• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 15 февраля 2010 года Дело N А26-9114/2009

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2010 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Зинькуева И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Моисеенко А.Б., при участии представителей Министерства лесного комплекса Республики Карелия Петровой С.Е. (доверенность от 19.11.2009), Савка Е.Н. (доверенность от 19.11.2009), рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Министерства лесного комплекса Республики Карелия к открытому акционерному обществу «Муезерский леспромхоз» о взыскании 687682 руб.,

установил: Министерство лесного комплекса Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу «Муезерский леспромхоз» (далее - ответчик, общество, ОАО «Муезерский ЛПХ») о взыскании 687682 руб. договорной неустойки (с учетом уточненного требования).

Истец ссылается на пункт 5.4 договоров аренды NN 72-з и 73-з от 22.12.2008, которым предусмотрена ответственность за нарушение лесохозяйственных требований, а именно: за оставление не вывезенной в срок древесины, за недорубы, за неудовлетворительную очистку мест рубок.

В судебном заседании представители истца указали, что в соответствии с пунктом 4.4.18 договоров аренды лесничие провели приемку лесосек у арендатора - ОАО «Муезерский ЛПХ», по результатам проверок составлены акты, в которых указаны виды и объемы нарушений лесохозяйственных требований; пункт 5.4 договора предусматривает ответственность за не выполнение пункта 4.4.2 договора, то есть за нарушение установленных требований, норм и правил; неустойка рассчитана с учетом действующего законодательства; исполнение обязательств по договорам, заключенным между истцом и ответчиком включает в себя 5 признаков надлежащего исполнения: исполнение надлежащему субъекту - ОАО «Муезерский ЛПХ», исполнение по надлежащему предмету - выполнение лесохозяйственных требований при заготовке древесины, исполнение в надлежащем месте - делянки, указанные в лесорубочных билетах, технологических картах и договоре аренды, исполнение надлежащим образом - в соответствии с требованиями договора аренды и лесорубочного билета, исполнение в надлежащий срок - срок окончания действия лесорубочного билета; общество при производстве работ не исполнило надлежащим образом требования при использовании лесов: Лесного кодекса Российской Федерации, Правил заготовки древесины, Правил пожарной безопасности в лесах, Санитарных правил в лесах; доказательств, подтверждающих невозможность исполнения обществом обязательств в следствие непреодолимой силы, не представлено.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания. В отзыве на иск представитель ответчика Красильников И.М. просил в удовлетворении иска о взыскании неустойки отказать, указал, что передача полномочий органа государственной власти по доверенностям является незаконной как не соответствующая действующему законодательству; кроме того, государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с законодательством не обладают полномочиями на осуществление государственного контроля и надзора; поскольку договоры заключены с Министерством лесного комплекса Республики Карелия, следовательно, лесничество не вправе проводить приемку лесосек, составлять акты, направлять претензии и предъявлять неустойки.

В судебном заседании 24.12.2009 представитель ответчика Трифонов П.А. пояснил, что договор аренды лесных участков заключался с Министерством лесного комплекса Республики Карелия, в связи с чем проведение приемки лесосек и составление актов представителями лесничества, а также направление претензионных писем не обоснованно; полагает, что нарушены требования законодательства по составлению актов приемки лесосек, поскольку должны быть составлены протоколы о лесонарушениях.

Суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

05.09.2003 и 12.10.2004 между ФГУ «Муезерский лесхоз» (арендодатель) и ОАО «Муезерский ЛПХ» (арендатор) заключены договоры на аренду участка лесного фонда, в соответствии с которыми арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду участки лесного фонда с целью заготовки древесины.

Арендатору были выписаны лесорубочные билеты, на основании которых обществу предоставлено право пользования конкретными участками лесного фонда с указанием квартала, делянки, лесосеки.

В период действия выданных обществу лесорубочных билетов действовали Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (утратили силу после 31.03.2008), согласно которым срок вывозки древесины устанавливался в течение 12 месяцев со дня выписки лесорубочного билета; нарушением лесохозяйственных требований признавалось оставление лесопользователями недорубов; при заготовке древесины лесопользователи были обязаны производить очистку лесосек, не допуская в бесснежный период разрыва более 15 дней между рубкой деревьев и очисткой площади от порубочных остатков, а также доочистку зимних лесосек до наступления пожароопасного периода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые определили порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, и утверждена форма примерного договора аренды лесного участка, в пункте 13 которого предусмотрено начисление неустойки за нарушение условий договора.

Договоры от 05.09.2003 и от 12.10.2004 были приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем переоформления и 22.12.2008 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия и ОАО «Муезерский ЛПХ» заключены договоры аренды лесного участка N 72-з и 73-з.

Поскольку Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации с 01.04.2008 утратили силу, виды и порядок исчисления размера ответственности - неустоек были включены в договоры от 22.12.2008.

Переоформленные договоры включили в себя одни и те же лесные участки, (в Костомукшском центральном лесничестве площадью 372364 га и 46605 га), указанные в предыдущих договорах, а также объемы лесопользования согласно выписанным лесорубочным билетам.

В соответствии с пунктом 4.4.1 договоров арендатор обязан использовать лесной участок, переданный в аренду, в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, настоящим договором; пунктом 4.4.2 договора предусмотрено, что арендатор обязан не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом МПР России от 16.07.2007 N 184, рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений (пункт 7); запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению (пункт 8 «д»), очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины (пункт 61).

Пункт 39 (подпункт «б») Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, предусматривает, что при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Договорами от 22.12.2008 предусмотрено, что арендатор обязан осваивать установленный годовой объем заготовок древесины (пункт 4.4.4.); по окончании деятельности по заготовке древесины на конкретной площади (лесосеке, делянке) обеспечивать сдачу данных лесных участков арендодателю, при окончании работ (срока действия лесной декларации, лесорубочного билета в зимний период проводить сдачу лесосек, делянок в 3-х месячный срок с наступлением бесснежного периода (пункт 4.4.18); по результатам приемки (освидетельствования) мест рубок, после получения актов, производить оплату неустоек за нарушение лесохозяйственных требований в срок, указанный в претензионных письмах арендодателя (пункт 4.4.19).

Договоры аренды, являясь возмездной сделкой, содержат взаимные обязательства сторон и подлежат исполнению в порядке и на условиях, установленных договором. В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства сторон по договору аренды должны исполняться надлежащим образом.

Таким образом, общество, заключив договоры от 22.12.2008, взяло на себя обязательства по соблюдению установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В целях осуществления контроля по соблюдению требований договоров должностными лицами ГУ РК «Костомукшское центральное лесничество» (далее - лесничество) по окончании лесопользования по лесорубочным билетам проведена проверка ОАО «Муезерский ЛПХ» в кварталах 54, 32, 33, 60, 59, 43, 23, 25, 24, 61, 28, 14, 40, 39, 56, 46, 47, 90, 34, 15, 31, 41, 45, 28.

Извещения о проведении проверок получены обществом. Проверки проводились с участием представителей общества (доверенности на представителей в материалах дела имеются). Результаты проверки отражены в актах от 15.06.2009 (т. 1, л.д. 103), от 22.06.2009 (т. 1, л.д. 110), от 22.06.2009 (т. 1 л.д. 114), от 01.07.2009 (ошибочно указано - 2002, т. 1 л.д. 119), от 01.07.2009 (т. 1 л.д. 123), от 01.07.2009 (т. 1 л.д. 127), от 18.06.2009 (т. 1 л.д. 132), от 18.06.2009 (т. 1 л.д. 136), от 18.06.2009 (т. 1 л.д. 140), от 25.06.2009 (т. 1 л.д. 145), от 30.06.2009 (т. 1 л.д. 150), от 30.06.2009 (т. 2 л.д. 1), от 03.07.2009 (т. 1 л.д. 6), от 29.06.2009 (т. 2 л.д. 15), от 29.06.2009 (т. 2 л.д. 19), от 23.06.2009 (т. 2 л.д. 24), от 23.06.2009 (т. 2 л.д. 28), от 06.07.2009 (т. 2 л.д. 33), от 06.07.2009 (т. 2 л.д. 99), от 24.06.2009 (т. 2 л.д. 42), от 24.06.2009 (т. 2 л.д. 46), от 02.07.2009 (т. 2 л.д. 51), от 07.07.2009 (т. 2 л.д. 58), от 07.07.2009 (т. 2 л.д. 62), от 07.07.2009 (т. 2 л.д. 66), от 03.07.2009 (т. 2 л.д. 71 - нарушений не установлено), от 03.07.2009 (т. 2 л.д. 74), от 02.06.2009 (т. 2 л.д. 79), от 26.06.2009 (т. 2 л.д. 84), от 01.07.2009 (т. 2 л.д. 89), от 01.07.2009 (т. 2 л.д. 93), от 30.06.2009 (т. 2 л.д. 98), от 25.06.2009 (т. 2 л.д. 103), от 26.06.2009 (т. 2 л.д. 108), от 25.06.2009 (т. 2 л.д. 113), от 06.07.2009 (т. 2 л.д. 118), от 22.06.2009 (т. 2 л.д. 123), от 19.06.2009 (т. 2 л.д.128), от 19.06.2009 (т. 2 л.д. 132), от 19.06.2009 (т. 2 л.д. 136), от 18.06.2009 (т. 2 л.д. 140), от 18.06.2009 (т. 2 л.д. 144). В результате проверок установлены недорубы, неудовлетворительная очистка мест рубок, не вывезенная древесина.

Проверка проводилась в соответствии с условиями договоров, с «Указаниями по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов», утвержденными приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 N 130. Указания не утратили силу и не противоречат действующему законодательству.

Материалы дела подтверждают, а именно: акты проверки, ведомости материально-денежной оценки лесосек, ведомости перечета, что обществом нарушены требования правил использования лесов, следовательно, условия договоров от 22.12.2008, обязанность по соблюдению которых принял на себя арендатор. Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В пункте 5.4 договора стороны предусмотрели меру гражданско-правовой ответственности за нарушение лесохозяйственных требований в виде уплаты неустойки, размер которой исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, взятых по первому разряду такс (независимо от того, к какому лесотаксовому разряду относится участок, в котором допущено нарушение) без применения норм их снижения (пункт 5.5 договора). Размер неустойки обществом не оспорен.

В адрес ответчика направлены претензионные письма с предложением уплатить неустойку в добровольном порядке. Поскольку общество не уплатило неустойку, истец обоснованно обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд не принимает во внимание доводы ответчика по следующим основаниям.

В силу подпунктов «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды, лесное, административное законодательство.

В соответствии с пунктом 6 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора).

Осуществление государственного лесного контроля и надзора, целью которого является обеспечение соблюдения лесного законодательства, регулируется положениями главы 12 ЛК РФ.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 названного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление государственного лесного контроля и надзора.

Лесной кодекс Российской Федерации не определяет, в какой организационно-правовой форме должен функционировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий контрольно-надзорные функции. Не урегулирован данный вопрос и Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (далее - Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора).

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в соответствии со статьей 23 ЛК РФ, являются лесничества и лесопарки. Ранее данные функции выполняли лесхозы.

Статьей 11 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2008 лесхозы должны быть преобразованы в соответствии с гражданским законодательством.

На основании пункта 9 распоряжения Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 N 417 р-П государственное учреждение Республики Карелия «Муезерсий лесхоз» (правопреемник ФГУ «Муезерский лесхоз») реорганизовано в государственное учреждение Республики Карелия «Костомукшское центральное лесничество». Согласно пункту 12 данного распоряжения, основной целью деятельности лесничества является осуществление функций территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В соответствии с Приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия N 155 от 04.04.2008 государственный лесной контроль и надзор вправе осуществлять должностные лица в лесничествах, лесопарках Республики Карелия в пределах своих полномочий.

Приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия N 178 от 14.04.2008 установлено, что в полномочия центральных лесничеств, в том числе входит, осуществление государственного лесного контроля и надзора. Этим же приказом установлено, что Министерство передает свои права как арендодателя и ссудодателя лесных участков, продавца лесных насаждений центральным лесничествам, в том числе осуществление контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, соблюдением лесохозяйственных требований, норм и правил использования лесов, условий договоров аренды участков лесного фонда, договоров аренды лесных участков и иных договоров, в соответствии с которыми осуществляется использование лесов, получать от арендаторов лесного фонда и иных лесопользователей информацию об использовании, охране и защите лесного фонда и воспроизводстве лесов на лесных участках в установленном порядке, в том числе информацию о подрядных организациях, занимающихся лесозаготовкой на территории переданных арендаторам лесных участков.

Таким образом, системный анализ приведенных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что лесничество имеет право осуществлять государственный лесной контроль и надзор, в том числе проводить проверки исполнения договоров аренды лесных участков, и быть представителем истца в арбитражном суде на основании предоставленных полномочий согласно выданных доверенностей.

С учетом изложенного, заявленное Министерством лесного комплекса Республики Карелия требование подлежит удовлетворению. Государственная пошлина в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Иск удовлетворить. Взыскать с открытого акционерного общества «Муезерский леспромхоз» в пользу Министерства лесного комплекса Республики Карелия 687682 руб. договорной неустойки.

2. Взыскать с открытого акционерного общества «Муезерский леспромхоз» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 13376 руб. 82 коп.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г.Санкт-Петербург, Суворовский проспект 50-52);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г.Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

     Судья

Зинькуева И.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-9114/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 15 февраля 2010

Поиск в тексте