• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 июня 2010 года Дело N А26-2586/2010

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 21 июня 2010 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Шалапаева И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терешонок М.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску ОАО "Российские железные дороги"

к обществу с ограниченной ответственностью "Петро-Гранит" о взыскании 258 558 руб. 00 коп. при участии: представителя истца Зотова В.И. (доверенность от 23.12.09)

установил: ОАО "Российские железные дороги" (далее - истец, Дорога) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Петро-Гранит" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 258 558 руб. 00 коп., из них 145 758 руб. штрафов, начисленных на основании статьи 94 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) за невыполнение в 2009 году заявок, 112 800 руб. штрафов, начисленных на основании статей 99, 100 Устава за задержку в марте и мае 2009 года принадлежащих Дороге вагонов на подъездном пути Общества свыше 36 часов. В судебном заседании представитель истца иск поддержал. Ответчик отзыв на исковое заявление в суд не направил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о его дате извещён надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" оказывает ответчику услуги по подаче-уборке вагонов к местам погрузки и выгрузки грузов на основании заявок, поданных в соответствии со статьёй 11 Устава.

Ссылаясь на заявки, поданные обществом на период с апреля по ноябрь 2009 года NN15488831, 15478874, 15478769, 15493799, 15663440,15693665, 15648062, 15679348 (с изменениями к заявке), 15800507, 15739051, 15931558, 16018779, 16025345, 16426635, Дорога указывает на частичное невыполнение Обществом перечисленных заявок, в связи с чем и на основании статьи 94 Устава перевозчиком начислен штраф в сумме 145 578 руб.

Статьёй 11 Устава установлено, что учёт выполнения заявки, в том числе обеспечение грузоотправителя вагонами, контейнерами, учёт погрузки грузов в вагонные контейнеры осуществляются в учётной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой погрузки.

Представленные в материалы дела учётные карточки NN1548831, 15478874, 15478769, 15493799, 5663440, 15693665, 15648062, 15679348изм, 15800507, 15739051, 15931558, 16018779, 16025345, 6426635, подтверждающие частичное невыполнение заявок подписаны представителями перевозчика и грузоотправителя без разногласий.

В силу Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 43 (далее - Правила оформления и взыскания штрафов), за невыполнение принятой (согласованной) перевозчиком заявки на перевозку грузов штраф взыскивается перевозчиком с грузоотправителя в размерах, установленных статьей 94 Устава (пункт 5).

В соответствии со статьей 94 Устава основаниями для возникновения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки являются, в частности, неиспользование поданных вагонов, контейнеров, а также неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если иной порядок внесения этой платы не предусмотрен соглашением сторон.

При этом основанием для начисления сумм штрафа за невыполнение принятой заявки является, в частности, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов (пункт 2 Правил оформления и взыскания штрафов).

Учет выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования осуществляется в учетной карточке формы ГУ-1 (пункт 2 Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 16.06.2003 N 20, далее по тексту Правила составления учетной карточки).

Из представленных в материалы дела учетных карточек видно, что поданные обществом заявки на перевозку грузов выполнены грузоотправителем не в полном объеме. В качестве обстоятельства невыполнения заявок указаны код "408" - неподача вагонов, контейнеров из-за невнесения грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, код "202" - неиспользование поданных вагонов, контейнеров, код «404» - отказ от предусмотренных заявкой вагонов, код «406» - отсутствие предусмотренных в заявке собственных или арендованных вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор на представление таких вагонов, контейнеров. Учетные карточки подписаны ответственными работниками, как железной дороги, так и грузоотправителя.

Поскольку представленными учётными карточками, а также подписанными обществом накопительными ведомостями о начислении обществу штрафов за невыполнение принятых заявок подтверждена вина общества в таком невыполнении, требование о взыскании штрафов правомерно.

Установленный статьёй 94 Устава размер штрафа состав за невыполнение принятой заявки установлен в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах, - 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза.

Расчёт штрафов ответчиком не оспорен, проверен судом и признан верным. Суд удовлетворяет требование в указанной части в полном объёме.

Кроме того, дорогой начислены штрафы за задержку вагонов перевозчика на подъездном пути свыше 36 часов в марте и мае 2009 года.

При этом истец ссылается на ведомость подачи и уборки вагонов N 053041 и акт общей формы N 63 от 31.03.09, согласно которым вагоны были погружены ответчиком 28.03.09 в 16.00 и простояли на подъездном пути до 31.03.09 до 10.00 в связи с отсутствием денежных средств на счёте Общества в Санкт-Петербургском ТехПД; на ведомость подачи и уборки вагонов N 503038 за период с 9 по 14 мая 2009 года и акт общей формы N 58 от 12.05.09, согласно которым вагоны были погружены Обществом 09.05.09 в 10.00 и простояли на его подъездном пути до 12.05.09 до 14.00 в связи с отсутствием денежных средств на лицевом счёте Общества в Санкт-Петербургском Тех ПД. Актами общей формы NN64 и 65 удостоверен отказ представителя Общества от подписания перечисленных ведомостей и актов общей формы NN58, 63.

Согласно части второй статьи 99 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 УЖТ РФ, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

Статьей 100 УЖТ РФ устанавливается штраф за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 названного Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.

В соответствии с пунктами 2 и 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, основанием для начисления указанного штрафа являются акты общей формы, а также ведомости подачи и уборки вагонов.

В ходе рассмотрения настоящего дела ответчик не оспаривает ни факт простоя вагонов, ни период их простоя, ни размер начисленного штрафа При рассмотрении вопроса о наличии вины Общества в задержке вагонов суд учитывает следующее.

Из пояснений истца и материалов дела следует, что в указанном периоде вагоны простаивали на подъездном пути ответчика ввиду неприёма их истцом к перевозке из-за отсутствия на счетах Общества денежных средств - провозной платы.

Согласно статье 30 Устава плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон. При несвоевременном внесении грузоотправителем (отправителем) указанной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку грузов, грузобагажа прием грузов, грузобагажа для перевозки и подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон.

Пунктом 2.1 заключённого сторонами соглашения N 6273923 от 22.10.07 о централизованных расчётах за услуги железной дороги установлен порядок расчётов по оплате провозных платежей - централизованно с лицевого счёта Общества в Санкт-Петербургском ТехПД.

30.03.09 сторонами заключён договор N 1234 на организацию расчётов, связанных с оплатой провозных и иных платежей, причитающихся Дороге при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Согласно пункту 2.1.8 договора Общество обязалось производить оплату платежей за перевозки грузов не позднее чем за 3 календарных дня до даты приёма груза к перевозке.

В соответствии с пунктом 3.2 договора ОАО «РЖД» приостанавливает выполнение своих обязательств, связанных с перевозками грузов (оказанием услуг), оплату которых осуществляет Общество, при отсутствии в ОАО «РЖД» достаточных денежных средств, перечисленных Обществом для оплаты причитающихся перевозчику платежей с учётом сумм по незавершённым перевозкам.

Таким образом, задержка приёма вагонов с подъездного пути Общества произошла из-за отсутствия денежных средств на счете Общества, ввиду чего Дорога не принимала вагоны к перевозке на основании заключённого сторонами Соглашения о централизованных расчётах и договора N 1234. Данное обстоятельство Обществом не оспорено.

В этом случае ответственность за задержку вагонов правомерно отнесена на Общество.

Вместе с тем, суд считает возможным применить статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшить размер законной неустойки в два раза, учитывая отсутствие явных негативных последствий для Дороги. На основании изложенного суд удовлетворяет иск частично. Расходы по госпошлине в соответствии со статьёй 110 АПК РФ относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Иск удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Петро-Гранит» в пользу ОАО «Российские железные дороги» 145 758 руб. штрафов, начисленных в соответствии со статьёй 94 УЖТ РФ и 56 400 руб. штрафов, начисленных в соответствии со статьями 99, 100 УЖТ РФ, а также 8 171,16 руб. расходов по госпошлине.

2. Возвратить Петрозаводскому отделению Октябрьской железной дороги - филиалу ОАО «РЖД» из федерального бюджета 2000 руб. госпошлины, излишне уплаченной по платёжному поручению N 706030 от 24.03.10.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г.Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г.Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

     Судья

Шалапаева И.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-2586/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 21 июня 2010

Поиск в тексте