АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 15 июля 2010 года Дело N А56-30918/2010

Резолютивная часть Решения объявлена 08 июля 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15 июля 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Пилипенко Т.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Грачевой И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка заинтересованное лицо: ООО «РосОПТ» об аннулировании лицензии при участии: от заявителя: Крылов И.В. по доверенности от 25.02.2010 г.; Бояринов С.В. по доверенности N23 от 24.06.2010 г.; от заинтересованного лица: адв. Пузырев по доверенности N7 от 09.06.2010;

установил:

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка обратилась в суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства (протокол судебного заседания от 01 июля 2010 года), об аннулировании лицензии Б 099098, выданной ООО «РосОПТ» 10 мая 2007 года на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции.

ООО «РосОПТ» обратилось с встречным заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства (протокол судебного заседания от 01 июля 2010 года) об оспаривании Решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 07 июня 2010 года N 0694-опт. «О приостановлении действия лицензии».

В судебном заседании представитель лицензирующего органа поддержал заявленное требование, против удовлетворения встречного заявления возражал, ссылаясь на соответствие оспариваемого Решения требования ст 20 Федерального закона от 20 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Представитель ООО «РосОПТ» возражал против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на отсутствие законных оснований для аннулирования лицензии. Встречное требование поддержал.

Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «РосОПТ» (ИНН 4720025990, 188525 Ленинградская область, Ломоносовский район, Копорская волость, с. Копорье, двухэтажное здание магазина (торгового центра) лит.А) имеет лицензию от 10 мая 2007 года сроком действия до 10 мая 2012 года, регистрационный номер 0305, серия Б 099098, выданную Управлением Федеральной налоговой службы по Ленинградской области на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции по адресу: 188544, Ленинградская область, г. Сосновый Бор, Копорское шоссе, д.26, корпус 12, склад NN 1,2,3,4.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2009 года N 810 «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы» с 19 октября 2009 года функции лицензирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции перешли к Росалкогольрегулированию.

Должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу 22 апреля 2010 года вынесено определение о возбуждении в отношении ООО «РосОПТ» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, и проведении административного расследования, из которого следует, что в ходе проведения проверки ООО «РосОПТ» на основании Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19 апреля 2010 года N 97 на складе алкогольной продукции по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, Копорское шоссе, д.26, корпус 12, склад NN 1,2,3,4, обнаружена алкогольная продукция: Водка особая «СОЮЗ-ВИКТАН НА БЕРЕЗОВЫХ БРУНЬКАХ» (объем 0,5 л., дата розлива 28.04.09, производитель: ЗАО «СОЮЗ-ВИКТАН»), маркированная федеральными специальными маркими, подлинность которых вызывает сомнения (нечитаемость микротекста «ФЕДЕРАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ МАРКА»), то есть продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, в случае если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта.

В ходе проведения проверки на алкогольную продукцию, являющуюся предметом административного правонарушения: Водка особая «СОЮЗ-ВИКТАН НА БЕРЕЗОВЫХ БРУНЬКАХ», емкость 0,5 л., дата розлива 28.04.09, производитель: ЗАО «СОЮЗ-ВИКТАН» в количестве 45 бутылок, наложен арест согласно протоколу ареста товаров и иных вещей N 110 от 22 апреля 2010 года.

Согласно протоколу изъятия вещей и документов (проб и образцов) N 110 от 22 апреля 2010 года произведено изъятие образцов алкогольной продукции с признаками размытости микротекста «Федеральная специальная марка» на федеральных специальных марках, которыми маркирована продукция, а именно: Водка особая «СОЮЗ-ВИКТАН НА БЕРЕЗОВЫХ БРУНЬКАХ», емкость 0,5 л., дата розлива 28.04.09, производитель: ЗАО «СОЮЗ-ВИКТАН» в количестве 5 бутылок, ФСМ: до 0,5 л. 014 270713308, до 0,5 л. 014 270713297, до 0,5 л. 014 270713302, до 0,5 л. 014 270705594, до 0,5 л. 014 270713303.

Взятые образцы, пробы упакованы в картонные ящики, заклеены скотчем, опечатаны в установленном порядке и скреплены подписями понятых.

Определением от 22 апреля 2010 года назначена экспертиза продукции Водка особая «СОЮЗ-ВИКТАН НА БЕРЕЗОВЫХ БРУНЬКАХ», емкость 0,5 л., дата розлива 28.04.09, производитель: ЗАО «СОЮЗ-ВИКТАН» в количестве 5 бутылок, ФСМ: до 0,5 л. 014 270713308, до 0,5 л. 014 270713297, до 0,5 л. 014 270713302, до 0,5 л. 014 270705594, до 0,5 л. 014 270713303.

Перед экспертом поставлены следующие вопросы:

- выполнены ли представленные на исследование ФСМ производством ФГУП «Гознак»?

- имеют ли представленные на исследование ФСМ поддельные (фальсифицированные) элементы, если имеют, то какие?

- по заявлению какой организации ФСМ с указанными номерами изготавливались и в адрес кого и когда отгружались?

На основании определения МРУ Росалкогольрегулирование от 22 апреля 2010 года сотрудниками ФГУП «Гознак» Министерства финансов Российской Федерации проведено техническое исследование изделий «Российская Федерация. Федеральная специальная марка. Алкогольная продукция свыше 25%»: Водка «СОЮЗ-ВИКТАН НА БЕРЕЗОВЫХ БРУНЬКАХ», емкость 0,5 л., дата розлива 28.04.09, производитель: ЗАО «СОЮЗ-ВИКТАН» - до 0,5 л. разряд 014 NN 270713308, 270713297, 270713302, 270705594, 270713303.

Исследование проводилось визуально, с применением микроскопа 100х, лупы 10х, приборов «АКОС», «Ультрамаг КЗ», «Ультрамаг 25ИКМ» в сравнении с образцами изделий «Российская Федерация. Федеральная специальная марка. Алкогольная продукция свыше 25%» производства предприятий-филиалов ФГУП «Гознак».

В результате технического исследования изделий «Российская Федерация. Федеральная специальная марка. Алкогольная продукция свыше 25%», наклеенных на бутылки с водкой Водка «СОЮЗ-ВИКТАН НА БЕРЕЗОВЫХ БРУНЬКАХ», объем 0,5 л., дата розлива 28.04.09, производство ЗАО «СОЮЗ-ВИКТАН», до 0,5 л. разряд 014 NN 270713308, 270713297, 270713302, 270705594, 270713303, установлено:

- печать исследованных марок частично в зоне переменной информации выполнена красками, не соответствующими краскам, применяемым на предприятиях-филиалах ФГУП «Гознак» при печати данной продукции;

- при печати исследованных марок частично в зоне переменной информации не применены графические защитные элементы и способы печати, принятые на предприятиях-филиалах ФГУП «Гознак» при печати данной продукции;

- исследованные марки изготовлены на бумаге, применяемой на предприятиях-филиалах ФГУП «Гознак» при изготовлении данной продукции;

представленные на исследование изделия «Российская Федерация. Федеральная специальная марка. Алкогольная продукция свыше 25%»: Водка «СОЮЗ-ВИКТАН НА БЕРЕЗОВЫХ БРУНЬКАХ», до 0,5 л., разряд 014 NN 270713308, 270713297, 270713302, 270705594, 270713303 являются поддельными.

Заместителем руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка 26 мая 2010 года принято Решение N 0612-опт о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии Б 099098 от 10 мая 2007 года на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, выданной Обществу с ограниченной ответственностью «РосОПТ» (ИНН 4720025990) в связи с оборотом алкогольной продукции с поддельными марками.

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Одним из оснований для аннулирования лицензии в судебном порядке является оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона либо с поддельными марками.

До вступления решения суда в законную силу лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии.

В соответствии со ст 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции для целей названного закона понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Из материалов дела не представляется возможным установить, при осуществлении какого вида деятельности Обществу вменяется в вину нарушение лицензионных требований. Факт нахождения алкогольной продукции в обороте документально не подтвержден.

Лицензирующим органом не представлено бесспорных доказательств допущенного нарушения.

Заявителем не представлены доказательства наличия полномочий на проведение проверки и материалы проверки.

Доказательства, иные материалы дела об административном правонарушении, вынесенное по делу постановление, содержащее выводы административного органа по данному вопросу, также не представлены.

Материалы дела не позволяют установить, где находилась алкогольная продукция, маркированная федеральными специальными марками с признаками подделки, каким образом эти признаки обнаружены, какими доказательствами соответствующие обстоятельства подтверждены.

С определением о назначении экспертизы ООО «РосОПТ» не ознакомлено.

В материалах дела отсутствуют доказательства передачи изъятых образцов на исследование в ФГУП «Гознак».

В заключении специалистов ФГУП «Гознак» не указано, в каком виде поступили подлежащие исследованию образцы; не указаны дата и место проведения исследования; не отражено, с какими образцами оригинальной продукции проводилось сравнение, каким методом. Не подтверждено наличие у данной организации статуса экспертного учреждения. Назначенная лицензирующим органом экспертиза подменена техническим исследованием. Ответы не поставленные перед экспертом вопросы не получены.

Данное заключение нельзя признать надлежащим доказательством по делу.

Результаты исследования образцов получены посредством применения специальных технических средств. Возможность выявления признаков фальсификации федеральных специальных марок в условиях обычной деятельности склада не доказана.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает в действиях ООО «РосОПТ» противоправного поведения, влекущего необходимость применения меры ответственности в виде аннулирования лицензии.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 15211/08, п. 3 ст 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в ней оснований принять решение об аннулировании лицензии.

Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.

Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.

Изложенная правовая позиция в полной мере подлежит применению к спорным правоотношениям.

Как следует из материалов проверки, пять ФСМ имеют признаки подделки, что явилось основанием для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В материалы дела не представлены доказательства наличия в деятельности Общества иных нарушений лицензионных требований.

Заявителем не приведено доводов и не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости применения избранной меры ответственности в виде аннулирования лицензии в целях защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Заявленное требование лицензирующего органа об аннулировании лицензии не подлежит удовлетворению.

Заместителем руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка 07 июня 2010 года принято Решение N 0694-опт «О приостановлении действия лицензии», в соответствии с которым действие лицензии Б 099098 от 10 мая 2007 года на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, выданной Обществу с ограниченной ответственностью «РосОПТ» (ИНН 4720025990) приостановлено в связи с направлением в суд заявления об ее аннулировании по решению от 26 мая 2010 года N 0612-опт (основание для аннулирования лицензии - оборот алкогольной продукции с поддельными марками). Действие лицензии приостановлено до вступления в законную силу решения суда об аннулировании указанной лицензии.

Лицензирующим органом не приведено убедительных доводов и не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости приостановления действия лицензии в связи с обращением в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Закупка, хранение и поставка алкогольной продукции являются основными видами деятельности ООО «РосОПТ». Примененная лицензирующим органом мера принуждения в виде приостановления действия лицензии является в рассматриваемом случае чрезмерным ограничением прав заявителя. Применение такой меры не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, не соответствует характеру совершенного деяния, не является необходимым для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Приостановление действия лицензии до вступления решения суда в законную силу согласно п. 3 ст. 20 Закона не является безусловной обязанностью лицензирующего органа.

В силу правовой нормы, содержащейся в п. 4 ст. 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» решение о приостановлении действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно содержать письменное мотивированное обоснование.

В оспариваемом Решении от 07 июня 2010 года N 0694-опт «О приостановлении действия лицензии» указано лишь на предусмотренное законом формальное основание принятия такого решения: в связи с обращением в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Мотивированное обоснование принятия решения о приостановлении действия лицензии отсутствует. В Решении не указано, чем обусловлена необходимость приостановления лицензии до вступления решения суда в законную силу.

Поскольку лицензирующим органом не доказан сам факт нарушения Обществом лицензионных требований и условий, оспариваемое Решение о приостановлении действия лицензии нельзя признать законным и обоснованным.

Оспариваемое Решение не соответствует ст. 20 Федерального закона от 20 ноября 1995 года N171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем недействительно с момента его издания.

Встречное заявление ООО «РосОПТ» подлежит удовлетворению.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка освобождена от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.

Расходы по государственной пошлине за рассмотрение встречного заявления и заявления о принятии обеспечительной меры относятся на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка на основании ст.110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требования Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка об аннулировании лицензии серии Б 099098 от 10 мая 2007 года на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции, выданной ООО «РосОПТ», отказать.

Встречное заявление ООО «РосОПТ» удовлетворить.

Признать недействительным, не соответствующим ст. 20 Федерального закона от 20 ноября 1995 года N171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 07 июня 2010 года N 0694-опт. «О приостановлении действия лицензии».

Взыскать с Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в пользу ООО «РосОПТ» 4 000 руб. 00 коп в возмещение расходов по государственной пошлине.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия; кассационная жалоба может быть подана в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления Решения в законную силу. Жалоба подается через суд, принявший Решение.

     Судья
Пилипенко Т.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка