• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2010 года Дело N А65-5080/2010

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2010 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:

от Межрайонной ИФНС России N 25 по Ростовской области - представитель не явился, извещена,

от ООО «Фортуна» - представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 июля 2010 года апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 25 по Ростовской области

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 марта 2010 года по делу N А65-5080/2010, судья Воробьев Р.М., принятое по заявлению Межрайонной ИФНС России N 25 по Ростовской области, г.Ростов-на-Дону, к ООО «Фортуна», г.Казань,

о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России N 25 по Ростовской области (далее - налоговый орган, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» (далее - ООО «Фортуна», общество, заявитель) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Решением суда от 30 марта 2010 года в удовлетворении заявления Межрайонной ИФНС России N 25 по Ростовской области отказано, производство по делу об административном правонарушении прекращено на том основании, что налоговый орган не доказал наличия в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, а также в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 25 по Ростовской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, привлечь ООО «Фортуна» к административной ответственности, по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, ссылаясь на наличие в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения и его доказанность материалами дела, соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, применение годичного срока давности привлечения к административной ответственности.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16 июня 2010 года по ходатайству представителя общества рассмотрение дела было отложено на 10 час 45 мин 12 июля 2010 года в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 01 декабря 2009 года налоговым органом была проведена проверка обособленного подразделения пункта приема ставок букмекерской конторы и тотализатора, находящегося по адресу: г.Казань, ул.Николая Ершова, д.78 Б, принадлежащего ООО «Фортуна».

В ходе проверки налоговым органом установлен факт осуществления ООО «Фортуна» деятельности в сфере игорного бизнеса (прием платежей (ставок) от физических лиц) без соответствующей лицензии (разрешения), предоставляющей организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе по адресу: г.Казань, ул.Николая Ершова, д.78 Б, вне игровой зоны. При этом налоговый орган исходил из того, что законодательство Российской Федерации не определяет понятие и организацию пунктов приема и выплат платежей, заключение агентских договоров на организацию и проведение азартных игр с другими юридическими лицами (индивидуальным предпринимателями), а также не предусматривает осуществление лицензируемой деятельности вне адресов места нахождения игорного заведения, указанного в лицензии, приложении к ней. Действия общества квалифицированы налоговым органом в протоколе об административном правонарушении по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Между тем судом первой инстанции заявленное налоговым органом требование о привлечении ООО «Фортуна» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), не было рассмотрено. Предметом рассмотрения суда первой инстанции явилось требование о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), тогда как такое требование административным органом по настоящему делу не заявлялось, протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ в материалы дела не представлялся.

Вместе с тем данное нарушение норм процессуального права не повлекло за собой отмену обжалуемого решения суда по нижеприведенным основаниям.

Материалами проверки установлено, что ООО «Фортуна» имеет лицензию N 5 от 30 июня 2009 года на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по адресам: г.Ростов-на-Дону, ул.Шаумяна, д.64, офис 1 и г.Ростов-на-Дону, ул.20 линия, д.22, литер Л. Однако в лицензии либо приложении к ней отсутствует указание на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Николая Ершова, д.78 Б.

По результатам проведения проверки налоговым органом в отношении общества 13 января 2010 года составлен протокол N 00001 об административном правонарушении по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Согласно ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N244-ФЗ), устанавливающим ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В силу положений части 1 статьи 14 Федерального закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах может быть организована вне игорных зон в порядке, установленном настоящей главой.

Букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений ст.2 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с пп.104 п.1 ст.17 Федерального закона N128-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.

Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ установлено, что лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Исходя из положений пункта 1 статьи 10 Федерального закона N128-ФЗ в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, в числе прочих данных указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 июля 2007 года N 451, (далее - Положение о лицензировании) определен порядок лицензирования деятельности юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон.

Положением о лицензировании (в пункте 6) предусмотрено, что для получения лицензии на осуществление лицензируемой деятельности соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также (в числе прочего): копии документов, подтверждающих право собственности соискателя лицензии на специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш, по каждому адресу места осуществления лицензируемой деятельности; планы помещений игорного заведения (по каждому адресу места осуществления лицензируемой деятельности) с указанием зоны обслуживания участников азартных игр, служебной зоны и расположения кассы тотализатора и (или) кассы букмекерской конторы (при их наличии).

В силу п.9 Положения о лицензировании проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующий орган проводит по каждому адресу предполагаемого соискателем лицензии места осуществления лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, законодательство о лицензировании предусматривает обязательное требование к осуществлению лицензируемой деятельности - указание в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, адресов мест осуществления лицензируемой деятельности, для чего лицензиатом в орган лицензирования представляются необходимые документы в отношении каждого из мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

В обоснование своих возражений общество указало, что у букмекерской конторы ООО «Фортуна» сетевой принцип работы, заключающийся в наличии разветвленных сетей обособленных подразделений, именуемых - пунктами приема платежей, через которые принимается информация, далее это информация передается в центральный офис букмекерской конторы, где расположено специальное оборудование - аппаратно-технический комплекс, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш, то есть прием ставки производится непосредственно по месту расположения данного аппаратно-технического комплекса в офисе букмекерской конторы по адресу, указанному в лицензии.

Однако приведенные обществом доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.

Пунктом 6 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ определено, что под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры.

Учитывая, что передача денежных средств участниками азартной игры в данном случае является условием участия в азартной игре, прием указанных денежных средств в так называемых пунктах приема платежей является не чем иным как приемом ставок. Иное назначение принимаемых обществом в пунктах приема платежей материалами дела не подтверждено.

Утверждение общества о том, что проверенное налоговым органом структурное подразделение не осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр, так как является лишь пунктом приема платежей, в котором не производится прием ставок и не заключаются соглашения о выигрыше, а лишь осуществляется прием денежных средств в оплату ставок и передача информации о ставках в центральный офис букмекерской конторы, не основано на законе.

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ букмекерской конторой является игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр.

Пункт 15 той же статьи Закона определяет тотализатор как игорное заведение или часть игорного заведения, в котором организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.

Федеральный закон N 244-ФЗ не содержит понятия пункта приема ставок (платежей), расположенных вне мест букмекерских контор и тотализаторов, деятельность которых связана с проведением азартной игры, и не предоставляет организатору азартной игры полномочия осуществлять эту деятельность в местах, не указанных в соответствующей лицензии и приложении к ней.

Неправомерна также ссылка общества на нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не признающие кассы букмекерских контор в качестве объектов налогообложения. Приведенные обществом положения НК РФ регулируют порядок налогообложения деятельности организаторов азартных игр и не применимы к отношениям, связанным с лицензированием деятельности соответствующих организаций.

Также отклоняются доводы общества о проведении налоговым органом проверки с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 08 ноября 2007 года N 100н.

Налоговым органом проведена проверка соблюдения лицензионных условий организатором азартных игр, а не в целом его деятельности. В этой связи данные нормативные правовые акты к рассматриваемым отношения неприменимы.

Выявленное налоговым органом правонарушение, выразившееся в осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр по адресу, не указанному в лицензии, фактически является нарушением условий, предусмотренных лицензией, и правильно квалифицировано налоговым органом по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд пришёл к выводу о том, что факт совершения административного правонарушения и вина общества материалами дела доказаны и в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, несмотря на наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не может принять решение о привлечении общества к ответственности в связи с тем, что к моменту рассмотрения кассационной жалобы налогового органа истек двухмесячный срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ.

Довод апелляционной жалобы о применении годичного срока давности привлечения к административной ответственности несостоятелен.

Как видно из материалов дела, вменяемое ООО «Фортуна» административное правонарушение обнаружено 01 декабря 2009 года, то есть на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Вменяемое обществу административное правонарушение содержится в главе 14 КоАП РФ о правонарушениях в области предпринимательской деятельности.

Объектом данного правонарушения является нарушение законодательства о лицензировании, а не законодательства о защите прав потребителей. Приоритетной целью действия нормы, установленной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, является защита установленного порядка осуществления видов деятельности, в отношении которых законом предусмотрено требование о соблюдении лицензионных требований и условий.

Согласно п.6 ст.24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу.

Учитывая, что суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в том числе в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

На основании изложенного решение суда от 30 марта 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.

Исходя из положений ст.204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 марта 2010 года по делу N А65-5080/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 25 по Ростовской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
Е.Г.Филиппова
Судьи
А.А.Юдкин
И.С.Драгоценнова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А65-5080/2010
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 13 июля 2010

Поиск в тексте