АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 24 августа 2010 года Дело N А51-6307/2010

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Фокиной, рассмотрев в судебном заседании 17.08.2010 дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ВТО» к Владивостокской таможне о признании незаконными бездействия, выразившегося в невыпуске товаров NN 3, 4, 5, заявленных по ГТД N 10702030/280110/0002486, в период с 05.02.2010 по 19.02.2010, бездействия, выразившегося в невыпуске товаров NN 1, 2, заявленных по ГТД N 10702030/280110/0002486, в период с 09.02.2010 по 19.02.2010, действий, выразившихся в выставлении уведомления и требования от 12.02.2010, бездействия, выразившегося в непринятии решения о классификации в соответствии с ТНВЭД товара N 2, заявленного по ГТД N 10702030/280110/0002486, при участии в заседании:

от заявителя - представителя Урусовой Е.В. (по доверенности от 05.03.2008 сроком на 3 года), от таможни - представителей Милашиной Э.Ю. (удост. ГС N 242497, доверенность от 02.06.2010 N 106), Летягиной О.А. (удост. ГС N 242494, доверенность N 155 от 18.06.2010), протокол судебного заседания вёл судья А.А. Фокина, установил:

Резолютивная часть решения была оформлена и объявлена судом в судебном заседании 17.08.2010, изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось судом на основании части 2 статьи 176 АПК РФ. Полный текст решения изготовлен 24.08.2010.

Общество с ограниченной ответственностью «ВТО» (далее по тексту - «заявитель», «Общество» или «декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее по тексту - «таможня», «таможенный орган») о признании незаконными бездействия, выразившегося в невыпуске товаров NN 3, 4, 5, заявленного по ГТД N 10702030/280110/0002486, в период с 01.02.2010 по 19.02.2010, бездействия, выразившегося в невыпуске товаров NN 1, 2, заявленного по ГТД N 10702030/280110/0002486, в период с 05.02.2010 по 19.02.2010, действия, выразившегося в выставлении уведомления и требования от 29.01.2010.

В судебных заседаниях 02.08.2010 и 17.08.2010 заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил и дополнил требования, в итоге, просил признать незаконными: бездействие, выразившееся в невыпуске товаров NN 3, 4, 5, заявленных по ГТД N 10702030/280110/0002486, в период с 05.02.2010 по 19.02.2010, бездействие, выразившееся в невыпуске товаров NN 1, 2, заявленных по ГТД N 10702030/280110/0002486, в период с 09.02.2010 по 19.02.2010, действия, выразившиеся в выставлении уведомления и требования от 12.02.2010, бездействие, выразившееся в непринятии решения о классификации в соответствии с ТНВЭД товара N 2, заявленного по ГТД N 10702030/280110/0002486.

Декларант, настаивая на уточненных требованиях в полном объеме, указал, что в грузовой таможенной декларации (далее по тексту - «ГТД») N 10702030/280110/0002486 в отношении товаров NN 3, 4, 5 были соблюдены все установленные статьей 149 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - «ТК РФ») условия выпуска (при этом, 03.02.2010 форма КТС была заполнена декларантом и в этот же день им было дано согласие на списание денежных средств в счет обеспечения), а в отношении товаров NN 1, 2 Общество 29.01.2010 исполнило уведомление таможенного органа и представило в таможенный орган дополнительные документы, позволяющие классифицировать товар в соответствии с заявленным кодом, следовательно, таможне следовало в срок, предусмотренный статьей 153 ТК РФ, то есть не позднее 04.02.2010 (по товарам NN 3, 4, 5) и не позднее 08.02.2010 (по товарам NN 1, 2), принять решение о выпуске товара в свободное обращение, однако, весь товар был выпущен только 19.02.2010.

Действия должностных лиц таможенного органа, выразившиеся в выставлении требования и уведомления от 12.02.2010, заявитель считает также незаконными, поскольку они, по мнению Общества, совершены без достаточных на то оснований, так как в распоряжении таможенного органа отсутствовало решение по классификации товаров и тем самым он нарушил требования пункта 14 Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода, утвержденной Приказом ФТС России от 29.09.2004 N 85.

Таможня заявленные требования не признала, считает, что в её действиях отсутствует неправомерное бездействие, поскольку выпуск товара не был осуществлен в сроки, предусмотренные статьей 152 ТК РФ, по причине того, что в ходе осуществления процедуры контроля заявленной декларантом таможенной стоимости декларанту было предоставлено право доказать правильность заявленной им таможенной стоимости товаров NN 3, 4, 5 и правильность выбранного им классификационного кода ТН ВЭД товаров NN 1, 2.

Как указала таможня, согласно таможенной расписке зачёт платежей в счёт обеспечения уплаты таможенных платежей был произведён только 19.02.2010, таким образом, поскольку условие выпуска товаров в части предоставления таможенному органу обеспечения уплаты таможенных платежей было исполнено декларантом лишь 19.02.2010, то таможня, выпустив товар в тот же день, не нарушила установленные ТК РФ сроки выпуска товаров, заявленных в спорной ГТД.

При этом, таможня сослалась на положения статьи 153 ТК РФ, согласно которой при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимной связи, судом установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «ВТО» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока 24.10.2006, о чем выдано Свидетельство серии 25 N 002760815 и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1062536055284.

Из материалов дела следует, что во исполнение внешнеторгового контракта N RE-DV/99 от 22.10.2009, заключенного между иностранной компанией «ROYAL EXPORT» и ООО «ВТО», в январе 2010 года в адрес Общества поступил различный товар.

В целях таможенного оформления ввезенного товара Общество подало в таможню ГТД N 10702030/280110/0002486, заявив в ней режим «выпуск для внутреннего потребления»; при этом, Общество своевременно и в полном объёме уплатило соответствующие таможенные платежи и сборы, исчисленные согласно поданной ГТД, а также представило в таможню все имеющиеся у него в силу делового оборота документы.

В ходе таможенного контроля таможенный орган пришёл к выводу, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения по товарам не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения определённой декларантом таможенной стоимости по заявленному им методу, в связи с чем 28.01.2010 (то есть в день подачи ГТД) таможенным органом в адрес Общества были направлены Запрос и Требование о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости, а также расчёт обеспечения; данные документы получены Обществом 28.01.2010.

03.02.2010 декларант сопроводительным письмом N 238/10 от 01.02.2010 предоставил в таможню форму КТС-1, заполненную на основании расчета обеспечения, а также просил таможенный орган списать денежные средства в сумме 686.921,72 руб. в счёт обеспечения уплаты таможенных платежей с платежного поручения N 778 от 01.02.2010.

Также, 29.01.2010 таможней было выставлено уведомление о предоставлении технической документации, подробное описание товаров, фотографии товаров с переводом на русский язык для подтверждения классификационных кодов товаров NN 1, 2 по ТН ВЭД России; данное уведомление исполнено декларантом 05.02.2010 (вся запрошенная таможней техническая документация была представлена письмом N 272/10).

Согласно заключению ОТН и ПТ таможни от 10.02.2010 в отношении товара N 2 для определения классификационного кода ТНВЭД необходимо было выяснить, предназначен ли данный товар (крепёжные изделия для крепления проводов на стенах) для стационарной установки на стенах; конкретный код ТНВЭД по товару N 2, заявленному в спорной ГТД, данным заключением определён не был.

Уведомлением от 10.02.2010 таможня обязала декларанта предоставить пояснения о выявленных расхождениях в описании по товару N 2 и внести соответствующие изменения в графу 31 ГТД; Общество 11.02.2010 исполнило данное уведомление, о чем свидетельствует письмо N 349/10 от 11.02.2010 и непосредственно сами изменения, внесённые в графу 31 спорной ГТД.

12.02.2010 таможня выставила в его адрес Требование о внесении соответствующих изменений в графу 33 (код ТНВЭД) ГТД N 10702030/280110/0002486, однако классификационное решение таможней до этого времени (как и до настоящего времени) принято не было, в связи с чем декларант письмом от 15.02.2010 N 395/10 запросил у таможни классификационное решение по товару N 2 и расчёт максимально возможного обеспечения уплаты таможенных платежей, исходя из возможного скорректированного кода ТНВЭД.

Расчёт обеспечения по коду ТНВЭД на сумму 61.996,80 руб. был вручен декларанту 16.02.2010.

16.02.2010 и повторно 19.02.2010 от декларанта в таможню поступили письма (N 409/10, б/н) о списании денежных средств с платежных поручений N 801, NN 772, 778, 782 в счёт уплаты основных платежей, под обеспечение КТС и под обеспечения уплаты таможенных платежей по корректировке кода ТН ВЭД.

Согласно таможенной расписке от 19.02.2010 N 10702030/190210/ТР-3149044 таможней произведён зачёт платежей в счёт обеспечения по товару N 2 в сумме 686.921,72 руб.

В этот же день (19.02.2010) товар был выпущен для внутреннего потребления.

Полагая, что таможенный орган допустил незаконные бездействие, выразившееся в невыпуске товаров NN 3, 4, 5, заявленных по ГТД N 10702030/280110/0002486, в период с 05.02.2010 по 19.02.2010, бездействие, выразившееся в невыпуске товаров NN 1, 2 в период с 09.02.2010 по 19.02.2010, действия, выразившиеся в выставлении уведомления и требования от 12.02.2010, бездействие, выразившееся в непринятии решения о классификации в соответствии с ТНВЭД товара N 2, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность действий и бездействия таможенного органа, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 13 ГК РФ, части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для удовлетворения заявленных требований необходимо соблюдение двух элементов - незаконность, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органом при их перемещении через таможенную границу.

Декларирование производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (статья 124 ТК РФ).

Основания для выпуска товара определены в статье 149 ТК РФ, в частности, пунктом 1 данной статьи установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

1) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного статьей 154 настоящего Кодекса;

2) если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы с разрешения таможенного органа по мотивированному заявлению декларанта в письменной форме могут быть предоставлены после выпуска товаров (пункт 5 статьи 131);

3) если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с настоящим Кодексом;

4) если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате при декларировании товаров, и (или) предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 настоящего Кодекса.

Выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин, налогов на счет Федерального казначейства. В случае непоступления сумм таможенных пошлин, налогов на счет Федерального казначейства товары считаются условно выпущенными (пункт 2 статьи 149 ТК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК РФ таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 ТК РФ не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенному органу, за исключением случаев продления сроков проведения проверки товаров согласно пункту 2 статьи 359 ТК РФ.

Пунктом 1 статьи 153 ТК РФ определено, что при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется, и таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены, и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями статьи 153 ТК РФ.

Если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, таможенный орган незамедлительно направляет декларанту требование осуществить корректировку таких сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов; в требовании таможенного органа должно быть указано, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров (пункт 2 статьи 153 ТК РФ).

При обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным настоящим Кодексом. Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения указанной проверки. Таможенный орган сообщает декларанту в письменной форме размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей (пункт 3 статьи 153 ТК РФ).

Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 153 ТК РФ в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящей статьи, выпуск товаров производится не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей и (или) с момента представления документов, подтверждающих соблюдение соответствующих ограничений.

В силу положений пунктов 5 - 7 «а» раздела II Приказа ФТС РФ N 1166 от 20.09.2007 при корректировке таможенной стоимости или при выпуске товара под обеспечение лицо, подавшее ГТД, заполняет форму КТС-1.

Из материалов дела следует, что таможня, пользуясь своими полномочиями, проводила проверку правильности определения декларантом таможенной стоимости товара, влияющей на размер подлежащих уплате таможенных платежей, однако, декларант 03.02.2010 сопроводительным письмом N 238/10 от 01.02.2010 предоставил в таможню форму КТС-1, заполненную на основании расчета обеспечения, а также просил таможенный орган списать денежные средства в сумме 686.921,72 руб. в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей с платежного поручения N 778 от 01.02.2010. Между тем выпуск товара был произведен таможней лишь 19.02.2010.

Учитывая предусмотренный пунктом 6 статьи 153 ТК РФ для принятия решения о выпуске товара срок со дня выполнения декларантом требований таможенного органа, таможня должна была принять решение о выпуске товаров NN 3, 4, 5 не позднее следующего рабочего дня - 04.02.2010, в связи с чем, начиная с 05.02.2010, таможня неправомерно бездействовала, не выпуская товар NN 3, 4, 5.

Кроме того, в соответствии со статьей 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.

Как установлено пунктом 14 Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России, утвержденной приказом ФТС России от 29.09.2004 N 85, при выявлении в результате проведения документального или фактического контроля нарушения правил классификации товаров при их декларировании уполномоченное должностное лицо таможенного поста принимает решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России.

Этот же вывод следует из пунктов 8, 26, 29, 30 Инструкции.

Если вновь определенный код товара влияет на размер подлежащих уплате таможенных платежей, уполномоченное должностное лицо таможенного органа направляет декларанту уведомление, в котором указывается, какие именно условия выпуска не соблюдены и какие именно декларант должен осуществить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска, а также требование о необходимости осуществления корректировки заявленных сведений о пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (пункт 17 Инструкции).

Форма решения о классификации товара установлена Приложением 1 к указанной Инструкции.

Пунктом 16 названной Инструкции установлено, что после корректировки в соответствии с установленным порядком сведений в ГТД, уполномоченное должностное лицо таможенного поста вносит на оборотной стороне первого экземпляра в нижнем подразделе графы "E" комплекта ТД1 или «E/J» комплекта ТД3 при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, либо в нижнем подразделе графы «E/J» комплекта ТД3 при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации запись «ККК/BB/CCCCC/DDDDDDDDDD/EEEEEEEEEE», где

ККК - аббревиатура, означающая «Корректировка классификационного кода»;

ВВ - цифровое обозначение случаев корректировки кода ТН ВЭД России, когда: "10" - откорректирован уполномоченным должностным лицом таможенного поста в процессе документального контроля; "11" - откорректирован уполномоченным должностным лицом таможенного поста в процессе документального и фактического контроля; "12" - уполномоченным должностным лицом таможенного поста на основании таможенного досмотра (осмотра); "19" - прочие случаи корректировки уполномоченным должностным лицом таможенного поста;

ССССС - номер товара по ГТД;

DDDDDDDDDD - десятизначный код ТН ВЭД России, заявленный декларантом;

ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ - десятизначный код ТН ВЭД России, по которому принято решение о выпуске товара.

После внесения записи в графу уполномоченное должностное лицо таможенного поста указывает дату, проставляет свою подпись с ее расшифровкой.

Если вновь определенный код товара в соответствии с ТН ВЭД России влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, на принятие решения о помещении товара под заявленный таможенный режим, уполномоченное должностное лицо таможенного поста направляет декларанту уведомление, в котором указывается, какие именно условия выпуска не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска, а также требование согласно форме, утвержденной Приказом ГТК России от 02.10.2003 N 1096 «Об утверждении форм документов», о необходимости осуществления корректировки заявленных сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов (пункт 17 Инструкции).

Системное толкование названных норм позволяет сделать вывод о том, что на таможню возложена обязанность по принятию решения о классификации товаров по установленной Приложением 1 к указанной Инструкции форме, отражению принятого решения в соответствующем поле таможенной декларации, что предшествует направлению декларанту уведомления и требования согласно форме, утвержденной Приказом ГТК России от 02.10.2003 N 1096 «Об утверждении форм документов».