• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2010 года Дело N А32-19823/2009

15АП-4180/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2010 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ванина В.В. судей Величко М.Г., Барановой Ю.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абраменко Р.А.

при участии:

от ОАО "Российские железные дороги": Едленко Николай Алексеевич, удостоверение, по доверенности N НЮ-10/749 от 27.11.2009г. от ОАО "Туапсинский морской торговый порт": Тагирова Галина Михайловна, паспорт, по доверенности 23 АД 132071 от 28.12.2009г.; Деревенец Иван Викторович, паспорт, по доверенности 23 АД 132145 от 01.02.2010г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 04 марта 2010 года по делу N А32-19823/2009 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к ответчику открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" о взыскании 29 438, 47 руб. принятое судьей Непрановым Г.Г.

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу «Туапсинский морской торговый порт» (далее - ОАО «Туапсинский морской торговый порт», порт, ответчик) о взыскании 29 438, 47 руб. платы за пользование вагонами.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04 марта 2010 года с ОАО «Туапсинский морской торговый порт» в пользу ОАО «РЖД» взыскано 9 402, 13 руб. платы за пользование вагонами.

Решение мотивировано тем, что предъявленная плата за пользование вагонами рассчитана истцом с нарушением порядка, предусмотренного Тарифным руководством N 2 , утв. Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 г. N 35/12, что также подтверждается письмом ФСТ России N ЕВ-914/10 от 19.02.2009 г. Кроме того, дорогой при начислении платы не учтено, что в соответствии с пунктом 5 абзаца 4 Договора N 85/4 предусмотрено, что для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через один час после предыдущей. Несоблюдение истцом п. 5 абзаца 4 договора N 85/4 приводит к затруднению проведения портом маневровых работ. В случае подачи вагонов с нарушением интервала в один час, вагоны должны зачисляться на ответственность порта по истечение одного часа после предыдущей подачи вагонов. Также дорогой не выдержано время оформления перевозочных документов - 17,9 минут на маршрутную отправку, установленное п.18.14 договора.

Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО «Российские железные дороги» обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что плата начислена дорогой в соответствии с действующим законодательством и условиями договора N 85/4, суд при рассмотрении спора вышел за пределы заявленных требований, т.к. истец просил взыскать сумму 29 438, 47 руб., а суд взыскал 9 402, 13 руб. и отказал во взыскании 23 149, 15 руб.

В судебном заседании представитель ОАО «Российские железные дороги» поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представители ОАО «Туапсинский морской торговый порт» в судебном заседании указали на несостоятельность доводов жалобы, в удовлетворении которой просили отказать, оставив решение суда первой инстанции без изменения.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО «РЖД» и ОАО «ТМТП» заключен договор N 85/4 от 25.06.2008 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», для ОАО «ТМТП» при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги. Стороны распространили действие договора на период с 14.08.2007г. по 14.08.2010г., что не противоречит действующему законодательству.

В соответствии с указанным договором ОАО «РЖД» производит подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО «ТМТП», примыкающий к путям N 5 и N 6 парка «В» станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги, через стык рамного рельса стрелочного перевода N 207 и стык рамного рельса стрелочного перевода N 228, обслуживаемого локомотивом порта.

В период 20-31 июля 2008 года ОАО «РЖД» подавало под выгрузку для ОАО «ТМТП» вагоны, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов N 075210, N 075211, N 075212, N 075213, N 075214, N 076215, N 076216, N 076217, N 076218, N 076219, N 076220.

Часть поданных вагонов находилась на пути необщего пользования грузополучателя сверх установленного договором технологического срока оборота вагонов, за что перевозчик начислил грузополучателю плату за пользование вагонами на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в сумме 324 622,25 руб. Сторонами произведена сверка расчетов, составлен соответствующий акт от 07.08.2008г. (л.д.63). Акт подписан грузополучателем с оговоркой о том, что плата за пользование вагонами за 3 декаду июля 2008 года составляет 183 128, 02 руб. От оплаты 141 494, 23 руб. грузополучатель отказался по основаниям, изложенным в оговорках к ведомостям подачи и уборки вагонов. Неполная оплата за пользование вагонами послужила основанием для обращения ОАО «РЖД» в арбитражный суд. При этом дорогой заявлено о взыскании 29 438, 47 коп.

Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ суд пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

Согласно статье 64 УЖТ РФ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

В соответствии со ст.39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Оплачиваемое время за пользование вагонами, контейнерами для погрузки грузов, выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования определяется в соответствии с положениями главы 4 Устава.

Согласно ст. 57 УЖТ РФ отношения по поводу эксплуатации железнодорожных путей в порту, подачи и уборки вагонов регулируются соответствующими договорами, заключаемыми перевозчиком и портом. Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей в портах осуществляются локомотивом, принадлежащим порту на праве собственности или на ином праве, с передачей вагонов, контейнеров порту на железнодорожных выставочных путях (железнодорожных путях, на которых выполняются технологические операции, связанные с передачей вагонов, контейнеров) в соответствии с договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, договорами на подачу и уборку вагонов.

В соответствии с пунктом 5 договора N85/4 от 25.06.2008 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о предстоящей подаче передается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов в порт. Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в Порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через 1 час после предыдущей. Интервал подачи Перевозчиком вагонов на выставочные пути не должен превышать 2 часа 30 минут. При подаче перевозчиком вагонов без уведомления вагоны зачисляются на ответственность порта по истечении двух часов после фактической подачи. Согласно пункту 6 договора уведомление о подаче вагонов под погрузку - выгрузку передается приемосдатчиком - информатором станции Туапсе диспетчеру порта по телефону не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов с одновременной регистрацией уведомления в книге уведомлений.

Пунктом 7 договора N 85/4 от 25.06.2008 предусмотрено, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути N 5 и N 6 парка «В» станции Туапсе в количестве не более 26 вагонов. Дополнительным соглашением N 1 от 15.07.2008г. стороны дополнили договор N 85/4 от 25.06.2008 пунктом 7.1, согласно которому по согласованию сторон допускается подача вагонов укрупненными партиями на внутриподъездные пути порта в количестве, превышающем вместимость выставочных путей N 5в и N 6в, с соблюдением порядка передачи уведомлений в соответствии с пунктами 5, 6 договора, и соблюдением ритмичности подач. Порядок согласования подачи/уборки вагонов производится на основании письменной заявки сменного диспетчера порта, переданной маневровому диспетчеру станции Туапсе по телефону-факсу. Уведомления о передаче вагонов под погрузку/выгрузку передается приемосдатчиком - информатором станции Туапсе диспетчеру порта также по телефону-факсу. При подаче вагонов на внутриподъездные пути порта укрупненными партиями они зачисляются на ответственность порта с учетом зачисления на ответственность порта ранее поданных партий вагонов после окончания приемосдаточных операций группами по 26 вагонов по установленному интервалу подач через 1 час. Зачисление в размере 26 вагонов по интервалу через 1 час начинает исчисляться с 18 час. 00 мин. каждых суток: первая подача после 18 час. 00 мин. текущих суток зачисляется на ответственность порта с момента окончания приемо-сдаточных операций с разбивкой ее на группы по 26 вагонов через 1 час. Каждая последующая подача зачисляется на ответственность порта по установленному интервалу через 1 час.

Пунктом 16.3 договора N 85/4 от 25.06.2008 предусмотрено, что плата за пользование вагонами начисляется по ведомостям подачи и уборки вагонов ежесуточно и оплачивается портом подекадно на основании выставленного перевозчиком счета-фактуры с приложением расчета, первичных документов и акта сверки расчетов, который оформляется и подписывается сторонами не позднее 4 рабочих дней после окончания декады.

Пунктом 18.6 договора N 85/4 от 25.06.2008 предусмотрено, что плата за пользование вагонами вносится перевозчику в соответствии со ст. 39 УЖТ, пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.

Согласно пункту 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением ФЭК Российской Федерации от 19.06.2002г. N 35/12, за время нахождения вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в настоящем Тарифном руководстве.

Согласно пункту 3 Тарифного руководства N2 плата за пользование вагонами определяется умножением базовой ставки платы на коэффициенты, учитывающие суточный вагонооборот, приведенные в таблицах N 3 и N 4 приложения N 1 к Тарифному руководству. В соответствии с пунктом 4 Тарифного руководства N 2 расчетные дифференцированные размеры платы за пользование вагонами приведены в таблицах N 5 - 10 Тарифного руководства.

Суд первой инстанции установил, что исходя из расчетов ОАО «РЖД» плата за пользование вагонами рассчитана в порядке, предусмотренном Тарифным руководством, но с округлением до 10 копеек, тогда как в таблицах Тарифного руководства расчетные размеры платы приведены с округлением до копейки.

Правильность округления до копейки подтверждена письмом ФСТ России от 19.02.2009 N ЕВ-914/10. Необоснованна ссылка истца на приказ ФСТ России от 10.06.2009 N 119-т/4, поскольку он принят позднее. Кроме того, в нем приведен отличный от ранее действовавшего порядок округления расчетных значений платы (не только до десятых копеек, но и до рубля). В связи с неправильным округлением размер спорной суммы в данном случае следует уменьшить на 39,22 руб.

Дополнительное соглашение N 1 к договору N 85/4 от 25.06.2008, которое предусматривает возможность подачи укрупненных партий вагонов по согласованию сторон, заключено сторонами 15.07.2008 и в соответствии с пунктом 3 ст. 453 ГК РФ изменяет обязательства сторон с момента его заключения. В период с 20.07.2008г. по 31.07.2008г. укрупненные партии вагонов подавались с нарушением интервала подачи вагонов. Доказательства того, что приемосдатчик - информатор станции Туапсе передавал в установленном порядке диспетчеру порта уведомления о передаче вагонов под погрузку/выгрузку, истцом не представлены.

В соответствии со статьей 13 УЖТ РФ перевозчики по договору с грузоотправителями и (или) владельцами железнодорожного пути необщего пользования могут осуществлять перевозки грузов поездом установленного веса или длины, сформированным на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с грузоотправителями и (или) владельцами инфраструктур на железнодорожной станции (отправительскими маршрутами) в соответствии с планом формирования поездов. План формирования грузовых поездов, следующих в пределах инфраструктуры, утверждается владельцем этой инфраструктуры. Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, утвержденные приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29.03.1999 N 10Ц предусматривают возможность формирования маршрутов, как на железнодорожной технической станции, так и на железнодорожном подъездном пути организации.

Пункт 12 договора N 85/4 от 25.06.2008 содержит условие о технологических сроках оборота вагонов. Для вагонов с одной грузовой операцией технологический срок оборота составляет 5 час., для вагонов с двумя грузовыми операциями - 10 час., при формировании с согласия порта на подъездных путях порта отправительских маршрутов, на формирование маршрута устанавливается технологическая норма 6 час. Плата за пользование вагонами за время формирования маршрута начисляется в порядке, установленном действующим законодательством. Маршрут сдается перевозчику по установленной длине, весу в соответствии с планом формирования поездов, после оформления перевозочных документов. Вагоны маршрута снимаются с ответственности порта по плате за пользование вагонами после оформления перевозочных документов и уведомления о готовности маршрута к уборке.

Как следует из материалов дела, в спорный период при формировании маршрутов на подъездных путях порта ОАО «ТМТП» превышало установленный договором технологический срок, за что перевозчик правомерно начислил грузоотправителю 9 402,13 руб. платы за пользование вагонами.

В соответствии с пунктом 18.14 договора N 85/4 от 25.06.2008 время на оформление одного перевозочного документа при перевозке импортных грузов составляет 13,2 мин., а на маршрутную отправку - 17,9 мин., в случае обработки документов свыше указанного времени данное обстоятельство оформляется актом общей формы и исключается из оплачиваемого времени за пользование вагонами. Из представленных суду актов общей формы следует, что в спорный период перевозочные документы оформлялись товарной конторой станции Туапсе более, чем 17,9 мин. на один перевозочный документ, в связи с чем из расчета общей суммы платы за пользование вагонами в спорный период следует исключить плату, начисленную за время, превышающее норму оформления перевозочных документов, в общей сумме 22 288, 89 руб.

Из представленного суду акта общей формы N 1094 от 27.07.2008 следует, что 27.07.2008г. с 20 час. 00 мин. до 23 час. 21 мин. выгрузка импортного сахара-сырца с т/х «Х.Б.Мухиеддин» не производилась по причине неподачи дорогой порожних вагонов, пригодных под погрузку вышеуказанного груза, в этот период прекращено формирование маршрута N 533416. АОФ N1094 от 27.07.2008 является односторонним, подписан только представителями порта. При таких обстоятельствах не представляется возможным установить наличие вины грузоотправителя в сверхнормативной задержке вагонов, из которых формировался маршрут 27.07.2008г. (памятка приемосдатчика N14569). Соответственно, из расчета следует исключить 821 руб. 04 коп.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, об обоснованности взыскания с ответчика в пользу истца платы за пользование вагонами в сумме 9 402,13 руб.

В обоснование жалобы ответчик указал, что суд вышел за пределы заявленных требований, т.к. истец просил взыскать сумму 29 438, 47 руб., а суд взыскал 9 402, 13 руб. и отказал во взыскании 23 149, 15 руб.

Данные доводы подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.

Из материалов дела следует, что в период с 20.07.08г. по 31.07.08г. часть поданных вагонов находилась на пути необщего пользования грузополучателя сверх установленного договором технологического срока оборота вагонов, за что перевозчик начислил грузополучателю плату за пользование вагонами на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в сумме 324 622, 25 руб. Сторонами произведена сверка расчетов, составлен соответствующий акт от 07.08.2008г. (л.д.63). Акт подписан грузополучателем с оговоркой о том, что плата за пользование вагонами за 3 декаду июля 2008 года составляет 183 128, 02 руб. От оплаты 141 494, 23 руб. грузополучатель отказался по основаниям, изложенным в оговорках к ведомостям подачи и уборки вагонов. Именно неоплата суммы 141 494, 23 руб. платы за пользование вагонами послужила основанием для обращения ОАО «РЖД» в арбитражный суд, что следует из претензии N 402 П от 19.08.08г.

Дорогой заявлено о взыскании 29 438 руб. 47 коп. Вместе с тем, дорога пояснила, что спорный период не изменился, часть суммы не предъявляется ввиду частичного согласия дорогой с расчетом ответчика.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что расчет платы на сумму 29 438 руб. 47 коп. в материалах дела отсутствует. Таким образом, учитывая разногласия сторон и предъявление иска именно за период 20.07.08г. по 31.07.08г., составление акта сверки сторонами исходя из предъявленной к взысканию суммы 324 622, 25 руб. и разногласий по сумме 141 494, 23 руб., суд первой инстанции обоснованно определил правомерно заявленные требования исходя из суммы разногласий и по претензии в размере 141 494, 23 руб. ввиду отсутствия иного расчета.

Заявитель не представил доказательств того, что заявленные им требования не являлись частью разногласий, указанных в акте сверки от 07.08.08г. и претензии N 402 П.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что права истца не нарушены, поскольку, предъявляя требования за определенный период в определенной сумме, невозможно заявить требования за тот же период повторно.

Из решения суда первой инстанции следует, что рассматривались требования в сумме 141 494, 23 руб. Обоснованными признаны требования в сумме 9 402, 13 руб., в остальной части иска отказано.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила

Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04 марта 2010 года по делу N А32-19823/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
В.В.Ванин
Судьи
М.Г.Величко
Ю.И.Баранова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А32-19823/2009
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 14 июля 2010

Поиск в тексте