АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 01 сентября 2010 года Дело N А51-5500/2010

Резолютивная часть решения оглашена 25 августа 2010 г. Арбитражный суд Приморского края в составе: председательствующего Голоузовой О.В., судей Фокиной А.А., Анисимовой Н.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Арзамазовой Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Ассоциации управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса к Думе г.Владивостока

о признании недействующими со дня принятия абзаца 2 пункта 3.3, абзаца 8 пункта 3.8, абзаца 2 пункта 4.2 в части слов «с прилегающей территории», пункта 2 абзаца 17 пункта 4.2 в части слов «на тротуарах: имеющих непосредственные выходы из подъездов жилых зданий», пункта 9 приложения муниципального правового акта от 05.03.2008 г. N 16-МПА «Правила благоустройства и санитарного содержания территорий города Владивостока» как несоответствующих Федеральному закону от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель Панасюк А.П. (дов. от 18.12.2009 г., паспорт 0503 N 342289, выдан 13.12.2003 г.Лесозаводским ГОВД Приморского края)

от ответчика: представитель Горовчук Д.Н. (дов. N 01-09/13 от 15.01.2008 г., уд. N 2 до 02.12.2012 г.)

установил:

Ассоциация управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса (далее по тесту - «заявитель», «Ассоциация») обратилась в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Думе г.Владивостока о признании недействующими со дня принятия абзаца 2 пункта 3.3, абзаца 8 пункта 3.8, абзаца 2 пункта 4.2 в части слов «с прилегающей территории», пункта 2 абзаца 17 пункта 4.2 в части слов «на тротуарах: имеющих непосредственные выходы из подъездов жилых зданий», пункта 9 приложения муниципального правового акта от 05.03.2008 г. N 16-МПА «Правила благоустройства и санитарного содержания территорий города Владивостока» (далее по тексту - «муниципальный правовой акт N 16-МПА») как несоответствующих Федеральному закону от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее по тексту - «ГК РФ»), Земельному кодексу Российской Федерации (далее по тексту - «ЗК РФ»).

В обоснование заявленных требований Ассоциация указала, что оспариваемые положения муниципального правового акта N 16-МПА противоречат статьям 210 ГК РФ и 42 ЗК РФ, которые устанавливают обязанность собственников и иных пользователей содержать только принадлежащее или используемое ими имущество, в то время как прилегающая к границам земельного участка, здания, сооружения и т.д. территория не является собственностью управляющих компаний и предприятий жилищно-коммунального комплекса. Пояснил, что, поскольку право собственности на земельные участки, занятые многоквартирными домами, возникает после формирования земельных участков, а в настоящее время большая часть земельных участков не сформирована и на кадастровый учет не поставлена, границы ответственности управляющих компаний определяются исходя из фактически используемой для обслуживания дома территории. Так как обслуживание жилого фонда осуществляется на основании договоров управления многоквартирными домами, возложение на управляющие компании обязанности по вывозу снега с прилегающих территорий, содержание данных территорий в чистоте, а также тротуаров, имеющих непосредственные выходы из подъездов жилых зданий, дворовых территорий, въездов во дворы, пешеходных дорожек, расположенных на территории домовладений, по мнению Ассоциации, является незаконным и влечет убытки.

Кроме того, заявитель считает оспариваемые положения муниципального правового акта N 16-МПА противоречащими статье 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая относит к компетенции органов местного самоуправления городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, а также организацию благоустройства и озеленения территории городского округа, поскольку в нем на управляющие компании возлагаются обязанности, не предусмотренные федеральным законодательством.

Обосновывая свое право на обращение в суде с рассматриваемым заявлением, Ассоциация указывает, что предметом ее деятельности является обеспечение защиты прав членов Ассоциации - управляющих компаний и организаций жилищно-коммунального комплекса и представления их общих имущественных интересов.

Дума г.Владивостока по заявленным требованиям возразила, в письменном отзыве на заявление указала, что оспариваемые положения муниципального правового акта N 16-МПА приняты на основании статей 16-17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые предоставляют органам местного самоуправления право принимать нормативные правовые акты, в том числе по вопросам благоустройства территории городских округов. Полагает, что в данном случае подлежит применению пункт 3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, предусматривающий возложение обязанности по уборке площадок, садов, дворов и т.д. на организации по обслуживанию жилого фонда.

В судебном заседании 02.06.2010 г. представитель Думы г.Владивостока ходатайствовал о прекращении производства по делу. Полагает, что Ассоциация, являясь некоммерческой организацией, не занимается предпринимательской или иной экономической деятельностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не вступает в правоотношения, регулируемые обжалуемыми положениями муниципального правового акта N 16-МПА, поэтому оспариваемый акт не может нарушить права и законных интересов заявителя.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Решением Думы г.Владивостока от 28 февраля 2008 г. N 38 принят муниципальный правовой акт г.Владивостока «Правила благоустройства и санитарного содержания территории города Владивостока».

05 марта 2008 г. данный акт подписан главой города Владивостока за N 16-МПА и 21 марта 2008 г. опубликован в газете «Красное знамя Приморья» (N 20-21).

Муниципальными правовыми актами города Владивостока от 30.10.2008 г. N 72-МПА, от 31.08.2009 г. N 170-МПА, от 09.04.2010 г. N 222-МПА, от 20.05.2010 г. N 231-МПА в данный акт были внесены изменения и дополнения.

Согласно абзаца 2 пункта 3.3 муниципального правового акта N 16-МПА юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы частного жилищного фонда обязаны ежедневно убирать основные и прилегающие территории своими силами и за счет собственных средств или по договорам со специализированными организациями. Согласно абзацу 8 пункта 3.8 собственники либо пользователи объектов, или организации, осуществляющие управление жилыми домами, обязаны вывозить снег с прилегающей территории в день его выпадения круглосуточно включая выходные и праздничные дни, но в зависимости от толщины выпавшего снега: до 6 см - не позднее 3 суток, от 6 до 10 см - не позднее 5 суток, от 10 до 15 см - не позднее 7 суток, свыше 15 см - не позднее 9 суток после окончания снегопада. Ответственными за содержание в чистоте городских территорий, зданий, сооружений, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица - владельцы данных объектов благоустройства, на земельных участках жилых домов и прилегающих к ним территориях - организации, управляющие жилищным фондом и обслуживающие жилищный фонд (абзац 2 пункта 4.2.), в том числе на тротуарах имеющих непосредственные выходы из подъездов жилых зданий, а также дворовые территории, въезды во дворы, пешеходные дорожки, расположенные на территории домовладений, - предприятия, в ведении или в управлении которых находится данное домовладение (пункт 2 абзаца 17 пункта 4.2).

Согласно пункту 9 приложения к муниципальному правовому акту N 16-МПА размер прилегающей территории для жилых и общественных зданий, расположенных внутри микрорайонов, за исключением зданий, указанных в пункте 9.1, включая внутриквартальные проезды, встроенные нежилые помещения, отведенные под службы, офисы, предприятия торговли и так далее и выходящие фасадом на территории общего пользования, тротуары, отмостки, зеленые насаждения, дворовые, игровые, спортивные, хозяйственные площадки, объекты придомовой инфраструктуры, системы придомовой наружной и дворовой ливневой канализации составляет 25 м (по периметру здания).

Не согласившись с данными положениями муниципального правого акта N 16-МПА, посчитав, что они возлагают на управляющие компании дополнительные обязанности по уборке территории городского округа, Ассоциация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их не соответствующим Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ГК РФ, ЗК РФ и недействующим.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания акта недействующим, необходимо одновременно наличие двух вышеуказанных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 этого же Федерального закона организация благоустройства и озеленения территории городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.

Таким образом, муниципальный правовой акт г.Владивостока «Правила благоустройства и санитарного содержания территории города Владивостока» принят в пределах полномочий Думы г.Владивостока.

Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - «ЖК РФ») собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Указанной нормой предусмотрено возложение на иных лиц, не являющихся собственниками имущества, бремени содержания имущества. Обязанность этих лиц содержать имущество может быть обусловлена договором либо положениями закона.

Согласно абзаца 2 пункта 3.3 муниципального правового акта N 16-МПА юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы частного жилищного фонда обязаны ежедневно убирать основные и прилегающие территории своими силами и за счет собственных средств или по договорам со специализированными организациями.

Как следует из материалов дела, управляющие компании, входящие в Ассоциацию, выполняют работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах на основании договоров управления многоквартирными домами, то есть обязанность данных лиц по содержанию общего имущества многоквартирного дома обусловлена заключением договора. Из представленных Ассоциацией договоров б/н от 01.10.2009 г., N 18-10/120/10 от 01.07.2010 г., N 10-28/1/10 от 01.05.2010 г. следует, что они являются возмездными, то есть выполнение работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов осуществляется за счет их собственников силами управляющих компаний.

При таких обстоятельствах суд не усматривает противоречия абзаца 2 пункта 3.3 муниципального правового акта N 16-МПА статье 210 ГК РФ.

Пунктом 2.7. муниципального правового акта N 16-МПА прилегающая территория определена как территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, ограждения, строительной площадки, нежилого помещения в жилом доме, к объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, пользовании, владении, на балансе юридического или физического лица, индивидуального предпринимателя. При этом в приложении к муниципальному правовому акту N 16-МПА размер прилегающей территории установлен в зависимости от того, сформирован ли земельный участок под объектом недвижимости.

Порядок приобретения права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом установлен статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту - «Вводный закон»).

В соответствии с пунктом 1 данной статьи в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. При этом, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона), а если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

Согласно пункту 67 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

Таким образом, вне зависимости от того, оформлен ли земельный участок под многоквартирным домом, собственники помещений в данном доме обязаны содержать прилегающую к нему территорию.

В соответствии с пунктом 9.1 приложения к нормативному правовому акту N 16-МПА для жилых и общественных зданий, расположенных на земельных участках, оформленных в установленном законом порядке, прилегающая территория определяется в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка.

Пунктом 9 этого же приложения предусмотрено, что размер прилегающей территории для жилых и общественных зданий, расположенных внутри микрорайонов, за исключением зданий, указанных в пункте 9.1, включая внутриквартальные проезды, встроенные нежилые помещения, отведенные под службы, офисы, предприятия торговли и так далее и выходящие фасадом на территории общего пользования, тротуары, отмостки, зеленые насаждения, дворовые, игровые, спортивные, хозяйственные площадки, объекты придомовой инфраструктуры, системы придомовой наружной и дворовой ливневой канализации составляет 25 м (по периметру здания).

Абзацем 2 пункта 4.2. организации, управляющие жилищным фондом и обслуживающие жилищный фонд, указаны ответственными за содержание в чистоте городских территорий, зданий, сооружений, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства на земельных участках жилых домов и прилегающих к ним территориях.

В силу частей 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ, заключая договор управления многоквартирным домом, стороны указывают не только адрес многоквартирного дома, но и состав общего имущества в доме, в отношении которого будет осуществляться управление, а также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту этого общего имущества. Примерные перечни таких услуг и работ устанавливаются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, и используются собственниками в зависимости от конкретного состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно подпункту «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме состав общего имущества в целях выполнения обязанности по его содержанию определяют собственники помещений в многоквартирном доме. В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 162 ЖК РФ существенным условием договора управления многоквартирным домом является состав общего имущества, в отношении которого будет осуществляться управление.

Таким образом, управляющая организация при заключении с собственниками многоквартирных домов договора вправе установить в приложении к договору перечень объектов общего имущества, в том числе размер прилегающей территории, ответственность за надлежащее состояние которых возлагается на управляющую организацию.

В этой связи установление органом местного самоуправления в пункте 9 приложения к муниципальному правовому акту N 16-МПА размера прилегающей территории для земельных участков под жилыми и общественными зданиями, не сформированных в установленном порядке, не влияет на права и интересы управляющих компаний. Пределы ответственности управляющих компаний за содержание в чистоте городских территорий, зданий, сооружений, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства на земельных участках жилых домов и прилегающих к ним территориях также могут быть ограничены в договоре управления многоквартирным домом размером придомовой территории и перечнем расположенных в ее пределах объектов.

Согласно абзацу 8 пункта 3.8 муниципального правового акта N 16-МПА собственники либо пользователи объектов, или организации, осуществляющие управление жилыми домами, обязаны вывозить снег с прилегающей территории в день его выпадения круглосуточно включая выходные и праздничные дни, но в зависимости от толщины выпавшего снега: до 6 см - не позднее 3 суток, от 6 до 10 см - не позднее 5 суток, от 10 до 15 см - не позднее 7 суток, свыше 15 см - не позднее 9 суток после окончания снегопада.

Оспаривая данное положение, заявитель утверждает, что на управляющие компании возложены дополнительные обязанности по уборке снега.

Вместе с тем согласно договоров управления многоквартирными домами б/н от 01.10.2009 г., N 18-10/120/10 от 01.07.2010 г., N 10-28/1/10 от 01.05.2010 г. услуги по подметанию территории, в том числе в зимний период при снегопаде (6 раз в неделю), посыпке территории противогололедными материалами в зимний период (1 раз в сутки при гололеде), частичной очистке территории от снега и наледи (проходы к подъездам, пешеходные тропинки) (не позднее двух часов после начала снегопада) включены в перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, то есть данные обязанности уже возложены на управляющие компании собственниками помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 2 абзаца 17 пункта 4.2 нормативного правого акта N 16-МПА ответственными за содержание тротуаров, имеющих непосредственные выходы из подъездов жилых зданий, а также дворовых территорий, въездов во дворы, пешеходных дорожек, расположенных на территории домовладений, указаны предприятия, в ведении или в управлении которых находится данное домовладение.

Суд не усматривает противоречий данной нормы действующему законодательству, в том числе Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090, поскольку в ней идет речь идет о тротуарах, имеющих непосредственные выходы из подъездов жилых зданий и предназначенных для движения проживающих в данных домах граждан.

Согласно пункту 3.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, уборка таких тротуаров должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда.

В обоснование требований заявитель также указывал на противоречие оспариваемых норм муниципального правового акта N 16-МПА статья 42 ЗК, которая устанавливает обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.

Суд считает, что данная норма не имеет отношения к правоотношениям по содержанию территорий, прилегающих к жилым и общественным зданиям и сооружениям, поскольку собственники не передают управляющим компаниям право пользования принадлежащим им земельным участком. Отношения управляющих компаний и собственников регулируются нормами гражданского права и оформляются договорами управления многоквартирными домами, которые по своему характеру можно отнести к договорам подряда.

Проанализировав оспариваемые нормы муниципального правового акта N 16-МПА, суд приходит к выводу об их соответствии Федеральному закону от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 192 АПК РФ в качестве одного из условий для обращения организаций в арбитражный суд устанавливает наличие нарушений их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.