• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 20 августа 2010 года Дело N А51-7021/2010

Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2010.

Полный текст решения изготовлен 20.08.2010.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П. рассмотрел в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания судьей Нестеренко Л.П. дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Е.С.Компани» к Думе г. Владивостока об оспаривании решения

при участии в судебном заседании: от заявителя - Уланов А.Г. (доверенность от 16.06.201), от ответчика - начальник правового отдела Горовчук Д.Н. (доверенность от 15.01.2008 N 01-09/13)

Общество с ограниченной ответственностью «Е.С.Компани» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения заседания Думы г. Владивостока от 26.02.2010 об одобрении поправки об исключении из пункта 1.1 проекта муниципального правового акта г. Владивостока «О внесении изменений в муниципальный правовой акт г. Владивостока от 18.12.2009 N 200-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в г. Владивостоке на 2010 год» строки N 49, и об обязании ответчика включить помещения по адресу г. Владивосток, ул. Казанская, 1 площадью 176 кв.м в программу приватизации на 2010 год.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что относится к категории субъектов малого предпринимательства, арендует спорные помещения в течение более 6 лет. Заявитель утверждает, что является добросовестным арендатором и имеет преимущественное право на выкуп арендуемого имущества, тогда как оспариваемое решение Думы г. Владивостока, исключившее данные помещения из проекта нормативного правового акта о внесении изменений в программу приватизации, препятствует реализации этого права, поскольку вообще исключает возможность его приватизации в каком бы то ни было порядке, в том числе в порядке реализации преимущественного права.

Дума г. Владивостока с требованиями не согласна, ссылаясь на то, что закон N 159-ФЗ определяет порядок действий уполномоченного органа, к каковым Дума не относится. Полагает, что утверждение программы приватизации не связано с определением условий приватизации, так как наличие преимущественного права арендатора на выкуп имущества учитывается именно при определении условий приватизации. Ответчик пояснил, что оспариваемое решение было принято коллегиально, программа приватизации принималась на основании Закона N 178-ФЗ.

При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Е.С.Компани» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.02.1998 мэрией г. Владивостока, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022501294309.

Общество является арендатором объекта муниципальной собственности - нежилых помещений общей площадью 176 кв.м, расположенных в здании по ул. Казанская, 1 в г. Владивостоке, под размещение магазина, офиса. Правовым основанием для использования данных помещений являлись договоры аренды от 11.12.2003 N 01-03844-001-Н-АР-2881-00 сроком действия с 01.01.2004 по 31.12.2008, от 15.01.2009 N 01-03844-001-Н-АР-5976-00 сроком действия с 01.01.2009 по 29.12.2009. В настоящее время действует договор аренды от 15.01.2010 N 01-03844-001-Н-АР-6183-00 сроком действия с 01.01.2010 по 29.12.2010.

Полагая, что является субъектом малого предпринимательства, Общество 26.03.2009 обратилось в Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока с заявлением о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого помещения на основании Федерального закона от 04.07.2008 N 159-ФЗ.

Письмом от24.09.2009 N 18135сп Управление муниципальной собственности г. Владивостока сообщило заявителю о принятии решения о включении в решение об условиях приватизации преимущественного права на приобретение спорного помещения.

Впоследствии в ответ на запрос ООО «Е.С.Компани» Дума г. Владивостока письмом от 23.03.2010 N 04-14/20 направила Обществу копии документов, согласно которым Администрация г. Владивостока направила в Думу г. Владивостока проект изменений в программу приватизации муниципального имущества в г. Владивостоке на 2010 год, в перечень объектов приватизируемого имущества был включен и спорный объект по ул. Казанская, 1, однако на заседании Думы г. Владивостока по инициативе депутатов несколько объектов были исключены из перечня, в том числе спорные помещения.

Общество, полагая, что решение заседания Думы г. Владивостока от 26.02.2010 в части одобрения поправки об исключении из пункта 1.1 проекта муниципального правового акта г. Владивостока «О внесении изменений в муниципальный правовой акт г. Владивостока от 18.12.2009 N 200-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в г. Владивостоке на 2010 год» строки N 49 противоречит закону и нарушает его права и законные интересы, оспорило это решение в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон и законность оспариваемого решения, суд находит требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства на условиях, определенных в этой статье.

ООО «Е.С.Компани» относится к субъектам малого предпринимательства, критерии которого определены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», что подтверждается сведениями о среднесписочной численности работников за 2009, 2010 год, налоговыми декларациями и платежными поручениями об уплате единого налога на вмененный доход.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ арендуемое имущество должно находиться во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу указанного закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.

Общество непрерывно арендует нежилые помещения площадью 176 кв.м по ул. Казанская, 1 более трех лет по настоящее время, что подтверждается материалами дела. Доказательств того, что арендатор допускал нарушение договорных обязательств, суду не представлено, задолженность по арендной плате отсутствует.

Площадь спорных помещений не превышает предельные размеры.

В перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, арендуемое имущество не включено.

Таким образом, Общество отвечает всем критериям, установленным Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ для субъектов малого предпринимательства, которым предоставляется преимущественное право по приватизации арендуемого муниципального имущества, а потому вправе выкупить арендуемое имущество на условиях, оговоренных этим законом.

Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ предусмотрено, что орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества.

В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 этого закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.

В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества.

Пунктом 8 данной статьи закреплено право субъектов малого и среднего предпринимательства обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Согласно статье 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

Положением о порядке проведения приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 23.03.2002 N 82, предусмотрено, что программа приватизации муниципального имущества ежегодно разрабатывается администрацией города Владивостока на соответствующий год и вносится на утверждение Думы города Владивостока по утвержденной форме и включает перечень приватизируемого имущества, характеристики приватизируемого имущества, сроки приватизации (статья 5).

Статьей 9 указанного Положения определена компетенция администрации города Владивостока в сфере приватизации муниципального имущества, в том числе администрация утверждает порядок подготовки программы приватизации муниципального имущества и осуществляет ее разработку, вносит в Думу города Владивостока на утверждение разработанную программу приватизации муниципального имущества и отчет о выполнении программы приватизации муниципального имущества за прошедший год, в соответствии с программой приватизации муниципального имущества принимает решение о приватизации муниципального имущества, направляет представление в Думу города Владивостока об утверждении условий приватизации муниципального имущества, в случае реализации преимущественного права субъектами малого и среднего предпринимательства при приватизации муниципального имущества осуществляет подготовку и направляет заявителям предложения о заключении договоров купли-продажи арендуемого имущества и договоров о его залоге с приложением проектов договоров.

Согласно статье 10 Положения в полномочия Думы г. Владивостока входит, в числе прочего, утверждение ежегодно разрабатываемой администрацией города Владивостока программы приватизации муниципального имущества на соответствующий год, утверждение условия приватизации муниципального имущества.

Как следует из материалов дела, письмом от 25.01.2010 N 1-3/237 Администрация г. Владивостока обратилась в Думу г. Владивостока, внеся своим постановлением от 22.01.2010 N 64 на рассмотрение Думы проект решения Думы «О внесении изменений в муниципальный правовой акт г. Владивостока от 18.12.2009 N 200-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в г. Владивостоке на 2010 год». Пунктом 49 приложения (пункт 1.1 проекта) предлагалось включить в Программу приватизации муниципального имущества на 2010 год арендуемые помещения подвала, 1-го этажа площадью 176 кв.м по ул. Казанская, 1.

На заседании Думы г. Владивостока, состоявшемся 26.02.2010, проект решения был принят с поправками, принятыми при втором чтении на этом же заседании. В частности, депутаты одобрили поправку одного из депутатов об исключении из пункта 1.1 приложения строки 49.

Таким образом, приняв оспариваемое решение, Дума г. Владивостока отказала в приватизации спорных помещений и блокировала возможность ООО «Е.С.Компани» реализовать свое преимущественное право на их выкуп.

В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Дума г. Владивостока не привела оснований, по которым она уклонилась от принятия решения о включении помещений по ул. Казанская, 1 в программу приватизации, тогда как в силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования входят в систему муниципальных правовых актов.

Пунктом 4 статьи 7 этого закона установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, оспариваемое решение Думы г. Владивостока противоречит закону и нарушает права ООО «Е.С.Компани» на реализацию преимущественного права выкупа арендованного имущества в порядке, предусмотренном законом.

При таких обстоятельствах суд признает данное решение незаконным и в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязывает ответчика принять решение, направленное на восстановление нарушенных прав заявителя, в установленном порядке.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика согласно статье 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение заседания Думы г. Владивостока от 26.02.2010 об одобрении поправки об исключении из пункта 1.1 проекта муниципального правового акта г. Владивостока «О внесении изменений в муниципальный правовой акт г. Владивостока от 18.12.2009 N 200-МПА «Программа приватизации муниципального имущества в г. Владивостоке на 2010 год» строки N 49, в связи с его несоответствием Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обязать Думу г. Владивостока принять решение о включении помещений по адресу г. Владивосток, ул. Казанская, 1 (подвал, 1-й этаж) площадью 176 кв.м в Программу приватизации муниципального имущества в г. Владивостоке на 2010 год.

Решение подлежит немедленному исполнению. Выдать исполнительный лист.

Взыскать с Думы г. Владивостока в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Е.С.Компани» 2000 руб. (Две тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в месячный срок.

     Судья
Нестеренко Л.П.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-7021/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 20 августа 2010

Поиск в тексте