• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 24 августа 2010 года Дело N А51-707/2010

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2010 года, изготовление решения в полном объеме откладывалось в силу ч. 2 ст. 176 АПК РФ.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н. Куприяновой

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Арсеньевой рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению :

Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края

к Учреждению культуры «Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк » ; Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению госимуществом

Третье лицо - Межрайонная ИФНС России N 9 по Приморскому краю о взыскании 60 872=04 руб. недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года. При участии в заседании :

от Заявителя - главный специалист-эксперт юридического отдела С.Е.Лычкина Дов. N 18 от 12.08.2010

от Страхователя - адвокат О.А.Драузина Дов. N б/н от 11.01.2010.

от Росимущества - главный специалист-эксперт правового отдела Н.В.Акуленко Дов. N 03-273 от 19.01.2010

от Третьего лица- извещен, не явился.

у с т а н о в и л :

Рассматривается заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края ( далее по тексту Заявитель, Пенсионный Фонд , ГУ-УПФ) о взыскании с Учреждения культуры «Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк » ( далее Страхователь , Должник , Учреждение, Уссурийский цирк), Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению госимуществом ; 3 лицо Межрайонная ИФНС России N 9 по Приморскому краю о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года в сумме 60 872=04 руб. , в том числе 14 642=73 руб. недоимки и 46 229=31 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование .

Заявитель в судебном заседании настаивал на удовлетворении предъявленных требований в полном объеме, ссылаясь на доводы, указанные в письменном заявлении .

Представитель ликвидационной комиссии Должника - Учреждения культуры «Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк » предъявленные требования не признал по основаниям , изложенным в письменных пояснениях.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, представило письменный отзыв и затребованные судом документы.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае предъявленные требования отклонило, пояснив, что в соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее ГК РФ) предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно п. 6 Положения «О Министерстве культуры Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 406, к ведению Министерства культуры РФ отнесены организации, находящиеся в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Согласно п. 5.13 Положения «О Министерстве культуры Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 г. N 406, Минкультуры осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.

В силу части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае считает, что главным распорядителем бюджетных средств по отношению к УК «Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк» является Министерство культуры Российской Федерации.

Таким образом, при указанных обстоятельствах Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку УК «Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк», подведомственно в настоящее время Министерству культуры РФ.

Изложенное в письменном заявлении ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, на надлежащего - Министерство культуры Российской Федерации, Территориальное управление Росимущества в Приморском крае не поддержало , отказавшись от него.

Из материалов дела судом установлено.

20 октября 2009 года Учреждение представило расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 9 месяцев 2009 года, указав , что сумма авансовых платежей на страховую часть трудовой пенсии за последние 3 месяца отчетного периода составляет 28 910 руб. и 11 023 руб. на накопительную часть трудовой пенсии.

Страховые взносы в полном объеме в установленный срок Учреждением уплачены не были .

В связи с не уплатой Пенсионный Фонд рассчитал пени за несвоевременную уплату страховых взносов с учетом задолженности предыдущих периодов на сумму 46 229=31 руб. , и направил в адрес Учреждения требование N 1147 по состоянию на 18 ноября 2009 года, согласно которому Должник обязан был уплатить задолженность по страховым взносам в сумме 15 156 руб. и пене в сумме 46 229=31 рублей в срок до 04 декабря 2009 года.

Поскольку Учреждением сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени в добровольном порядке не была оплачена , Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанных сумм в судебном порядке .

18 февраля 20100 года Арбитражный суд Приморского края по настоящему делу вынес определение об оставлении заявления Пенсионного фонда без рассмотрения, вследствие не соблюдения досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком .

Не согласившись с указанным определением заявитель обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2010 , определение Арбитражного суда Приморского края от 18 февраля 2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, представленные сторонами доказательства, суд считает заявленные требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении юридических лиц пятьдесят тысяч рублей взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 4 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ).

В силу статьи 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Порядок исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, юридическим лицом, находящимся в стадии ликвидации данным Федеральным законом N 167-ФЗ не предусмотрен, поэтому применению подлежат соответствующие положения Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, с 03.11.2006 года Должник находится в стадии ликвидации, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 N 453 , на основании которого издан Приказ от 03.11.2006 N 622 «О ликвидации учреждения культуры «Уссурийский государственный комплекс - цирк-зооцирк».

Сведения о ликвидации Должника и назначении ликвидатора включены налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц , о чём выдано свидетельство серии 25 N 002747026 «О внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации юридического лица» и свидетельство «О внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора» серии 25 N 002756319.

Кроме того, 24 ноября 2009 Приказом Министерства Культуры РФ N 815 был утверждён промежуточный ликвидационный баланс Учреждения.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее НК РФ) обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

В пункте 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено , что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

На основании пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды погашается в третью очередь.

В случае отказа ликвидационной комиссией в признании заявленной суммы страховых взносов (пеней) либо уклонения от рассмотрения предъявленного требования органы Пенсионного Фонда Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, не утрачивает права обратиться в суд за взысканием этой суммы до завершения ликвидации организации.

Приведенные положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации, в том числе территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, иного порядка и очередности удовлетворения имеющихся требований.

Как следует из материалов дела , на момент обращения Пенсионного фонда в суд (18 января 2010 года) Учреждение находилось в стадии ликвидации, о чем в установленном законом порядке внесены сведения о принятии решения о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц, о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора и утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Суд установил , что Пенсионным фондом не представлено в материалы дела доказательств отказа ликвидационной комиссии Учреждения от удовлетворения его требований либо уклонения от рассмотрения предъявленного Пенсионным органом требования об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени .

Судом неоднократно в ходе судебного разбирательства по настоящему делу предлагалось Заявителю произвести замену Должника , однако представители Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Уссурийску городскому округу Приморского края от замены Учреждения культуры «Уссурийский государственный комплекс - цирк-зооцирк» на Ликвидационную комиссию Учреждения культуры «Уссурийский государственный комплекс - цирк-зооцирк» отказались.

Таким образом, суд полагает, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику , и в силу статьи 47 АПК РФ, заявленные к нему требования удовлетворению не подлежат.

Как установлено материалами дела, 24 июня 2010 года по ходатайству Заявителя в качестве второго ответчика в дело привлечено Федеральное агентство по управлению госимуществом Приморского края.

Суд полагает, что данное Федеральное агентство также является не надлежащим ответчиком в силу следующего.

На основании пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Главный распорядитель средств федерального бюджета , бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Согласно п. 6 Положения «О Министерстве культуры Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 406, к ведению Министерства культуры РФ отнесены организации, находящиеся в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии.

В соответствии с уставом Учреждения культуры «Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк» Учреждения, последнее является учреждением культуры.

В соответствии с п. 5.4 вышеназванного Положения, Министерство культуры РФ осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 указанного Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям.

Согласно п. 5.13 Положения «О Министерстве культуры Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 г. N 406, Минкультуры осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества Учреждения несёт субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у Учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.

Согласно пункту 3 статьи 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого Учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счёт собственника имущества Учреждения.

Из пунктов 1,2,6 статьи 63 ГК РФ следует, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого Учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации Учреждения.

Таким образом, Федеральное агентство по управлению госимуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом в Приморском крае не является надлежащим ответчиком по настоящему делу и не несёт субсидиарную ответственность по долгам Учреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края о взыскании с Учреждения культуры «Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк» и Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению госимуществом недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года в сумме 60 872=04 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок в Пятый арбитражный апелляционный суд.

     Судья
Н.Н.Куприянова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-707/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 24 августа 2010

Поиск в тексте