АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 июля 2010 года Дело N А56-19346/2010

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Ульяновой М.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Ульяновой М.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - ОАО "Трест механизации строительных работ"

заинтересованное лицо (ответчик) - Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе

о признании незаконным и отмене постановления от 10.03.2010 N72-10-195/пн при участии от заявителя: Денисов И.А., дов. от 18.12.2009; от заинтересованного лица (ответчика): не явился (извещен);

установил:

Открытое акционерное общество "Трест механизации строительных работ" (далее - ОАО "Трест механизации строительных работ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - РО ФСФР России в СЗФО, Региональное отделение, ответчик) от 10.03.2010 N72-10-195/пн о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

РО ФСФР России в СЗФО о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Выслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, 20.08.2009 Региональным отделением проведена камеральная проверка деятельности ОАО "Трест механизации строительных работ" на предмет соблюдения требований Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.

В ходе проверки выявлено нарушение Обществом требований статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», пункта 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение N 06-117/пз-н), выразившееся в непредставлении в Региональное отделение ежеквартальных отчетов эмитента эмиссионных ценных бумаг за IV квартал 2008 года, I, II кварталы 2009 года.

02.09.2009 Региональное отделение направило в адрес Общества предписание об устранении нарушений законодательства РФ N 72-09-АТ-03/1489пд, которым заявителю предписано в срок 30 дней с даты получения данного предписания представить информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг по итогам IV квартала 2008 года, I, II кварталов 2009 года.

В связи с неисполнением Обществом указанного предписания, уполномоченным должностным лицом РО ФСФР России в СЗФО в отношении Общества составлен протокол от 09.11.2009 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановленим от 10.03.2010 N72-10-195/пн о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 903-2009-Ю-002-002 Общество привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ОАО "Трест механизации строительных работ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам.

Согласно пункту 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.

В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.

Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Таким образом судом установлен и подтвержден материалами дела факт неисполнения Обществом в установленный срок (до 08.10.2009) требований законного предписания Регионального отделения N72-09-АТ-03/1489пд от 02.09.2009, выданного Обществу в связи с выявленными нарушениями Обществом требований законодательства Российской Федерации. Так, из пояснений ответчика следует, что отчет за IV квартал 2008 года и I квартал 2009 года поступил в Региональное отделение лишь 26.04.2010.

Таким образом, в действиях (бездействии) заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд находит обоснованным требование заявителя о признании оспариваемого постановления не соответствующим закону по следующим причинам.

В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 Кодекса установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Вместе с тем часть 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и, в частности, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).

Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

Субъектом ответственности являются должностные лица, юридические лица.

С учетом изложенного, неисполнение юридическим лицом предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области финансовых рынков или его территориального органа не представляет само по себе нарушение норм законодательства о рынке ценных бумаг.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области финансовых рынков или его территориального органа, составляет два месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения конкретного мероприятия в предписании.

Из материалов дела видно, что Общество должно было исполнить определенную в предписании обязанность в срок до 08.10.2009. Оспариваемое постановление вынесено Региональным отделением 10.03.2010, то есть за пределами установленного срока давности привлечения к административной ответственности.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление не соответствует закону и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе от 10.03.2010 N72-10-195/пн, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества "Трест механизации строительных работ".

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

     Судья
Ульянова М.Н.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка