• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июля 2010 года Дело N А33-21188/2009

Красноярск

А33-21188/2009

Резолютивная часть постановления объявлена «02» июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен «07» июля 2010 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Петровской О.В., судей Гуровой Т.С., Споткай Л.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ахметшиной Г.Н., при участии:

от Агентства лесной отрасли (истца): Лавриковой Т.А. - представителя по доверенности от 07.06.2010;

от ООО «Енисейский фанерный комбинат» (ответчика): Сергеевой Е.А.- представителя по доверенности от 13.01.2010;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Енисейский фанерный комбинат» на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «14» апреля 2010 года по делу NА33-21188/2009, принятое судьей Мельниковой Л.В.,

установил:

Агентство лесной отрасли Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Енисейский фанерный комбинат» (с учетом уменьшения и уточнения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании 1 018 833 руб. 50 коп., в том числе: 290 530 руб. основного долга в федеральный бюджет с 05.04.2007 по 15.12.2008, 301 415 руб. 15 коп. основного долга в краевой бюджет с 05.04.2007 по 15.12.2008, 238 111 руб. 33 коп. пени в федеральный бюджет с 06.04.2007 по 25.11.2009, 188 777 руб. 02 коп. пени в краевой бюджет с 06.04.2007 по 25.11.2009.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 15 января 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение «Емельяновский лесхоз».

Согласно пункту 1.1 устава в новой редакции 2007 года федеральное государственное учреждение «Емельяновский лесхоз» переименовано в краевое государственное бюджетное учреждение «Емельяновское лесничество».

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 апреля 2010 года исковые требования удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью «Енисейский фанерный комбинат» в пользу Агентства лесной отрасли Красноярского края взыскано 380 780 руб., в том числе 290 530 руб. - долга в федеральный бюджет, 90 000 руб. - пени в федеральный бюджет и 250 руб. пени в краевой бюджет. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, указав следующее:

- суд пришел к неправомерному выводу о том, что договор от 29.12.2006 не подлежал государственной регистрации, в связи с чем начисление арендной платы с момента подписания договора аренды, а не с момента его государственной регистрации является неправомерным;

- при расчете арендной платы незаконно применен самый высокий первый лесотаксовый разряд (расстояние вывозки до 10 км), так как арендуемый по договору участок лесного фонда изначально относился к пятому лесотаксовому разряду (расстояние вывозки от 60 до 80 км). Данное обстоятельство подтверждается тем, что при заключении договора в 2008 году на тот же лесной участок применен именно пятый лесотаксовый разряд. Постановление Администрации Красноярского края от 14.12.1999 N 807-П «О распределении лесного фонда края по лесотаксовым разрядам» применению не подлежало, как противоречащее Постановлению Правительства N 867 от 30 июля 1999 года «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню». Противоречие состоит в том, что в нарушение требований Постановления N 867-П Постановление N 807-П в качестве пунктов отгрузки называет близлежащие города, поселки, села и деревни, а также автодороги (без понижения ставок на один разряд) при наличии в радиусе 100 км железнодорожных станций и водных путей;

- Постановление Администрации Красноярского края от 14.12.1999 N 807-П «О распределении лесного фонда края по лесотаксовым районам» утратило силу 8 декабря 2006 года с момента вступления в силу статьи 13 Вводного закона. Так как пункт 8 Постановления Правительства N 127, в котором закреплено право органов власти субъектов Российской Федерации распределять леса по лесотаксовым разрядам, стал противоречить Лесному кодексу, то и само Постановление N 807-П с этого же момента утратило силу;

- судом установлено, что часть кварталов относится ко второму лесотаксовому разряду, однако судом неправомерно применен ко всему участку первый лесотаксовый разряд, в то время как Постановления Правительства N 127 и N 310 однозначно требуют, чтобы лесотаксовые разряды устанавливались для каждого квартала отдельно. Никаких средних разрядом такс действующим законодательством не предусмотрено, поэтому их применение является незаконным;

- переплата, по мнению ответчика, составляет 901 449 руб. в федеральный бюджет и 346 704 руб. 10 коп. в краевой бюджет.

Краевое государственное бюджетное учреждение «Емельяновское лесничество», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направило, отзыв не представило. Дело рассматривается в его отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании представитель истца пояснил, что согласен с решением суда первой инстанции. Считает, что обязанность по внесению арендной платы возникла у ответчика с момента подписания договора аренды земельного участка, при расчете был применен только первый лесотаксовый разряд в соответствии с методикой 2001 года, так как в первом разряде кварталов было больше, чем во втором. Арендная плата в 2007 году начислялась с момента государственной регистрации за весь период в соответствии с пунктом 5.1. договора. Лесорубочные билеты выдаются на год, лесная декларация также выдается на год. По мнению истца, договор подлежит регистрации, но вне зависимости от этого арендная плата за 2007 год подлежит взысканию в размере 100 %.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Между федеральным государственным учреждением «Емельяновский лесхоз» (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Енисейский фанерный комбинат» (арендатор) заключен договор аренды участка лесного фонда Российской Федерации для заготовки древесины от 29.12.2006 (далее - договор)

В соответствии с пунктом 2.1. договора и в соответствии со статьей 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и на основании протокола о результатах лесного конкурса N 114 от 29.12.2006 арендодатель передает, а арендатор принимает участок лесного фонда в аренду для заготовки древесины на срок 49 лет со дня государственной регистрации договора аренды в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, Эвенкийскому, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Кемчугское лесничество, N квартала, выдела 249-259, 263-274, 276-277, площадью 15342 га, ежегодный объем пользования 35,7 тыс. кбм, в том числе по хвойному хозяйству 9 400 кбм.

Согласно пункту 4.1. договора после государственной регистрации договора аренды и получения лесорубочного билета или лесного билета арендатор приобретает право осуществлять лесопользование в объемах, определенных договором аренды.

В соответствии с пунктом 5.1. договора арендная плата исчисляется за всю расчетную лесосеку арендуемого участка лесного фонда (с учетом предоставленных льгот) независимо от фактического ее использования исходя из минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 N 127, с учетом коэффициентов вводимых федеральными и краевыми органами власти. Подлежит освоению в 2007 году и каждые последующие годы (в том числе с момента регистрации 100%) - 35 700 кбм, арендная плата по минимальным ставкам - 957 560 руб., всего арендной платы - 1 407 610 руб.

Согласно пункту 5.2. договора арендатор вносит арендную плату бюджеты всех уровней в следующие сроки: 15 февраля - 15%; 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.

В соответствии с пунктом 5.3. договора в случае принятия иных нормативных правовых актов, ставок лесных податей и арендной платы или изменения в установленном порядке разрядов таксы арендатор обязуется проиндексировать арендную плату по вновь принятым коэффициентам.

Согласно пункту 5.4. договора за просрочку арендных платежей и платежей за выполнение лесохозяйственных, лесовосстановительных и противопожарных работ арендатор выплачивает пеню в размере 0,07 % от просроченной суммы за каждый день просрочки.

В соответствии с пунктом 6.1. договора основанием для изменения настоящего договора является также принятие законодательных актов Российской Федерации, администрации края по вопросам лесопользования.

Договор заключен сроком на 49 лет и действует со дня его регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, Эвенкийскому, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам (раздел 8 договора).

По акту передачи участка лесного фонда в аренду от 29.12.2006 участок лесного фонда передан арендатору. Государственная регистрация договора произведена 04.04.2007.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате арендной платы, истец просит взыскать с ответчика 1 018 833 руб. 50 коп., в том числе: 290 530 руб. - долга в федеральный бюджет и 301 415 руб. 15 коп. - долга в краевой бюджет за период с 15.11.2007 по 31.12.2008, 238 111 руб. 33 коп. - пени в федеральный бюджет и 188 777 руб. 02 коп. - пени в краевой бюджет за период с 06.04.2007 по 25.11.2009.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков.

Пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 предусмотрено, что подготовка и заключение договоров аренды в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Данный порядок утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258. Согласно пункту 3 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.

Согласно пункту 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (далее - решение).

При этом решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком (пункт 9 Порядка).

При переоформлении рассматриваемого договора аренды от 29.12.2006 в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации арендодателем указано Агентство лесной отрасли Красноярского края, что подтверждается приказом Агентства лесной отрасли Красноярского края от 23.04.08 N 586а и договором аренды лесного участка N 134-з от 03.10.08, заключенным между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ответчиком. Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что краевое государственное бюджетное учреждение «Емельяновское лесничество» стороной по рассматриваемому договору аренды в настоящее время не является.

С 01.01.2007 на территории Российской Федерации введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.

Согласно статье 3 федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из положений части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений статей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, Положения об агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 г. N 18-п, агентство лесной отрасли Красноярского края осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края.

Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

В силу пункта 3.4. положения об агентстве лесной отрасли Красноярского края в компетенцию агентства входит предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, в том числе: выступление продавцом права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Министерства природных ресурсов РФ, Федерального агентства лесного хозяйства от 25.12.2007 N 509 «Об администрировании доходов бюджетной системы РФ в 2007 году» за органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закреплены такие полномочия по администрированию платы за использование лесов, как взыскание платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Согласно пункту 2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства N 337 от 05.11.2008 органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, наделены следующими полномочиями по администрированию платы за использование лесов: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что лицом, уполномоченным обращаться в суд с исками о взыскании арендной платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края, является Агентство лесной отрасли Красноярского края.

Отношения, возникшие из договора аренды участка лесного фонда для заготовки древесины от 29.12.2006, заключенного между федеральным государственным учреждением (ФГУ) «Емельяновский лесхоз» (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «Енисейский фанерный комбинат» (арендатор) регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии с пунктом 5.1. договора арендная плата исчисляется за всю расчетную лесосеку арендуемого участка лесного фонда (с учетом предоставленных льгот) независимо от фактического ее использования исходя из минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 N 127, с учетом коэффициентов вводимых федеральными и краевыми органами власти. Подлежит освоению в 2007 году и каждом последующем году с момента регистрации (100%) - 35 700 кбм, арендная плата по минимальным ставкам - 957 560 руб., всего арендной платы - 1 407 610 руб.

Пунктом 4.1 договора аренды предусмотрено право арендатора после государственной регистрации договора аренды и получения лесорубочного билета осуществлять лесопользование в объемах, определенных договором аренды.

Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что в 2007 году подлежит освоению 100% объема (35,7 тыс. кбм), т.е. независимо от даты регистрации. Таким образом, данным условием стороны согласовали обязательство ответчика оплатить арендную плату за 2007 год в полном объеме, в связи с чем довод ответчика о том, что арендная плата подлежит уплате за 2007 год не в 100 % размере, а соответственно начислению с момента государственной регистрации договора аренды, отклоняется.

Факт передачи участка лесного фонда арендатору подтвержден актом передачи участка лесного фонда от 29.12.2006 таким образом, пользование участком началось на раннее 29.12.2006., соответственно арендная плата подлежит начислению с момента заключения договора и передачи лесного участка .

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у арендатора обязанности уплатить арендную плату исходя из всего объема подлежащей освоению древесины, учитывая, что стороны сами предусмотрели данное условие.

Договор заключен сроком на 49 лет и действует со дня его регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, Эвенкийскому, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономным округам (раздел 8 договора).

В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса 1997 года к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.

К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации. Иное установлено положениями статей 31, 32, 34 Лесного кодекса 1997 года.

В силу статьи 34 Лесного кодекса 1997 года участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов, за исключением случаев предоставления участков лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.

Согласно статье 31 Лесного кодекса 1997 года по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования либо видов использования участка лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.

Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 32 Лесного кодекса 1997 года договор аренды участка лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством.

С момента государственной регистрации договор аренды участка лесного фонда считается заключенным.

Из совокупности вышеуказанных правовых норм следует, что договор аренды участка лесного фонда от 29.12.2006 подлежал государственной регистрации в силу непосредственного указания на это в Лесном кодексе 1997 года и в соответствии с гражданским законодательством.

Вышеуказанные положения Лесного кодекса 1997 года утратили силу с 08.12.2006 в связи с вступлением в законную силу статьи 12 Вводного закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 16 Вводного закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ в пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми из числа объектов недвижимого имущества исключены леса и многолетние насаждения.

Аналогичные изменения внесены статьей 22 вышеуказанного Вводного закона в статью 1 Федерального закона о государственной регистрации.

Приводя в обжалуемом решении указанные нормы права, суд первой инстанции сделал вывод о том, что договор аренды участка лесного фонда от 29.12.2006 не подлежал государственной регистрации, поскольку, по мнению суда, положения Лесного кодекса 1997 года об аренде участка лесного фонда на момент заключения договора уже не действовали, а леса и многолетние насаждения исключены из перечня объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что данный вывод является ошибочным.

В пункте 1 статьи 4 Вводного закона предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом 2006 года (вступившим в законную силу с 01.01.2007) в срок до 01.01.2009.

Согласно положениям главы 6 Лесного кодекса 2006 года в аренду предоставляются лесные участки, представляющие собой земельные участки, границы которых определяются в соответствии с названным Кодексом.

В силу статьи 93 Лесного кодекса 2006 года право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации.

По мнению арбитражного апелляционного суда, исключив Вводным законом из статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации понятия леса и многолетних насаждений, законодатель не преследовал цель исключить из числа объектов недвижимого имущества участки лесного фонда (лесные участки), поскольку понятия «лес и многолетние насаждения» лишь отражают специфику земельных участков, на которых они находятся. Теперь понятие леса в качестве объекта недвижимости и объекта права собственности заменено понятием земельного участка, на котором произрастает лес.

Кроме того, из смысла Вводного закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ усматривается, что сделки с лесными участками подлежат государственной регистрации (статьи 3, 4).

Вместе с тем, принимая во внимание пункт 5.1 договора, согласно которому арендная плата за 2007 год подлежит внесению ответчиком в размере 100 % независимо от даты государственной регистрации договора, учитывая, что договор аренды участка лесного фонда от 29.12.2006 зарегистрирован в установленном порядке 04.04.2007 Емельяновским отделом Управления федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, следовательно, является заключенным, вывод суда первой инстанции о том, что договор не подлежал государственной регистрации не привел к принятию неправильного решения.

При исчислении размера арендной платы истец применяет ставки четвертого Восточно-Сибирского лесотаксового района 1 разряд такс и методику расчета размера арендной платы участками лесного фонда, предоставленными в аренду для заготовки древесины на территории Красноярского края от 15.03.2001, согласно которой расчет размера арендной платы за календарный год определяется по формуле

АП= (VxT)xKixK2

где АП - арендная плата;

V- объем расчетной лесосеки, подлежащий освоению в текущем календарном

году на арендованном участке лесного фонда (тыс. кбм, ликвидной древесины;

определенный договором аренды с учетом предоставленных льгот;

Т - минимальная ставка платы за один кубометр древесины, отпускаемой на корню, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации.

K1 - коэффициент, установленный на территории края к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню;

К2- коэффициент, установленный договором аренды (арендная надбавка не ниже 1,2).

Первый разряд такс определен КГУ «Емельяновское лесничество» исходя из среднего разряда такс по договору аренды от 29.12.06, поскольку в соответствии с приложением к Постановлению Администрации Красноярского края от 14.12.1999 N 807-П «О распределении лесного фонда края по лесотаксовым районам» кварталы NN 249-253 (113-117) относятся ко второму разряду такс, кварталы 254-259 (118-123), 263-274 (127-138), 276 (140), 277 (141) относятся к первому разряду такс. Обоснованность применения среднего разряда такс подтверждается Методикой расчета арендной платы за пользование участками лесного фонда, предоставленными в аренду для заготовки древесины, утвержденной комитетом природных ресурсов по Красноярскому краю 15.03.2001 (Приложение N 3).

Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 19.02.01 N 127 «О минимальных ставках за древесину, отпускаемую на корню», предусмотрено, что распределение лесов по лесотаксовым разрядам осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией.

Постановлением Совета администрации Красноярского края от 16.09.02 N 352-п «О внесении изменений в Постановление Администрации Красноярского края от 14.12.1999 N 807-П «О распределении лесного фонда края по лесотаксовым районам» в соответствии с подпунктом «д» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 19.02.2010 N 127 «О минимальных ставках древесины, отпускаемой на корню» внесены изменения в указанное Постановление, которые не изменили разряды такс в отношении указанных в договоре аренды от 29.12.06 кварталов.

Довод ответчика о том, что постановление Администрации Красноярского края от 14.12.1999 N 807-П «О распределении лесного фонда края по лесотаксовым разрядам» применению не подлежало, как противоречащее Постановлению Правительства N 867 от 30 июля 1999 года «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» является не обоснованным.

Ссылка ответчика, заявленная при рассмотрении дела в суде первой инстанции, на Указ губернатора Красноярского края от 26.12.08 N 219-уг «Об утверждении лесного плана Красноярского края» является необоснованной, поскольку данный Указ применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2009 года (пункт 3 данного Указа). В переоформленном договоре сторонами согласован пятый разряд такс с учетом указанного лесного плана Красноярского края.

Согласно представленному расчету и письменным пояснениям, расчет арендной платы по договору от 29.12.2006 за 2007 - 2008 годы произведен истцом в соответствии с действующими в спорный период нормативно-правовыми актами:

- в федеральный бюджет (минимальные ставки) за период с января по июнь 2007 г. - в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» с учетом коэффициента 1,8; за период с июня 2007 года по декабрь 2008 года - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», с учетом коэффициента ликвидного запаса 1,05, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»;

- в краевой бюджет (в части, превышающей минимальные ставки) - в соответствии с протоколом конкурса с учетом коэффициента 1,05 и на основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255 с учетом коэффициента 1,4 (до июня 2008 года).

Расчет арендной платы за спорный период произведен с учетом пунктов 5.1., 5.2, 5.3 договора от 29.12.2006.

В материалы дела ответчиком представлены платежные поручения, подтверждающие уплату арендной платы. спор у сторон по поводу уплаченной ответчиком суммы арендной платы отсутствует.

Проверив представленный расчет суммы иска, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для применения при расчете арендной платы за 2007 - 2008 годы коэффициента 1,4, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255, отсутствовали. Данный вывод суда первой инстанции является правильным в силу следующего.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденные постановлением Правительства от 19.02.2001 N127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню»; коэффициент, устанавливаемый Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год; коэффициент по соответствующим территориям согласно приложению к настоящему приказу (Красноярский край-1,4).

Однако, на основании статьи 13 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31-37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43-45, разделы III-IV и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Новый Лесной кодекс предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 73). Ни новым Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не было предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному указанным выше приказом.

Таким образом, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 сентября 2005 года N255 для Красноярского края установлен коэффициент для расчета ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню - 1,4; Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не представляет таких полномочий Федеральному агентству лесного хозяйства, установление ставок платы за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, отнесены к компетенции иного федерального государственного органа, Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не содержит понятия «лесные подати», в состав которых входил спорный коэффициент, правовые основания для применения истцом при расчете арендной платы после 01.01.2007 (момент вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года) коэффициента, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства N255 от 14.09.2005, отсутствуют.

Согласно расчету истца размер подлежащей уплате в 2007 году в федеральный бюджет арендной платы составил 1 059 150 руб., но поскольку лесничеством начислено за 2007 год 1 008 700 руб., то истец сумму подлежащей уплате в федеральный бюджет арендной платы исчисляет исходя из рассчитанной лесничеством - 1 008 700 руб. Ответчиком в 2007 году в федеральный бюджет уплачено 317 112 руб., в связи с чем задолженность составила 691 588 руб.

Согласно расчету истца размер подлежащей уплате в 2008 году в федеральный бюджет арендной платы составил 1 218 030 руб., но для расчета истец применяет сумму арендной платы, рассчитанную лесничеством - 1 101 194 руб. Ответчиком в 2008 году в федеральный бюджет уплачено 1 502 252 руб., в связи с чем сумма переплаты составила 401 058 руб.

Таким образом, задолженность ответчика в федеральный бюджет составляет 290 530 руб. за период с 15.11.08 по 31.12.08.

В связи с необоснованностью применения истцом при расчете арендной платы, подлежащей уплате в краевой бюджет за 2007 - 2008 годы, коэффициента 1,4, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255, согласно расчету суда в бюджет Красноярского края в 2007 году подлежала внесению арендная плата без учета коэффициента 1,4 (1 008 700 руб. х 1,05 (конкурсный коэффициент) - 1 008 700) 50 435 руб., ответчиком в 2007 году в краевой бюджет уплачено 76 604 руб. 80 коп., следовательно, по итогам 2007 года по платежам в краевой бюджет имеется переплата в сумме 26 169 руб. 80 коп.

В 2008 году в краевой бюджет подлежала внесению арендная плата без учета коэффициента 1,4 в размере 55 059 руб. 70 коп. (1 101 194 х 1,05 - 1 101 194), ответчиком уплачено 315 995 руб. 05 коп. Следовательно, по итогам 2008 года по платежам в краевой бюджет имеется переплата в сумме 260 935 руб. 35 коп.

Учитывая изложенное, судом сделан правильный вывод о том, что оснований для удовлетворения требования истца о взыскании ответчика 301 415 руб. 15 коп. долга за ноябрь и декабрь 2008 год в краевой бюджет не имелось.

Требование о взыскании 290 530 руб. долга в федеральный бюджет удовлетворено обоснованно.

Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Согласно пункту 5.5 договора за просрочку арендных платежей арендатор выплачивает арендодателю пени за каждый день просроченного дополнительного платежа в размере 0,07 % от просроченной суммы за каждый день просрочки.

Истец в соответствии с пунктом 5.4 договора от 26.12.06 начислил ответчику 426 888 руб. 35 коп. - пени, в том числе 238 111 руб. 33 коп. в федеральный бюджет и 188 777 руб. 02 коп. в краевой бюджет за период с 06.04.07 по 25.11.09.

Проверив расчет суммы неустойки, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что требования истца о взыскании с ответчика пени следует признать обоснованными.

Судом первой инстанции в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации снижен размер пеней до 250 руб. в доход краевого бюджета и до 90 000 руб. в доход федерального бюджета.

Принимая во внимание существо обязательства, размер задолженности, период просрочки, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения отсутствуют

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «14» апреля 2010 года по делу N А33-21188/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

     Председательствующий
О.В.Петровская
Судьи
Т.С.Гурова
Л.Е.Споткай

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-21188/2009
Принявший орган: Третий арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 07 июля 2010

Поиск в тексте