АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 августа 2010 года Дело N А51-11333/2010

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Фокиной, рассмотрев в судебном заседании 20.08.2010 дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Находка Трансервис Плюс» к Находкинской таможне о признании незаконным решения, формализованного в приказе от 14.07.2010 N 465 «Об исключении ООО «Находка Трансервис Плюс» из Реестра владельцев складов временного хранения», при участии в заседании:

от заявителя - представителей Грабко М.Б. (по доверенности N 32/10 от 01.07.2010, паспорт 0504 N 119513 выд. 19.12.2005), Козаковой Э.П. (по доверенности N 11/10 от 01.02.2010, паспорт 0505 N 267605 выд. 29.09.2006),

от таможни - представителей Цымбровской Ю.Г. (по доверенности N 11-31/16307 от 02.08.2010, удостоверение ГС N 141127), Вяткиной М.А. (по доверенности N 11-31/01000 от 22.01.2010, удостоверение ГС N 140960), протокол судебного заседания на компьютере вёл судья А.А. Фокина, установил:

Резолютивная часть решения была оформлена и объявлена судом в судебном заседании 20.08.2010, изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось судом на основании части 2 статьи 176 АПК РФ. Полный текст решения изготовлен 27.08.2010.

Общество с ограниченной ответственностью «Находка Трансервис Плюс» (далее по тексту - «заявитель», «Общество», «ООО «НТП» или «владелец СВХ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Находкинской таможне (далее по тексту - «таможня», «таможенный орган») о признании незаконным решения, формализованного в приказе от 14.07.2010 N 465 «Об исключении ООО «Находка Трансервис Плюс» из Реестра владельцев складов временного хранения (по тексту - «СВХ»)».

Общество, настаивая на заявленных требованиях в полном объеме, указало, что в нарушение пункта 69 Административного регламента ФТС по исполнению государственной функции ведения Реестра владельцев таможенных складов и Реестра владельцев складов временного хранения, утвержденного Приказом ФТС РФ от 31.10.2007 N 1352, таможенный орган не обосновал принятое решение, а лишь указал в нем ссылку на пункт 1 статьи 25 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - «ТК ТС»).

Заявитель считает, что условия включения в Реестр владельцев СВХ, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 24 ТК ТС и пунктами 1,2 статьи 107, пунктом 1 части 1 статьи 109 ТК РФ, а также положениями Приказа ФТС РФ от 06.12.2007 N 1497 «Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения», соблюдены им в полном объеме, и не согласен с выводом таможни о том, что право владения помещением, предназначенным для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения, им не подтверждено, поскольку таможня не указала на то, каким именно документом, предусмотренным действующим законодательством, Общество должно подтвердить свое право.

При этом, как указал заявитель, он неоднократно пояснял таможне, что выделенное на территории СВХ обустроенное и специально приспособленное помещение, предназначенное для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения, является временным сборно-разборным сооружением из профнастила, и в подтверждение владения данным сооружением Обществом в таможню были предоставлены приказ о вводе временного сооружения в эксплуатацию и справка о том, что оно является основным средством и отражено на забалансовом счете (001) организации.

Таким образом, как считает Общество, оно подтвердило допустимыми доказательствами право владения данным временным сооружением, не подлежащим государственной регистрации и кадастровому учету как объект недвижимости в силу норм действующего законодательства РФ.

Таможня заявленные требования не признала, сославшись на пункт 1 статьи 25 ТК ТС, и полагает, что основанием для исключения заявителя из Реестра владельцев СВХ является несоблюдение им условий включения в Реестр владельцев СВХ, установленных подпунктами 1, 2 и 5 пункта 1 статьи 24 ТК ТС, поскольку в отношении помещения, предназначенного для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам, или требующих особых условий хранения, Обществом не были предоставлены документы, подтверждающие нахождение его в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде.

При этом таможня указала, что в адрес Общества неоднократно направлялись запросы о предоставлении таких документов с предупреждением о том, что в случае их непредставления таможней будет решен вопрос об исключении Общества из Реестра владельцев СВХ, а поскольку такие документы представлены не были, то 14.07.2010 на основании пункта 1 статьи 25 ТК ТС приказом Находкинской таможни N 465 ООО «Находка Трансервис Плюс» было правомерно исключено из Реестра владельцев СВХ, в связи с чем требования заявителя, по мнению таможни, удовлетворению не подлежат.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимной связи, судом установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Находка Трансервис Плюс» зарегистрировано в качестве юридического лица Муниципальным образованием г. Находки 18.03.1999, о чем 28.10.2002 ИМНС РФ по г. Находке в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022500701190, выдано свидетельство серии 25 N 01176564.

Из материалов дела следует, что Приказом Находкинской таможни от 08.06.2009 N 347 ООО «Находка Трансервис Плюс» включено в Реестр владельцев СВХ как склад временного хранения открытого типа, о чем ему выдано Свидетельство о включении в Реестр складов временного хранения N 10714/100037 со сроком действия до 08.06.2014. В названном Свидетельстве указано, что площадь открытой площадки СВХ составляет 1760 кв.м.

29.06.2010 в Находкинскую таможню поступило письмо Общества N 21-Т об уменьшении общей площади склада временного хранения в связи со значительным уменьшением грузопотока импортных контейнеров.

В соответствии с пунктами 52-54 Административного регламента должностными лицами таможни проведена проверка на соответствие указанных в письме сведений условиям, установленным для включения в Реестр владельцев СВХ.

В рамках проведения проверки в адрес Общества таможней был направлен запрос от 12.07.2010 N 20-24/14599 о предоставлении в таможню дополнительных документов, подтверждающих владение помещением, используемым в качестве склада временного хранения для товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения.

ООО «НТП» в адрес таможни было направлено письмо N ПР-10/10адм от 12.07.2010, в котором указано на то, что на территории СВХ выделено обустроенное и специально приспособленное помещение - временное сборно-разборное сооружение из профнастила, предназначенное для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения, и владение указанным сооружением не подлежит государственной регистрации и кадастровому учету.

13.07.2010 в адрес ООО «Находка Трансервис Плюс» таможней было направлено Предупреждение с требованием о предоставлении документов N 20-24/14707, в котором указано, что в случае не предоставления документов, подтверждающих право владения помещением. в срок до 14.07.2010, Находкинской таможней будет решен вопрос об исключении Общества из Реестра владельцев СВХ.

Сопроводительным письмом N ПР-10/10адм от 14.07.2010 Общество в подтверждение владения временным сборно-разборным сооружением из профнастила представило в таможню приказ о вводе помещения в эксплуатацию и справку о том, что имущество является основным средством и отражено на забалансовом счете (001) организации (согласно пунктам 4, 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001N 26н, Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н).

Однако таможня посчитала, что представленные Обществом документы недостаточны для соблюдения условий включения в реестр владельцев СВХ, установленных пунктом 1 части 1 статьи 24 ТК ТС, и 14.07.2010 приказом N 465 исключила ООО «Находка Трансервис Плюс» из Реестра владельцев СВХ.

Не согласившись с решением таможни, формализованным в приказе от 14.07.2010 N 465 «Об исключении ООО «Находка Трансервис Плюс» из Реестра владельцев складов временного хранения», Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность действий (бездействия) таможенного органа, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 13 ГК РФ, части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 23 ТК ТС (вступившего в силу с 01.07.2010), статье 108 ТК РФ владелец склада временного хранения - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 24 настоящего Кодекса. Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения.

Владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза (пункт 2 статьи 23 ТК ТС, пункт 2 статьи 108 ТК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 25 ТК ТС одним из оснований для исключения юридического лица из реестра владельцев складов временного хранения является несоблюдение условий включения в реестр владельцев складов временного хранения, установленных в пунктах 1, 2 и 5 части 1 статьи 24 ТК ТС.

Условиями включения юридического лица в реестр владельцев СВХ согласно положениям пунктов 1, 2 и 5 части 1 статьи 24 ТК ТС являются:

- нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза;

- наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - членов таможенного союза;

- соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

Для целей обеспечения таможенного контроля Приказом ФТС РФ от 06.12.2007 N 1497 утверждены Обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения (далее по тексту - «Обязательные требования»).

В подпунктах «а» и «ж» пункта 2 Обязательных требований указаны требования, предъявляемые к обустройству СВХ, в том числе предусмотрено что, помещения, предназначенные для СВХ, располагаются только в наземных зданиях или сооружениях (для складов открытого типа), при этом на СВХ должно быть выделено обустроенное и специально приспособленное помещение, предназначенное для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения.

Приказом ФТС РФ от 31.10.2007 N 1352 утвержден Административный регламент ФТС по исполнению государственной функции - ведению реестра владельцев таможенных складов и Реестра складов временного хранения (далее по тексту - «Административный регламент»), пунктами 34-35 которого предусмотрены сведения и документы, представляемые в таможенный орган для включения в Реестр владельцев складов временного хранения.

Так, в силу абзаца 5 пункта 35 Административного регламента предусмотрено, что к заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие право владения помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения.

Понятие СВХ в национальном таможенном законодательстве России раскрывается в статьях 100, 101, 106, 107 ТК РФ.

Так, складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным статьей 107 названного Кодекса (пункт 1 статьи 100).

Согласно пункту 1 статьи 107 ТК РФ помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве СВХ, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

Статьей 106 ТК РФ определены типы СВХ; СВХ могут быть открытого или закрытого типа. При этом, СВХ являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами, а закрытого типа - если они предназначены для хранения товаров владельца склада (статья 108) или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения.

Как устанавливает пункт 2 статьи 101 ТК РФ, товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться на складах или в отдельных помещениях складов временного хранения, специально приспособленных для хранения таких товаров, с соблюдением обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Как следует из материалов дела, СВХ, принадлежащий заявителю, является складом открытого типа и представляет собой открытую площадку, на которой лишь оборудовано специальное помещение для хранения товаров, способных причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения. Данное временное помещение не является складом временного хранения закрытого типа и не вносилось в реестр складов временного хранения в таком качестве.

Следовательно, то спорное помещение, которое специально выделено и оборудовано на СВХ, принадлежащем Обществу, не является само по себе складом временного хранения в смысле статей 100, 101, 107 ТК РФ, в связи с чем представление в отношении него документов, поименованных в абзаце 5 пункта 35 Административного регламента, является не обязательным.

Таким образом, исходя из совокупности статей 100, 106, 107 ТК РФ и подпункта «ж» пункта 2 Обязательных требований, суд приходит к выводу о том, что в спорном случае документы, подтверждающие право владения помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве СВХ, должны быть предоставлены заявителем на открытую площадку, используемую им в качестве СВХ.

В спорном случае договор аренды земельного участка имелся в распоряжении таможенного органа, что подтверждается материалами дела и не оспаривается таможней.

Из материалов дела также следует, что в подтверждение владения сооружением, используемым в качестве специального помещения для хранения товаров, способных причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения, Обществом были предоставлены в таможню достаточные документы - приказ о вводе помещения в эксплуатацию и справка о том, что имущество является основным средством и отражено на забалансовом счете (001) организации; представленный в суде при рассмотрении дела договор купли-продажи временного сборно-разборного сооружения из профнастила от 02.10.2009 не устанавливает новые обстоятельства, а лишь дополнительно подтверждает то, о чём Общество поясняло таможенному органу в письмах от 12.076.2010 и от 14.07.2010.

Таким образом, Общество подтвердило допустимыми и надлежащими доказательствами право владения данным сооружением, не подлежащим государственной регистрации и кадастровому учету в качестве объекта недвижимости в силу норм действующего законодательства РФ; более того, представление данных документов не является для Общества обязательным.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что у таможенного органа не имелось правовых снований для исключения ООО «НТП» из Реестра владельцев СВХ.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

Принимая во внимание изложенное, суд находит требование заявителя о признании недействительным решения, формализованного в приказе от 14.07.2010 N 465 «Об исключении ООО «Находка Трансервис Плюс» из Реестра владельцев складов временного хранения», обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. по основному требованию и 2000 руб. по ходатайству об обеспечительных мерах, удовлетворённому судом, суд относит на таможенный орган, поскольку требования заявителя удовлетворены судом в полном объёме, а положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, и судебный акт вынесен судом не в их пользу.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение Находкинской таможни, формализованное в приказе от 14.07.2010 N 465 «Об исключении ООО «Находка Трансервис Плюс» из Реестра владельцев складов временного хранения», как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза, Таможенному кодексу Российской Федерации.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Находкинской таможни, расположенной по адресу: г. Находка, ул. Портовая, д. 17, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Находка Трансервис Плюс» судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

     Судья
А.А.Фокина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка