ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июня 2010 года Дело N А68-12410/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2010 года. Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2010 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Игнашиной Г.Д.,

судей Дорошковой А.Г., Стахановой В.Н.,

по докладу судьи Игнашиной Г.Д., при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области и Собрания представителей муниципального образования Киреевский район Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области

от 05.02.2010 по делу N А68-12410/2009 (судья Елисеева Л.В.) по заявлению ИП Костюшиной Л.Г. к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области, Собранию представителей муниципального образования Киреевский район Тульской области о признании частично недействительными решений, признании незаконным бездействия,

при участии:

от заявителя: Костюшиной Л.Г., Войтенко М.А. по доверенности, от ответчиков: Шиндина М.В. по доверенности, от прокуратуры: Лазукиной О.Г. по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

дело рассмотрено после перерыва, объявленного в судебном заседании 15.06.2010.

Индивидуальный предприниматель Костюшина Лариса Григорьевна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области (далее - Администрация), Собранию представителей муниципального образования Киреевский район Тульской области (далее - Собрание):

о признании недействительным решения Собрания представителей муниципального образования Киреевский район (4-й созыв, 7-е заседание) от 23.09.2009 N 7-59 «Об утверждении Перечня муниципального имущества, предназначенного для организации деятельности социально значимых объектов» в части включения в Перечень нежилого помещения по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Гагарина, д. 2-а, для осуществления деятельности ЗАГСа;

о признании недействительным п. 4.1 Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества в муниципальном образовании Киреевский район на 2009 год, являющегося приложением к решению Собрания представителей муниципального образования Киреевский район (4-й созыв, 7-е заседание) от 23.09.2009 N 7-60 «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества в муниципальном образовании Киреевский район на 2009 год» в части запрещения приватизации нежилого встроено-пристроенного помещения по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Гагарина, д. 2-а;

о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Киреевский район, состоящего в нарушении установленных в ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) сроков принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и совершения юридически значимых действий и направления проекта договора купли-продажи арендуемого имущества (с учетом уточнения).

Решением суда первой инстанции от 05.02.2010 требования удовлетворены.

Ответчики обжаловали решение суда в апелляционном порядке и просят это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции на основании п.1 ч. 4 ст. 270 АПК РФ.

Судом установлено, что предметом настоящего дела, в частности, является оспаривание решения Собрания представителей муниципального образования Киреевский район (4-й созыв, 7-е заседание) от 23.09.2009 N 7-59 «Об утверждении Перечня муниципального имущества, предназначенного для организации деятельности социально значимых объектов» и п. 4.1 Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества в муниципальном образовании Киреевский район на 2009 год, являющегося приложением к решению Собрания представителей муниципального образования Киреевский район (4-й созыв, 7-е заседание) от 23.09.2009 N 7-60 «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества в муниципальном образовании Киреевский район на 2009 год».

Указанные требования рассмотрены судом первой инстанции по правилам гл. 24 АПК РФ единолично, поскольку, по мнению суда первой инстанции, указанные решения являются ненормативными правовыми актами.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции и полагает, что указанные решения являются нормативными правовыми актами. При этом исходит из следующего.

Согласно ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам своего ведения органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают (издают) правовые акты.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").

В свою очередь, правовым актом ненормативного характера является акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.

Пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Оспариваемые заявителем решения Собрания регулируют вопросы приватизации муниципального имущества, которые обязательны для неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.

Таким образом, оспариваемые решения содержат все признаки нормативных правовых актов.

Согласно п.2 ч.2 ст. 17, ч.1 ст. 194 АПК РФ дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей.

В силу п.1 ч.4 ст. 270 АПК РФ основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе.

Поскольку решение по настоящему делу принято судом первой инстанции единолично, в то время как АПК РФ предусмотрено коллегиальное рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.1 ч.4 ст. 270 АПК РФ.

В соответствии с ч. 6.1 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.

Определением от 18.05.2010 суд апелляционной инстанции перешел рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

В ходе судебного разбирательства заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просил признать не соответствующими ст.3, п.1 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», имеющего большую юридическую силу, и недействующим: решение Собрания представителей муниципального образования Киреевский район (4-й созыв, 7-е заседание) от 23.09.2009 N 7-59 «Об утверждении Перечня муниципального имущества, предназначенного для организации деятельности социально значимых объектов» в части включения в Перечень муниципального имущества, предназначенного для организации деятельности социально значимых объектов, нежилого встроено-пристроенного помещения по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Гагарина, д. 2-а, для осуществления деятельности ЗАГСа;

п. 4.1 Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества в муниципальном образовании Киреевский район на 2009 год, являющегося приложением к решению Собрания представителей муниципального образования Киреевский район (4-й созыв, 7-е заседание) от 23.09.2009 N 7-60 «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества в муниципальном образовании Киреевский район на 2009 год» в части включения в состав не подлежащих приватизации объектов муниципальной собственности нежилого встроено-пристроенного помещения по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Гагарина, д. 2-а, для осуществления деятельности ЗАГСа.

Также заявитель просил признать незаконным отказ администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области в реализации преимущественного права ИП Костюшиной Л.Г. на выкуп арендуемого нежилого помещения общей площадью 226,7 кв.м, расположенного по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Гагарина, д. 2-а, изложенный в письме главы администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области от 21.10.2009 N К-1746, и обязать администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области совершить действия, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Уточненные требования судом приняты к рассмотрению.

Довод ответчиков о том, что заявитель не вправе уточнять требования в суде апелляционной инстанции, поскольку в силу ст. 266 АПК РФ в суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, судом отклоняется.

В п. 44 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" обращается внимание на то, что в случае если решение арбитражного суда первой инстанции отменено арбитражным судом апелляционной инстанции в связи с нарушениями, перечисленными в ч. 4 ст. 270 Кодекса, то истец вправе изменить предмет или основание иска при рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции по правилам, установленным для рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции (ч. 1 ст. 49 Кодекса).

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы заявления и отзывов на него, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные Предпринимателем требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, по договору аренды недвижимого муниципального имущества от 06.05.2002 N 1 Предприниматель арендует встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Гагарина, д. 2-а, площадью 226,7 кв.м, для осуществления торговой деятельности.

Срок договора установлен с 06.05.2005 по 06.05.2007.

Регистрация договора осуществлена регистрирующим органом 08.07.2002.

В соответствии с дополнительным соглашением от 01.02.2005 срок договора аренды N 1 от 06.05.2002 установлен на 49 лет с 01.05.2005 по 01.05.2054.

Данное соглашение зарегистрировано регистрирующим органом 21.05.2005.

13.04.2009 Предприниматель в порядке п. 2 ст. 9 Федерального закона N 159-ФЗ обратилась в Администрацию с заявлением о выкупе арендуемого им помещения с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя и занимаемого им помещения критериям, установленным ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ.

Письмом от 15.06.2009 Администрация сообщила заявителю о возможности предоставления ему преимущественного права на приобретение арендуемого им нежилого помещения по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Гагарина, д. 2-а.

При этом Администрация также указала, что после проведения оценки рыночной стоимости вышеназванного недвижимого имущества будут определены условия приватизации и направлены проекты договоров купли-продажи и о его залоге.

06.07.2009 Администрацией заключен договор с ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» на проведение оценки спорного нежилого помещения.

По результатам оценки ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» был представлен отчет об определении рыночной стоимости объекта оценки.

Письмом от 21.08.2009 администрация направила в адрес Предпринимателя проект договора купли-продажи недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.

Заявителю предлагалось рассмотреть данный документ и возвратить в отдел имущественных и земельных отношений для дальнейшего оформления.

21.09.2009 Предприниматель направил в Администрацию заявление с подтверждением волеизъявления на приобретение арендуемого имущества.

23.09.2009 Собранием приняты решение N 7-59 «Об утверждении Перечня муниципального имущества, предназначенного для организации деятельности социально - значимых объектов» и решение N 7-60 «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества в муниципальном образовании Киреевский район на 2009 год», в соответствии с которыми, в частности, нежилое встроено-пристроенное помещение по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Гагарина, д. 2-а, включено в перечень имущества, необходимого для осуществления деятельности ЗАГСа, в связи с чем запрещена приватизация указанного помещения.

Администрация письмом от 21.10.2009 сообщила заявителю о невозможности приватизации испрашиваемого помещения со ссылкой на указанные решения собрания.

Не согласившись с названными решениями Собрания, а также с отказом Администрации в приватизации спорного помещения, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Признавая недействующими обжалуемые решения Собрания, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт - часть 4 статьи 194 указанного Кодекса.

Таким образом, нормативный правовой акт признается судом недействующим при условии его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушении прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

В силу ст. 3 названного Закона субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 2 ст. 9 указанного Закона субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

В порядке ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в пункте 2 Информационного письма от 05.11.2009 N134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», судам при рассмотрении споров необходимо учитывать, что согласно части 3 статьи 1 Закона N159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов малого или среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные данным Законом, регулируются Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Следовательно, нормы Закона N159-ФЗ, устанавливающие специальные правила отчуждения государственного и муниципального недвижимого имущества, являются приоритетными по отношению к нормам Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».