в силу только с момента опубликования текста распоряжения в газете «Кубанские новости» 13.03.2009 (N37), при этом опубликование информации о подписании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р в газете «Кубанские новости» от 09.02.2008 N21 (4160) признано не имеющим правового значения для определения момента вступления этого акта в действие.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя. Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статьей 20 Федерального закона от 13.05.2008 N66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» признан утратившим силу Федеральный закон от 2 января 2000 года N28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

01.03.2008 вступил в действие Федеральный закон от 24.07.2007 N221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии со статьей 45 которого государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости). Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 указанного Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 5 статьи 1 Федерального закона).

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 4 Федерального закона).

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»). Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов (пункт 4 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Как следует из пункта 11 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N215, сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.

Как видно из апелляционной жалобы УФАКОН по Краснодарскому краю, Управление не отрицает внесения в государственный земельный кадастр данных о новой кадастровой стоимости земельного участка общества на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р, полагает, что указанное распоряжение доведено до сведения заинтересованных лиц надлежащим образом. Между тем, определение кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с нормативным правовым актом, не вступившим в законную силу ввиду отсутствия его официального опубликования, является незаконным независимо от того, были ли уведомлены заинтересованные лица о новом размере кадастровой стоимости принадлежащей им земли, установленной данным распоряжением. В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением, в том числе, сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений).

Поскольку доказательств направления такого уведомления в адрес ООО «ВИП-Автосервис» в материалах дела не представлено, общество могло узнать о нарушении его прав внесением в кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости земельного участка не ранее получения копии решения ИФНС России по г. Армавиру N12/816 от 02.03.2009, в котором размер земельного налога, подлежащего уплате обществом, был определен по кадастровой стоимости 201 445 876,17 руб.

При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы Управления о пропуске обществом трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными, является необоснованным, поскольку общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд 18.05.2009.

Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N1202-р отменено постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N58 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края». Данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложениям NN1 - 3 к указанному постановлению.

Из материалов дела усматривается, что ООО «ВИП-Автосервис» оспаривает установленную ему кадастровую стоимость земельного участка не только в части ее определения на основании не действовавшего на момент внесения соответствующих изменений в земельный кадастр нормативного правового акта, но также и в связи с неправильным применением УФАКОН по Краснодарскому краю ставок и коэффициентов, использованием недостоверной информации о рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего обществу, неверным определением группы вида разрешенного использования спорного земельного участка.

Как следует из представленных в материалах дела пояснений Управления, по результатам проведенных работ ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ составлен «Отчет о государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Краснодарского края», который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям (л.д. 120, т.д. 2).

Согласно акту проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N4 (Москва) выполненный по заказу департамента имущественных отношений Краснодарского края ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ Южный Филиал отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Краснодарского края признан соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N39 (л.д. 128, т.д. 2).

Письмом от 08.12.2008 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) направило Управлению Роснедвижимости по Краснодарскому краю наряду с актом проверки указанного отчета сведения об обобщенных результатах государственной кадастровой оценки земель (л.д. 127, т.д. 2).

Представленные в материалы дела обобщенные показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Краснодарского края содержат удельные показатели кадастровой стоимости земли (УПКСЗ) по видам разрешенного использования, в том числе по городу Армавиру (л.д. 129-132, т.д. 2).

В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Правила), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке (пункт 12 Правил). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).

В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 N39 (далее - Указания), методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования, перечисленных в пункте 1.2 Указаний.

Согласно письму Федерального кадастра объектов недвижимости от 22.09.2008 NВК/4090 «О кадастровой стоимости земельных участков» кадастровая стоимость земельных участков, существовавших на момент проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и поставленных на государственный кадастровый учет, но не вошедших в перечень объектов оценки, определяется в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N39.

Из письма ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ от 03.03.2010 N01.06/247 усматривается, что расчет оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0139001:4 был выполнен в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 N39.

Как следует из указанных письменных пояснений ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ от 03.03.2010 N01.06/247, среднее значение УПКСЗ по г. Армавиру для земельных участков, предназначенных для торговли, по состоянию на 01.01.2002 составило 2965,2 руб./кв.м., а по состоянию на 01.01.2007 - 12400 руб./кв.м., что только в 4 раза выше (л.д. 120, т.д. 2).

В соответствии с пунктами 1.2.5., 1.2.9. Методических указаний N39 земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, и земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок относятся к различным видам разрешенного использования.

Как пояснил представитель общества, земельный участок, принадлежащий обществу, отнесен Управлением к пятой группе, то есть к земельным участкам с объектами торговли, между тем, общество торговлю не ведет (л.д. 70, т.д. 2).

Как видно из кадастрового паспорта спорного земельного участка, его разрешенным использованием указано «под станцией технического обслуживания автомобилей» (л.д. 28, т.д. 1).

В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N58 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края» средний уровень кадастровой стоимости 1кв.м. земли для вида разрешенного использования N5 «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» установлен в размере 10784,09руб., тогда как для вида разрешенного использования N9 «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. указан в сумме 5284,79 руб.

Следовательно, размер среднего уровня кадастровой стоимости 1 кв.м. земли по виду разрешенного использования N5 выше, чем по виду разрешенного использования N9, что отражается на размере земельного налога и иных платежах, определяемых на основе кадастровой стоимости.

Как видно из представленной в материалах дела исходной рыночной информации для определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Краснодарского края, подготовленной ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ Южный филиал, при определении кадастровой стоимости спорного участка применялся вид разрешенного использования (ВРИ) - 5 (л.д. 108-109, т.д. 2).

В основу определения кадастровой стоимости земельного участка была положена рыночная информация по виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (л.д. 107, т.д. 2).

При этом использовалась модель для группы 1.1 вида разрешенного использования N5 по земельному участку с кадастровым номером 23:38:01 09 001:0004 (снимок экрана окна специального программного обеспечения, предоставленный апелляционному суду).

В соответствии с разъяснением, данным в приказе Роснедвижимости от 29.06.2007 NП/0152 «Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», Методические указания N39 содержат пять методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от видов разрешенного использования земель:

- построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков;

- определение кадастровой стоимости земельных участков на основе индивидуальной оценки их рыночной стоимости;

- определение кадастровой стоимости земельных участков на основании минимальных или средних удельных показателей кадастровой стоимости других категорий и видов разрешенного использования;

- установление величины кадастровой стоимости земельных участков в размере номинала;

- определение кадастровой стоимости земельных участков на основе соотношений между видами разрешенного использования земельных участков в составе населенных пунктов численностью от 20 до 50 тысяч жителей.

Согласно пункту 2.2.1. Методических указаний N39 расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:

определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;

сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;

построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;

расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей (пункт 2.2.5 Методических указаний N39).

Из представленной в материалах дела исходной рыночной информации по виду разрешенного использования: 5 ВРИ (л.д. 108-110, т.д. 2) следует, что в качестве объектов-аналогов использовались магазины, комплексы сервисного обслуживания населения, данные о станциях технического обслуживания автомобилей не применялись.

Арбитражный суд полагает, что использование земельного участка под размещение станции технического обслуживания автомобилей относится к виду разрешенного использования N9 «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств не являются бытовыми услугами.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N454-ст, выделяет техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей, техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств, предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств в качестве самостоятельного вида экономической деятельности, отличного от оптовой и розничной торговли автотранспортными средствами, торговли автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Между тем, Управлением не доказана обоснованность отнесения спорного земельного участка к пятому виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

При определении исходной рыночной информации по виду разрешенного использования: 5 ВРИ, город Армавир, ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ в качестве источника рыночной информации указало сайт www.kubanrealty.ru (л.д. 109-110, т.д. 2).

Как видно из материалов дела, Краснодарским краевым судом был направлен запрос от 22.01.2010 N1.7/2010 в ООО «Справочная недвижимость», г. Краснодар, о том, размещалась ли в ООО «Справочная недвижимость» на интернет-сайте www.kubanrealty.ru объявления о продаже объектов недвижимого имущества, указанных в исходной рыночной информации по виду разрешенного использования: 5 ВРИ, город Армавир.

Из ответа ООО «Справочная недвижимость» на запрос Краснодарского краевого суда от 22.01.2010 N1.7/2010 следует, что указанная информация в базе данных ООО «Справочная недвижимость» не размещалась (л.д. 19-22, т.д. 3).

Управление данного довода общества не опровергло, доказательств, подтверждающих реальное размещение на сайте www.kubanrealty.ru информации об объектах недвижимости, приведенных в качестве объектов-аналогов в исходной рыночной информации, подготовленной ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ, не представило.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности внесения УФАКОН по Краснодарскому краю в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка ООО «ВИП-Автосервис» с кадастровым номером 23:38:0139001:0004 в размере 201 445 876 руб.

Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на материалах дела, исследованных с соблюдением статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству, оснований для отмены решения не имеется.

Судебные расходы за подачу апелляционной жалобы распределить в соответствии со статьей 110 АПК РФ. В силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 июля 2009 года по делу NА32-12820/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
О.Х.Тимченко
Судьи
В.В.Галов
О.Г.Ломидзе

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А32-12820/2009
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 15 июня 2010

Поиск в тексте