ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2010 года Дело N А55-21331/2009

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2010 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семушкина В.С., cудей Драгоценновой И.С., Кувшинова В.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е.В.,

с участием в судебном заседании: представителя ЗАО «ЛК «Проект Роста» Игнатенко Д.А. (доверенность от 28 июня 2010г.),

Косарева А.А. - представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Самарской области (доверенность от 24 июля 2009г.) и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (доверенность от 19 июля 2010г.), представитель Городского благотворительного фонда «Фонд Тольятти» не явился, фонд извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июля 2010г. в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти, на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2010г. по делу NА55-21331/2009 (судья Асадуллина С.П.), принятое по заявлению ЗАО «ЛК «Проект Роста», Самарская область, г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Самарской области и Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Городского благотворительного фонда «Фонд Тольятти», Самарская область, г. Тольятти, о признании недействительными решений налоговых органов,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество Лизинговая компания «Проект Роста» (далее - ЗАО ЛК «Проект роста», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения от 25.05.2009 N03-15/12029 Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области (далее - Управление) по апелляционной жалобе в части доначисления налога на прибыль в размере 475840 руб. и о признании недействительным решения от 30.03.2009 N07-20/16 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N2 по Самарской области (далее - Инспекция) в соответствующей части.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Городской благотворительный фонд «Фонд Тольятти» (далее - Фонд).

Решением от 10.02.2010 по делу NА55-21331/2009 Арбитражный суд Самарской области удовлетворил заявленные ЗАО ЛК «Проект Роста» требования.

По мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции.

ЗАО ЛК «Проект Роста», Управление ФНС России по Самарской области и Городской благотворительный фонд «Фонд Тольятти» отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.

На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Городского благотворительного фонда «Фонд Тольятти», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель Инспекции и Управления поддержал апелляционную жалобу, просил отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное.

Представитель общества апелляционную жалобу отклонил.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, приведенных в апелляционной жалобе и в выступлениях представителей общества и налоговых органов, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки общества вынесено решение от 30.03.2009 N07-20/16 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым, в частности, доначислен налог на прибыль в сумме 475840 руб.

Решением Управления от 25.05.2009 N03-15/12029 решение Инспекции в указанной части оставлено в силе.

Основанием начисления налога на прибыль в указанной сумме послужил вывод Инспекции о неправомерном применении обществом пониженной ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в размере 13,5%.

Согласно ст.ст.5, 17 Федерального закона от 11.08.1995 N135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации. Финансирование благотворительных программ включает расходы на их материально техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ.

В соответствии с пп. «з» п.1 ст.2 Закона Самарской области от 07.11.2005 N187-ГД «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» пониженная ставка налога на прибыль 13,5% применяется для благотворителей - юридических лиц, расположенных на территории Самарской области и направивших в текущем налоговом отчетном периоде семь включительно и более процентов облагаемой налогом прибыли на социально значимые цели, указанные в ст.4 Закона Самарской области от 24.05.1999 N18-ГД «О благотворительной деятельности в Самарской области».

Таким образом, для применения ставки 13,5 % по налогу на прибыль необходимым условием является направление семи и более процентов от налогооблагаемой прибыли на социально значимые цели.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Полаир Лизинг» (правопредшественник ЗАО ЛК «Проект Роста») и Фонд заключили договор целевого благотворительного пожертвования от 31.10.2005 N51/1-5, в соответствии с которым общество перечисляет целевое благотворительное пожертвование в размере 850000 руб. на цели, указанные в договоре (т.1, л.д.68-69). Согласно пп.2.2 п.2 Договора Фонд принимает на себя обязательства по целевому расходованию средств, включая административные расходы.

Перечисление Обществом целевого благотворительного пожертвования в сумме 850000 руб. подтверждается платежным поручением от 27.12.2005 N123.

Фонд, согласно п.1.1 Устава, является не имеющей членства благотворительной некоммерческой организацией, учрежденной юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях поддержки социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных общественно полезных инициатив. Цели и задачи Фонда указаны в п.2 Устава и соответствуют целям благотворительной деятельности, поименованным в ст.2 Федерального закона от 11.08.1995 N135-Ф3 и ст.4 Закона Самарской области от 24.05.1999 N18-ГД.

Приложением N1 к договору целевое благотворительное пожертвование общества распределено на финансирование благотворительной программы «Дворовый спорт», стипендиальной программы и административных расходов Фонда.

Как следует из материалов дела, благотворительная стипендиальная программа является долгосрочной программой, реализуемой на средства благотворителей, пожелавших принять участие в ней. Бюджет программы консолидированный по всем благотворителям и благополучателям. Средства, не израсходованные в одном году, переносятся на расходы следующего года с сохранением целевого назначения. ЗАО ЛК «Проект Роста» на протяжении ряда лет являлся благотворителем-участником этой программы. К процедурным мероприятиям программы относятся: объявление конкурса, доведение информации до потенциальных благополучателей, прием заявок, сбор документов, консультирование, конкурсное тестирование соискателей стипендии в виде проведения деловой игры, обработка результатов, принятие решений экспертной комиссией и другие действия.

Материалами дела подтверждается довод фонда от том, что достижение социально значимых целей невозможно без реализации благотворительных мероприятий или программ, а реализация программ невозможна без затрат на организацию этих мероприятий, предусматривающих привлечение персонала, оплату его труда, затрат на делопроизводство, транспортные расходы. Налоговый орган не представил доказательств, опровергающих указанный довод.

Суд первой инстанции правильно отклонил довод Инспекции о том, что административные расходы Фонда не являются составной частью благотворительной программы.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что деятельность Фонда проверялась уполномоченными регистрирующими органами. Предметом проверки являлось соответствие деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации за период с 2004 по 2009 год включительно. Факты нецелевого расходования денежных средств не выявлены, деятельность Фонда признана соответствующей Уставу и действующему законодательству.

Таким образом, Фонд производил расходование денежных средств, полученных от ЗАО ЛК «Проект Роста», в рамках благотворительной деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что налогооблагаемая прибыль ЗАО «ЛК «Проект Роста» составила 11 895 996 руб., сумма, направленная на благотворительные цели, - 850000 руб. или более 7% от налогооблагаемой прибыли.

Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ЗАО ЛК «Проект Роста» выполнило условия, установленные Законом Самарской области от 07.11.2005 N187-ГД, и правомерно применило пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль в размере 13,5 %.

Суд апелляционной инстанции признал несостоятельным довод налоговых органов о пропуске обществом установленного ч.4 ст.198 АПК РФ трехмесячного срока на обжалование в судебном порядке ненормативных правовых актов государственных органов.

Как следует из текста Решения Управления от 25.05.2009 N03-15/12029, решение вынесено именно по апелляционной жалобе ЗАО ЛК «Проект Роста» на решение Инспекции от 30.03.2009 N07-20/16.

Материалами дела подтверждается, что общество подало заявление об оспаривании решений налоговых органов в Арбитражный суд Самарской области 25.08.2009, то есть с соблюдением установленного ч.4 ст.198 АПК РФ срока (т.1, л.д.62).

Во всяком случае, из системного толкования ч.4 ст.198 АПК РФ, п.5 ст.101.2, п.2 ст.139, ст.ст.137, 138 НК РФ следует, что срок на судебное обжалование решения налогового органа, как вступившего, так и не вступившего в законную силу, но обжалованного в вышестоящий налоговый орган (в том числе в апелляционном порядке), должен исчисляться с момента, когда налогоплательщик узнал о принятии решения вышестоящим налоговым органом.

На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции установил, что основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.

Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2010г. по делу NА55-21331/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
В.С.Семушкин
Судьи
В.Е.Кувшинов
И.С.Драгоценнова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка