ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2010 года Дело N А55-35762/2009

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2010 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Горяевой Н.Н., с участием в судебном заседании:

представителя закрытого акционерного общества «Клявлинский нефтеперерабатывающий завод» - Леталина В.И. (доверенность от 17 июня 2010 года),

представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N17 по Самарской области - Арсеньевой О.А. (доверенность от 19 мая 2010 года N03-14), Селянской Т.А. (доверенность от 12 ноября 2009 года),

представителя Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Селянской Т.А. (доверенность от 05 декабря 2007 года N12-19/330),

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 июля 2010 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N17 по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2010 года по делу NА55-35762/2009 (судья Мешкова О.В.), по заявлению закрытого акционерного общества «Клявлинский нефтеперерабатывающий завод», Самарская область, ст. Клявлино, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N13 по Самарской области, с.Сергиевск, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара, о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Клявлинский нефтеперерабатывающий завод» (далее - ЗАО «КНПЗ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Самарской области (далее - налоговый орган) от 26.08.2009 N 13 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению в части отказа Обществу в возмещении в сумме 30099114,17 руб., основанном на выводах о необоснованности налоговых вычетов, содержащихся в п.п.2.5, 2.7, 2.13, 2.15-2.25 (т.1 л.д.5-9).

Определением суда от 22.03.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечено Управление ФНС России по Самарской области (т.6 л.д.79).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.04.2010 по делу NА55-35762/2009 заявленное требование удовлетворено частично. Суд признал недействительным решение налогового органа от 26.08.2009 N13 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в части отказа ЗАО «КНПЗ» в возмещении НДС в сумме 13550766,37 руб., как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации в указанной части. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (т.6 л.д.152-168).

В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований и принять по делу новый судебный акт, а также заявлено ходатайство о замене стороны по делу в связи с реорганизацией путем присоединения, произвести замену Межрайонной ИФНС России N13 по Самарской области на Межрайонную ИФНС России N17 по Самарской области (т.7 л.д.5-9).

Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании представитель налогового органа заявил ходатайство о замене стороны правопреемником, просил произвести процессуальную замену ответчика по делу NА55-35762/2009 - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N13 по Самарской области, на его правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N17 по Самарской области.

В обоснование заявленных требований представлены следующие документы: приказ Управления ФНС России по Самарской области от 01.03.2010 N01-04/060@, свидетельство серии 63 N005205514 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N13 по Самарской области путем реорганизации в форме присоединения, приказ Управления ФНС России по Самарской области от 19.09.2006 N01-05/0367.

Заявленное ходатайство удовлетворено.

Представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.

Представитель Общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.

Представитель Управления поддержал апелляционную жалобу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, предусмотренными частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив доводы приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее и заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в соответствии со ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ЗАО «КНПЗ» является плательщиком НДС.

Согласно п. 1 ст. 163 и п. 1 ст. 174 НК РФ Обществом была своевременно представлена в Межрайонную ИФНС России N13 по Самарской области первичная налоговая декларация за 4 квартал 2008 года, с предъявленной к возмещению из бюджета суммой НДС в размере 34829895 руб.

В период камеральной проверки первичной налоговой декларации, в связи с технической ошибкой, выявленной после сдачи отчетности, 23.01.2009 ЗАО «КНПЗ» представлена первая уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2008 года, с предъявленной к возмещению из бюджета суммой НДС в размере 34828616 руб.

Налоговым органом выставлено ЗАО «КНПЗ» требование от 24.02.2009 N1743 о представлении пояснения или внесения исправлений в налоговую отчетность в связи с выявлением, при камеральной проверке уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008, несоответствия заполнения строк налоговой декларации.

В период камеральной проверки первой уточненной налоговой декларации 03.03.2009 ЗАО «КНПЗ» представлена вторая уточненная налоговая декларация по НДС 4 квартал 2008 года, с предъявленной к возмещению из бюджета суммой НДС размере 34828616 руб.

Основная часть заявленных налоговых вычетов сложилась в связи с отражением в книге покупок за 4 квартал 2008 года счетов-фактур, предъявленных подрядными организациями по строительно-монтажным работам.

ЗАО «КНПЗ» в декабре 2008 года согласно приказам от 01.12.2008 N 113/2 и N 113/4 на основании актов о приемке-передаче основных средств по формам N ОС-1 и ОС-1а, инвентарных карточек учета объектов основных средств приняты на учет следующие объекты основных средств: ВЛ-10 для временного электроснабжения подстанции резервуарного парка; площадка в районе ЗАО «КНПЗ»; резервуарный парк (светлых) нефтепродуктов; резервуарный парк нефти; сети ВИК; сливо-наливная эстакада нефти и нефтепродуктов; котел паровой.

По результатам проведенной камеральной проверки второй уточненной декларации за 4 квартал 2008 налоговым органом вынесено решение от 26.08.2009 N13 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 30099114,17 руб., из них по следующим контрагентам:

l. OAO «Востокмонтажгаз» - 2173623,96 руб.;

2. ООО «Строительные технологии» - 13696160,86 руб.;

5. ООО «Алюм-Сервис» - 2196055,68 руб.;

4. ООО «РосНефтеКомплекто - 5983044,16 руб.;

5. ООО «Минимакс Волга-Электро» - 132225,05 руб.;

6. ООО «Сарет» - 765685 руб.;

7. ООО «Зарубежстроймонтаж» - 768813,56 руб.;

8. ООО «Промышленные технологии 2000» - 651643 руб.;

9. ОАО «Самарский резервуарный завод» - 361409 руб.;

10.ООО «Стройинвест» - 74329 руб.;

11.ООО «Технопроект КНХП» - 657627,6 руб.;

12.ООО «Строительная инвестиционная компания» - 785011,78 руб.;

13.ООО «Торговый Дом «Инфракрасные и микроволновые системы» - 357663 руб.;

14.ООО «Генерация» - 72540 руб.;

15.ООО «Энергостроймонгаж» - 225212 руб.;

16.ОАО «Клявлинский завод строительных материалов» - 53390 руб.,

17.ООО «Спецстрой» - 526271,19 руб.;

18.ООО «Промвек» 179233 руб.;

19.ООО «Промстроймикс» - 20919 руб.;

20.ЗАО «Камастрой» - 418257,33 руб. (стр. 40 Решения).

Общество, полагая, что указанное решение в части отказа в возмещении налога является необоснованным и не соответствующим законодательству РФ о налогах и сборах, влечет нарушение прав и законных интересов налогоплательщика, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования в части, правильно применил нормы материального права.

Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Общества о том, что налоговым органом была допущена ошибка в расчете суммы НДС, не подлежащей возмещению, путем сложения сумм по каждому контрагенту (стр.40 Решения), в связи с чем, им необоснованно отказано в возмещении НДС в размере 214079 руб. (в размере 214079 - 29885034,41 руб.).

На странице 40 решения налоговым органом допущена опечатка в сумме НДС, неправомерно заявленной к вычету по операциям с контрагентом ООО «Алюм-Сервис», которая составила не 1981975,92 руб., как указал налоговый орган ошибочно на стр. 40, а 2196055,68 руб., что прямо следует из текста решения, описывающего нарушения по данному контрагенту (т.1 л.д.56-59, стр. 21 решения налогового органа).

Как видно из материалов дела, основная часть предъявленных ЗАО «КНПЗ» налоговых вычетов сложилась в связи отражением в книге покупок за 4 квартал 2008 года счетов-фактур, предъявленных подрядными организациями по строительно-монтажным работам (далее - «СМР»). Отказывая в возмещении сумм НДС в размере 13529827,37 руб., в том числе по контрагентам: ООО «Строительные технологии» - 2526854 руб.; ООО «Алюм-Сервис» - 978497 руб. руб.; ООО «РосНефтеКомплекто - 5983044,16 руб.; ООО «Минимакс Волга-Электро» - 132225,05 руб.; ООО «Сарет» - 765685 руб.; ООО «Зарубежстроймонтаж» - 768813,56 руб.; ООО «Промышленные технологии 2000» - 649843 руб.; ООО «Технопроект КНХП» - 537630,6 руб.; ООО «Торговый Дом «Инфракрасные и микроволновые системы» - 357663 руб.; ООО «Генерация» - 72540 руб.; ООО «Энергостроймонгаж» - 177371 руб.; ОАО «Клявлинский завод строительных материалов» - 53390 руб., ООО «Спецстрой» - 526271,19 руб., налоговый орган исходил из того, что данные вычеты заявлены в нарушение п. 2 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон N 119-ФЗ) и п. 1,5 ст. 172 НК РФ.

Общество, оспаривая данные выводы налогового органа, полагает, что им неправильно применены указанные нормы права к спорным правоотношениям, и что в рассматриваемом случае следовало руководствоваться п. 3 ст. 3 Закона N 119-ФЗ, поскольку ЗАО «КНПЗ» заявило к возмещению суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным Обществом для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Суд первой инстанции обоснованно не согласился с данным доводом Общества, поскольку из материалов дела следует, что Общество в проверяемый период заявило к возмещению суммы НДС, предъявленные налогоплательщику указанными выше подрядными организациями, а не по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ внесены изменения в Главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе изменения, связанные с применением налоговых вычетов по НДС.

В связи с изменением с 01.01.2006 порядка принятия к вычету НДС по строительно-монтажным работам, законодательством установлен переходный период по исчислению НДС по незавершенным объектам капитального строительства. Порядок учета НДС зависит от того, когда налог был предъявлен налогоплательщику подрядными организациями - до 01.01.2006 или после 01.01.2006.

Применение вычетов по НДС по объектам основных средств строительство, которых начато до 01.01.2006, а закончено после этой даты, регламентируется Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» и положениями главы 21 НК РФ.

В ст. 3 Закона N 119-ФЗ предусмотрен порядок принятия к вычету сумм НДС по подрядным работам, относящимся к незавершенным строительством объектов, которые начали строиться до 2006 года.

1. По НДС, предъявленному налогоплательщику и оплаченному до 01.01.2005 по строительно-монтажным работам.

Согласно п.1 ст. 3 Закона N 119-ФЗ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 01 января 2005 года, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. По НДС, предъявленному налогоплательщику и оплаченному с 01.01.2005 до 01.01.2006 по строительно-монтажным работам.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 119-ФЗ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику с 01 января 2005 года до 01 января 2006 года подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам. При этом в случае принятия объекта завершенного капитального строительства на учет в 2006 году или при реализации в 2006 году объекта незавершенного капитального строительства уплаченные суммы налога на добавленную стоимость, не принятые ранее к вычету в порядке, установленном настоящей частью, подлежат вычетам по мере принятия на учет объекта незавершенного капитального строительства или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.

3. По НДС, предъявленному налогоплательщику и не оплаченному в 2006 года по строительно-монтажным работам. Если работы, выполненные подрядными организациями по строительству объекта недвижимости, завершены до 01 января 2006 года, но до этой даты объект не введен в эксплуатацию, то суммы налога, уплаченные подрядным организациям, подлежат вычету в ранее действовавшем порядке, установленном п.5 ст. 172 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона, то есть до 01 января 2006 года), - по мере постановки на учет объекта завершенного капитального строительства (основных) средств с момента, указанного в абзаце втором п. 2 ст. 259 НК РФ (с момента начисления амортизации).

4. По НДС, предъявленному налогоплательщику до 01.01.2006 по товарам (работам, услугам), приобретенным для строительно-монтажных работ.

Статьей 3 Закона N 119-ФЗ не установлен специальный порядок применения вычетов сумм налога, предъявленных налогоплательщику до 01 января 2006 года по товарам (работам, услугам), в том числе по оборудованию к установке, приобретенным для строительно-монтажных работ, выполняемых подрядными организациями. Поэтому указанные суммы налога подлежат вычетам в ранее действовавшем порядке, установленном п. 5 ст. 172 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона N 119-ФЗ, т.е. до 01 января 2006 года), - по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором п. 2 ст. 259 НК РФ (с момента начисления амортизации).

5. По НДС, предъявленному налогоплательщику после 01.01.2006 по строительно -монтажным работам и товарам.

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные в ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

На основании п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработке вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых таможенную через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

- товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных в п. 2 ст. 170 НК РФ;