ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2010 года Дело N А55-6159/2010

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2010 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2010 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Апаркина В.Н., судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лебедевой М.В. с участием:

от заявителя открытого акционерного общества «КуйбышевАзот» - Комарова О.Е. доверенность от 01.03. 2010 г.;

от ответчика Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области - Ханмурзина З.Н. доверенность N 435 от 29.12.2009 г.;

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Банк Москвы» Самарский филиал, г. Самара - извещен, не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 июня 2010 г. в зале N 6 апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, г. Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2010 г.

по делу N А55-6159/2010 (судья Стенина А.В.),

по заявлению открытого акционерного общества «КуйбышевАзот», Самарская область, г. Тольятти к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Банк Москвы» Самарский филиал, г. Самара,

о признании незаконным и отмене постановления от 19.02.2010 N36-10/29,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «КуйбышевАзот» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 19.02.2010 г. N 36-10/29 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб.

Решением суда 1 инстанции от 29.04.2010 г. заявление удовлетворено, постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 19.02.2010 г. N 36-10/29 о привлечении Открытого акционерного общества «КуйбышевАзот» к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. признано незаконным и отменено.

В апелляционной жалобе орган финансово-бюджетного надзора просит решение суда 1 инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, поскольку не исполнило свою обязанность по своевременному представлению в банк справки о валютных операциях. Представленная 11.02.2009 г. справка не может быть принята во внимание, так как она не позволяет идентифицировать иностранную валюту, поступившую 11.02.2009 г., как платеж по ПС N 08120003/2748/0037/1/0.

ОАО «КуйбышевАзот» в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Третье лицо ОАО «Банк Москвы» Самарский филиал в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что представление недостоверного или содержащего ошибочную информацию документа, не является надлежащим исполнением обязательств. Датой надлежащего исполнения должна считаться дата представления корректного документа.

Представители третьего лица ОАО «Банк Москвы» Самарский филиал в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, при осуществлении проверки соблюдения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области был выявлен факт несоблюдения ОАО "КуйбышевАзот" установленного порядка представления форм учета по валютным операциям, выразившееся в несвоевременном представлении в уполномоченный банк справки о валютных операциях.

12.02.2010г. заместителем начальника отдела валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области Маркосян Э.К. по результатам проведенной проверки был составлен протокол о совершении ОАО «КуйбышевАзот» административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ (л.д.7-9).

На основании протокола постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 19.02.2010 г. N 36-10/29 Общество привлечено к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 4-6).

Из содержания постановления и других материалов дела следует, что 08.12.2008 ОАО «КуйбышевАзот» (Продавец) и «Wuxi Chanqan Polymer Materials Factory» Китай (Покупатель) в г. Тольятти заключили Контракт N 643/00205311/08145, в соответствии с условиями которого продавец продал, а покупатель купил капролактам кристаллический (п.1), цена на каждую поставку согласовывается сторонами дополнительно (п.8).

08.12.2008 на основании данного контракта ОАО «КуйбышевАзот» в уполномоченном банке Филиал АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) в г. Самаре оформило паспорт сделки N 08120001/2306/0005/1/0.

По паспорту сделки дата завершения исполнения обязательств по контракту - 30.04.2009, общая сумма контракта - б/с, валюта цены - доллар США.

19.12.2008 ОАО «КуйбышевАзот» в уполномоченном банке Самарский филиал ОАО «Банк Москвы» оформило паспорт сделки N 08120003/2748/0037/1/0 в связи с переводом на расчетное обслуживание в ОАО «Банк Москвы» Самарский филиал.

Использование валютных ценностей в качестве средства платежа является валютной операцией (п.п. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

К валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (п. 5 ч. 1 ст.1 Федерального Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный Банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Пунктом 2 части 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что Центральным банком устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным банком (агентам валютного контроля). Инструкцией Центрального Банка РФ от 15.06.2004 N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» установлен Порядок представления резидентами, нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета уполномоченными банками валютных операций.

Главой 1 Инструкции N 117-И установлен порядок представления резидентами, нерезидентами документов и информации и учета валютных операций, в соответствии с которым

- резиденты при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к Инструкции (далее - справка о валютных операциях) (п. 1.2);

- документы, указанные в пункте 1.2. Инструкции, представляются резидентом не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке (п. 1.3).

В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» справка о валютных операциях, указанная в пункте 1.2 Инструкции N 117-И, является формой учета по валютным операциям для резидентов за исключением кредитных организаций и валютных бирж.

В рамках административного производства Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области было установлено, что согласно представленным ОАО «КуйбышевАзот» документам 11.02.2009 г. на транзитный валютный счет ОАО «КуйбышевАзот» зачислены денежные средства в сумме 1215000,00 долларов США в качестве предоплаты по Контракту N 643/00205311/08145 от 08.12.2008 г., что подтверждается мемориальным ордером N 3 от 11.02.2009, уведомлением о поступлении иностранной валюты N 1395688/154003 от 11.02.2009, Свифт-сообщением от 10.02.2009; выпиской из лицевого счета за 11.02.2009 г. Следовательно, в соответствии с требованиями п. 1.2 Инструкции от 15.06.2004 N117-И ЗАО «КуйбышевАзот» обязано было оформить и представить в уполномоченный банк Самарский филиал ОАО «Банк Москвы» справку о валютных операциях до 20.02.2009 г. Однако ОАО «КуйбышевАзот» представило в уполномоченный банк справку о валютных операциях 31.07.2009, что подтверждается письмом уполномоченного банка от 23.12.2009 N 2865, просрочка составила 160 дней.

Между тем данные выводы органа финансово-бюджетного надзора являются ошибочными.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Объективной стороной данного состава правонарушения является несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учёта и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счёта и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учётных и отчётных документов или паспортов сделок.

Из оспариваемого постановления административного органа следует, что в вину Обществу вменено нарушение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям,

По мнению органа бюджетно-финансового надзора, нарушение установленного порядка представления форм учёта и отчетности по валютным операциям выражено в несвоевременном представлении справки о валютных операциях.

Из материалов дела, однако, следует, что установленная валютным законодательством обязанность по предоставлению справки о валютных операциях ОАО «КуйбышевАзот» исполнена вовремя.

Справка о валютных операциях была предоставлена в банк своевременно и принята банком 11.02.2009 г.

Замечаний к представленной заявителем справке о валютных операциях у банка, как агента валютного контроля, не имелось.

Однако в графе 11 данной справки номер паспорта был указан ошибочно: 08120002/2748/0037/1/0 вместо 08120003/2748/0037/1/0, ошибка допущена в одном знаке (л.д.10).

В соответствии с п. 2.10, 2.11, 2.14 Положения от 01.06.2004 г. N 258-П, п. 1.7 Инструкции N 117-И от 15.06.2004 г банки паспортов сделок обязаны проверять соответствие информации, указанной резидентом в справке о валютных операциях, сведениям, содержащимся в документах, которые являются основанием для проведения валютной операции. Банк возвращает резиденту один экземпляр справки вместе с подтверждающими документами, если информация, указанная в справке, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных документах. Однако, документы банком не возвращались и были приняты как надлежаще оформленные, хотя информация, отраженная в справке не соответствует сведениям, содержащимся в представленных документах.

Указанная ошибка была выявлена в июле 2009 г. ОАО «КуйбышевАзот» самостоятельно и 31.07.2009 г. в банк была повторно представлена справка о валютных операциях с исправленным номером паспорта сделки - 08120003/2748/0037/1/0 (л.д.11).

Вопреки доводам органа финансово-бюджетного надзора, неверное указание в справке от 11.02.2009 г. номера паспорта сделки не свидетельствует о ее несвоевременном представлении в банк.

Представленная заявителем 11.02.2009 г. справка о валютных операциях позволяла в полном объеме осуществить необходимый валютный контроль по совершенным обществом валютным операциям, поскольку в ней правильно указаны сумма платежа 1 215 000 долларов США, код валюты 840 и код валютной операции 10080, дата 11.02.2009 г. номер счета и номер уведомления о зачислении. Все перечисленные сведения полностью соответствуют сведениям, отраженным в справке о валютных операциях повторно представленной 31.07.2009 г. (л.д.11).

Вопреки доводам органа финансово-бюджетного надзора, неправильное оформление (заполнение) графы 11 справки о валютных операциях не может быть признано нарушением установленного порядка или сроков представления указанной справки, в силу чего не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.

В связи с этим у органа финансово-бюджетного надзора отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.

На данные обстоятельства правомерно указано в решении суда 1 инстанции.

С учетом изложенного доводы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, приведенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.

При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2010 года по делу

N А55-6159/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
В.Н.Апаркин
Судьи
Е.М.Рогалева
В.В.Кузнецов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка