АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 июля 2010 года Дело N А56-18592/2010

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Ульяновой М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петровой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - ООО «Спин»

заинтересованное лицо (ответчик) - Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу

о признании незаконным и отмене постановления от 19.03.2010 N8-ю/15.13 при участии от заявителя: Мурсалимова Е.В., дов. от 29.03.2010; от заинтересованного лица (ответчика): Крылов И.В., дов. от 26.04.2010;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Спин» (далее - ООО «Спин», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО, Управление, ответчик) от 19.03.2010 N8-ю/15.13 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика возражал против заявленных требований.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, ООО «Спин» имеет лицензию Б 068818 от 14.07.2009 на право осуществления деятельности по производству, хранению и поставкам произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий), выданную Федеральной налоговой службой на срок действия с 14.07.2009 по 19.05.2014, и лицензию Б 099153 от 26.06.2009 на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, выданную Управлением ФНС России по Ленинградской области на срок с 26.06.2009 по 19.05.2014.

На основании приказа Росалкогольрегулирования от 28.01.2010 N19 сотрудниками МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО проведена проверка ООО «Спин» по вопросу соблюдения лицензионных требований, в ходе которой установлено нарушение Обществом статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N171-ФЗ), а именно: спирт этиловый, отгруженный ООО «Инновационный производственный комбинат «Майский» по товарно-транспортной накладной от 15.09.2009 N63 в объеме 6499,79 дал, поступил в ООО «Спин» согласно актов об отгрузке и приемке спирта этилового ректификованного «Люкс» типовой формы NП-24 - 25.09.2009 - в 3 квартале 2009 года, однако поступление спирта по данной ТТН отражено в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2009 года.

Проверяющие пришли к выводу о заведомом искажении Обществом данных, указанных в декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По данному факту уполномоченным должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 17.03.2010 N8-ю/15.13 (л.д.8-10).

Постановлением от 19.03.2010 N8-ю/15.13 ООО «Спин» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 руб. за включение в декларацию об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заведомо искаженных данных.

Считая данное постановление не соответствующим закону, ООО «Спин» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. Согласно пункту 3 названной статьи организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны декларировать объем использования этилового спирта. В соответствии с пунктом 4 указанной статьи порядок представления деклараций и форма деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение о представлении деклараций), в соответствии с пунктом 4 которого декларации представляются в территориальные налоговые органы ежеквартально (за отчетный период) не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Пунктом 3 Положения о представлении деклараций установлено, что организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют декларации по форме в соответствии с Приложением N7, в графе 16 которого отражаются сведения об объемах полученной продукции.

Согласно статье 26 Закона N171-ФЗ запрещено искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ включение в декларацию об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или в декларацию об использовании этилового спирта заведомо искаженных данных влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Таким образом, привлечение к административной ответственности по названной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможно лишь при доказанности умышленной вины лица во включении в декларацию искаженных данных.

Одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности. При отсутствии одного из элементов состава административного правонарушения нет его состава в целом.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество отразило в декларации за 4 квартал 2009 года информацию о закупках этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, принятого в 3 квартале 2009 года. Как пояснил заявитель, это произошло ввиду позднего получения документов от поставщика.

Отражение в декларации за 4 квартал 2009 года информации о закупках этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции принятого в третьем квартале 2009 года, не является искажением в налоговом учете и не представляет угрозы для государства, личности и общественных отношений.

Налоговым кодексом РФ предусматривается право Общества предъявлять к вычету сумму НДС по полученным от поставщика и оприходованным товарам, работам, услугам. Право на вычет у налогоплательщика возникает на конец того налогового периода, в котором Общество зафиксировало приход товаров, работ и услуг. Соответственно ООО «Спин» смогло воспользоваться своим правом на предъявление суммы НДС к вычету только в четвертом квартале. Данный факт подтверждается представленной в материалы дела копией журнала учета полученных счетов-фактур за период с 01.10.2009 по 31.12.2009, в котором сделана запись N 21 о получении 13.10.2009 счет-фактуры от 15.09.2009 N63 на сумму 3 314 943, 60 руб. от ООО «Инновационный производственный комбинат «Майский» (л.д.125-128).

Кроме того, Обществом представлена в МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО уточненная декларация по оборотам этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лицензии Б 099153 за 4 квартал 2009 года (сопроводительное письмо от 12.02.2010 N12/01) (л.д.85-118, 121). Уточненная декларация предоставлена в связи с технической ошибкой - при выгрузке данных из бухгалтерской программы в декларацию выгрузились номера счетов-фактур, вместо номеров товарно-транспортных накладных. Данный факт является технической опиской, не приводящей к искажению объемов оборота алкогольной продукции.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В данном случае, с учетом особенностей положений статьи 15.13 КоАП РФ, Управление должно доказать умышленную вину Общества в совершении этого правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, административный орган не доказал наличия умышленной вины Общества в искажении данных, содержащихся в декларациях об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а, следовательно, не доказал наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу от 19.03.2010 N8-ю/15.13, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Спин».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

     Судья
Ульянова М.Н.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка