ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 июля 2010 года Дело N А55-39625/2009

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2010 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А., при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:

от ООО «ПОВТОР» - (до и после перерыва) представителя Нешкова В.В., доверенность от 17 ноября 2009 года,

от мэрии городского округа Тольятти - (до и после перерыва) представителя Горшкова М.С., доверенность от 29 июня 2010 года N 3765/1, представителя Панкратовой О.В., доверенность от 28 декабря 2009 года N 5803/1,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июня - 05 июля 2010 года апелляционную жалобу ООО «ПОВТОР»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2010 года по делу N А55-39625/2009, судья Черномырдина Е.В., принятое по заявлению ООО «ПОВТОР», Самарская область, г. Тольятти, к мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,

о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ПОВТОР» (далее - ООО «ПОВТОР», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконным бездействия мэрии городского округа Тольятти Самарской области (далее - мэрия), выразившегося в неутверждении для ООО «ПОВТОР» тарифа в период с 01 сентября 2009 года по 30 января 2010 года и в непредоставлении ООО «ПОВТОР» субсидии на возмещение затрат на услуги по переработке твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти Самарской области, и обязании утвердить тариф для ООО «ПОВТОР» на переработку твердых бытовых отходов и предоставить соответствующую субсидию за период с 01 сентября 2009 года по 30 января 2010 года (т.1, л.д. 3-4, 39-41).

Решением суда от 25 марта 2010 года в удовлетворении заявленных требований ООО «ПОВТОР» отказано на том основании, что имевший место отказ мэрии в установлении тарифов для заявителя не может расцениваться как бездействие органа местного самоуправления, поскольку данный отказ основан на законе. Суд признал установленным, что мэрия фактически не бездействовала по вопросу утверждения для ООО «ПОВТОР» тарифа в период с 01 сентября 2009 года по 30 января 2010 года и предоставления ООО «ПОВТОР» субсидии на возмещение затрат на услуги по переработке твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти Самарской области, а принимала соответствующие решения в пределах своей компетенции.

В апелляционной жалобе ООО «ПОВТОР» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление ООО «ПОВТОР», признав незаконным бездействие мэрии городского округа Тольятти в период с 01 сентября 2009 года по 30 января 2010 года, выразившееся в неутверждении для ООО «ПОВТОР» тарифа на услуги по переработке твердых бытовых отходов и в непредоставлении ООО «ПОВТОР» субсидии на возмещение затрат на услуги по переработке твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, обязав мэрию городского округа Тольятти утвердить тариф для ООО «ПОВТОР» на переработку твердых бытовых отходов в период с 01 сентября 2009 года по 30 января 2010 года и предоставить соответствующую субсидию, ссылаясь на неоднократное обращение в мэрию с заявлениями и всеми необходимыми документами для установления тарифа на услуги по переработке твердых бытовых отходов и предоставления субсидий, длительную переписку с мэрией, что, по мнению заявителя, свидетельствует о бездействии мэрии в решении вопросов по установлению тарифа на услуги по переработке твердых бытовых отходов и предоставления субсидий на возмещение затрат на услуги по переработке твердых бытовых отходов.

В отзыве на апелляционную жалобу мэрия просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 09 июня 2010 года рассмотрение дела было отложено по ходатайству представителя мэрии на 11 час 00 мин 30 июня 2010 года в связи с неполучением мэрией копии апелляционной жалобы и предоставлением времени для подготовки отзыва на неё.

В соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30 июня 2010 года объявлялся перерыв до 11 час 15 мин 05 июля 2010 года, рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 05 июля 2010 года. В судебном заседании 05 июля 2010 года также был объявлен перерыв до 12 час. 00 мин. того же дня.

В судебном заседании представитель ООО «ПОВТОР» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.

Представители мэрии городского округа Тольятти возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда следует отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств дела и неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, ООО «ПОВТОР» направило письмо от 30 июня 2009 года N43 в адрес мэрии городского округа Тольятти, в котором просило согласовать производственную программу и установить тариф на услугу по переработке твердых бытовых отходов с применением сортировки и получением готовой продукции - вторичного сырья, с учетом вывоза и захоронения не перерабатываемых бытовых отходов, на период с 01 октября 2009 года по 30 сентября 2010 года (т.1, л.д.42). К данному письму общество приложило пакет документов на 140 стр.

Мэрия городского округа Тольятти письмом от 17 августа 2009 года N 3562/2 отказала обществу в открытии дела по согласованию производственной программы и утверждению тарифа на услугу по переработке твердых бытовых отходов с применением сортировки и получением готовой продукции - вторичного сырья, с учетом вывоза и захоронения не перерабатываемых бытовых отходов, на период с 01 октября 2009 года по 30 сентября 2010 года (т.1, л.д.43). В качестве основания отказа мэрия указала на то, что ООО «ПОВТОР» не осуществляет непосредственную деятельность по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.

Как видно из представленных в материалы дела, ООО «ПОВТОР» осуществляет деятельность по оказанию услуг по переработке твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти с 01 сентября 2009 года, что имеет непосредственное отношение к утилизации (как переработке) твердых бытовых отходов. Доказательства фактического осуществления данной деятельности обществом в материалы дела представлены.

Постановлением мэрии г.о.Тольятти от 01 апреля 2009 года N 711-п/1 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.

Общество 25 августа 2009 года письмом за исх.N 57 обратилось к мэрии городского округа Тольятти о заключении договора на предоставление субсидий по переработке твердых бытовых отходов с 01 сентября 2009 года, представив необходимые документы, имевшиеся у него (т.1, л.д.44).

ООО «ПОВТОР» 02 сентября 2009 года вновь обратилось к мэрии городского округа Тольятти с заявлением на предоставление субсидий по переработке твердых бытовых отходов с 01 сентября 2009 года (т.1, л.д.45-46).

Письмом от 21 октября 2009 года N 4507/1 мэрия отказала обществу в предоставлении субсидии (т.1, л.д.47) на том основании, что заключение договора с ООО «ПОВТОР» о предоставлении субсидий на возмещение затрат по сортировке твердых бытовых отходов потребует дополнительного финансирования за счет средств бюджета городского округа Тольятти. В связи с возникновением кризисной финансовой ситуации, секвестированием доходов и расходов городского бюджета мэрия не имеет возможности финансировать деятельность ООО «ПОВТОР». В 2009, 2010 годах возможность финансирования деятельности ООО «ПОВТОР» за счет средств населения в виде платы за содержание отсутствует по причине снижения доходов населения.

ООО «ПОВТОР» 05 октября 2009 года вновь обратилось к мэрии городского округа Тольятти с заявлением о представлении субсидии, представив необходимый для этого пакет документов.

Письмом от 09 октября 2009 года N 2972/4.1 мэрия вновь отказала обществу в предоставлении субсидии в связи с отсутствием регулируемого тарифа и рамках утвержденной производственной программы к данному тарифу (т.1. л.д.49).

Аналогичным образом заявитель обращался в мэрию за предоставлением субсидии в ноябре, декабре 2009 года, январе, феврале 2010 года, предоставив при этом соответствующие документы.

Таким образом, неутверждение тарифа мэрией повлекло невозможность для заявителя расчета и, соответственно, получения субсидии, поскольку субсидия рассчитывается на основании тарифа утилизации твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора.

В соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

Процедура установления тарифов предусмотрена Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства 14 июля 2008 года N 520 (далее - Правила регулирования тарифов).

В соответствии с п. 3 Правил регулирования тарифов организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 (далее - виды деятельности), следующие документы:

1) заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения;

2) производственная программа;

3) расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности;

4) расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности;

5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет;

6) отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).

По утверждению общества, все указанные документы были представлены в мэрию в пакете документов, приложенном к письму от 30 июня 2009 года N43, который был впоследствии возвращен мэрией обществу письмом от 17 августа 2009 года за исх.N 3562/2. Однако в приложении к данному письму ООО «ПОВТОР» и в приложении к ответу мэрии не указаны наименования приложенных документов, представленных обществом в мэрию вместе с заявлением.

Вместе с тем данное обстоятельство (неуказание в приложении наименований документов) не может служить основанием для подтверждения законности бездействия, допущенного мэрией при рассмотрении вопроса об установлении тарифов на услуги, оказываемые заявителем в сфере коммунального комплекса.

В силу п.5 Правил регулирования тарифов в случае представления организацией коммунального комплекса не всех документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, орган регулирования устанавливает срок не менее 5 рабочих дней для представления всех документов. В случае если в установленный срок организация коммунального комплекса не представила эти документы, орган регулирования отказывает этой организации в рассмотрении представленных документов и в течение 10 рабочих дней с даты окончания указанного срока направляет ей копию своего решения.

Согласно п.6 Правил регулирования тарифов в случае представления организацией коммунального комплекса всех документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, орган регулирования регистрирует эти документы в день поступления и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) дело об установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов направляет организации коммунального комплекса извещение о принятии указанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела.

В соответствии с п.7 Правил регулирования тарифов органы регулирования в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, вправе направить организации коммунального комплекса мотивированный запрос о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов. Организация коммунального комплекса обязана представить указанные документы в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.

В ответах мэрии на обращения ООО «ПОВТОР» на вышеуказанные письма заявителя не указано на то, что ООО «ПОВТОР» не представило каких-либо документов.

Письмо мэрии от 11 ноября 2009 года за исх. N 715/2.2 (т.1, л.д.51-53), в котором указано на необходимость представления недостающих документов в установленный срок (до 16 ноября 2009 года), относится к рассмотрению заявления ООО «ПОВТОР» об утверждении тарифов на период с 01 февраля 2010 года по 31 января 2011 года, то есть не имеет отношения к рассматриваемому спору, поскольку заявителем оспаривается бездействие мэрии в отношении неутверждения тарифов на период с 01 октября 2009 года.

На основании данного обращения тарифы на период с 01 февраля 2010 года по 31 января 2011 года мэрией установлены постановлением от 30 декабря 2009 года N 3011-П/1. Тем самым мэрия признала наличие у заявителя права на утверждение для него тарифа на вышеозначенные услуги в сфере коммунального комплекса и получение соответствующих субсидий.

Как видно из материалов дела, при рассмотрении заявления от 30 июня 2009 года за исх.N 43 мэрия не установила заявителю срок (не менее 5 рабочих дней) для представления недостающих документов, если такие претензии к пакету документов у мэрии, по ее же утверждению, имелись (что из переписки не усматривается).

Довод мэрии о необходимости представления договора на захоронение твердых бытовых отходов с соответствующим полигоном для открытия тарифного дела на не основан на нормах законодательства, поскольку ни Федеральный закон N 210-ФЗ, ни Правила регулирования тарифов не предусматривают обязанности по представлению указанного договора для утверждения тарифов, которыми установлен закрытый перечень документов, необходимых для открытия тарифного дела. Заявителем такой договор был заключен с ООО «Эколайн» 01 сентября 2009 года и был представлен в мэрии в составе пакета документов, приложенных к письму ООО «ПОВТОР» 17 ноября 2009 года за исх.N 90.

Между тем данный довод был заявлен мэрией лишь в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде.

При этом ссылки мэрии на пункты 32 и 33 Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 года N 101, несостоятельны, поскольку положениями пункта 33 предусмотрена необходимость представления договоров с управляющими организациями и прочими потребителями (а не полигоном). Договор на захоронение ТБО с владельцем полигона не входит в категорию данных договоров. Пункт 32 Методических указаний вообще не предусматривает обязанности организации коммунального комплекса представить какие-либо договоры

Таким образом, отказ мэрии, выраженный в письме от 17 августа 2009 года N 3562/2, является преждевременным, не соответствующим вышеуказанным правовым нормам.

Ссылка мэрии на отсутствие в заявлении общества указания на подлежащий применению метод регулирования не может служить основанием для отказа или уклонения от установления тарифа, поскольку представление данной информации мэрия могла предложить обществу, установив для этого определенный срок (не менее 5 рабочих дней).

Несоблюдение установленного срока (до 1 мая текущего года) за обращением для установления тарифов не может лишить организацию коммунального комплекса права на установление тарифа на оказываемые ею услуги (в случае, если организация начала фактическую деятельность не с начала года), иное означало бы необоснованное ограничение осуществления предпринимательской и (или) иной экономической деятельности в указанной сфере, поскольку оказание услуг организациями коммунального комплекса должно осуществляться в соответствии с тарифами, установленными в соответствии с требованиями законодательства.

Кроме того, исходя из положений п.8 Правил регулирования тарифов сроки представления документов об установлении тарифов и надбавок в отношении организаций коммунального комплекса, образованных в течение текущего финансового года, определяются органами регулирования.

При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что отказ в установлении тарифов не может расцениваться как бездействие органа местного самоуправления, поскольку данный отказ основан на законе, является неправомерным. Предметом оспаривания по настоящему делу является не отказ в установлении тарифов как таковой, а бездействие мэрии, выразившееся в непринятии всех необходимых мер, предусмотренных законодательством, для установления тарифа на услуги на переработку твердых бытовых отходов для заявителя.

Принятие мэрией «соответствующих решений в пределах своей компетенции» суд первой инстанции ошибочно расценил как обстоятельство, исключающее бездействие мэрии «по вопросу утверждения для ООО «ПОВТОР» тарифа в период с 01 сентября 2009 года по 30 января 2010 года и предоставления ООО «ПОВТОР» субсидии на возмещение затрат на услуги по переработке твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти Самарской области».

При этом судом первой инстанции не учтено, что «соответствующие решения» мэрии фактически направлены на уклонение от решения вопроса об установлении тарифа на услуги на переработку твердых бытовых отходов для ООО «ПОВТОР» и, как следствие, от предоставления субсидий на возмещение затрат, понесенных обществом на оказание этих услуг.

Рассмотрение мэрией по существу заявлений ООО «ПОВТОР» также не может свидетельствовать о принятии мэрией надлежащих мер по исполнению возложенной на нее законом обязанности по установлению тарифов. Как видно из содержания ответов мэрии на все обращения ООО «ПОВТОР», мэрия не усматривала оснований для решения поставленных обществом вопросов и обосновывала свое бездействие в их разрешении.

С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о незаконности бездействия мэрии при рассмотрении обращений заявителей по вопросам утверждения для ООО «ПОВТОР» тарифа на услуги по переработке твердых бытовых отходов и предоставления ООО «ПОВТОР» субсидии на возмещение затрат на услуги по переработке твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.

Вопреки требованиям ч.3 ст.189, ч.5. ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мэрия не доказала правомерность неутверждения ею для ООО «ПОВТОР» тарифа на услуги по переработке твердых бытовых отходов и непредоставления ООО «ПОВТОР» субсидии на возмещение затрат на услуги по переработке твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.

В соответствии с ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Суд первой инстанции исходя из того, что письмо от 17 августа 2009 года N 3562/2, которым обществу отказано в открытии дела в согласовании производственной программы и установлении тарифа на услугу по переработке твердых бытовых отходов, получено ООО «ПОВТОР» 20 августа 2009 года, а в суд с вышеуказанным заявлением ООО «ПОВТОР» обратилось 28 декабря 2009 года, пришёл к выводу о том, что данное заявление подано за пределами трехмесячного срока, установленного ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.