• по
Более 65000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2010 года Дело N А55-2595/2010

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2010 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Балакиревой Е.М., судей Деминой Е.Г., Туркина К.К., при ведении протокола судебного заседания Журавлевой Ю.И., при участии:

от истца - представитель Фильберт А.В. (доверенность от 09.07.2010 N 99),

от ответчика - представитель Станотина О.И. (доверенность от 12.07.2010),

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 2 апелляционную жалобу Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г.Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 мая 2010 года, принятое по делу N А55-2595/2010 ( судья Шабанов А.Н.),

по иску Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г.Самара, к обществу с ограниченной ответственностью «Кайрос», г. Самара,

о взыскании суммы,

у с т а н о в и л:

Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области к ООО «Кайрос», (с учетом уточнений исковых требований) о взыскании 857 301руб. 67коп, в том числе неосновательного обогащения за использование участка лесного фонда площадью 11,05 га в квартале N 93 Самарского лесничества за период с 01.01.2008г. по 02.11.2009г. в сумме 795 762 руб. 52 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2008г. по 26.11.2009г. в сумме 61 539 руб. 15коп.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.05.2010 г. в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя жалобы, в материалах дела имеются достаточно доказательств, подтверждающих неосновательное обогащение за использование участка лесного фонда площадью 11,05 га в квартале N 93 Самарского лесничества за период с 01.01.2008г. по 02.11.2009г., которым суд не дал надлежащей оценки.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, в совокупности с исследованными доказательствами, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании протокола о результатах лесного конкурса от 27.12.2005г. между департаментом лесного хозяйства Самарской области (арендодатель) и ООО «Кайрос» (арендатор) 11.02.2008г. подписан договор аренды лесного участка N 320/12, площадью 11,05га, по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 93, категория земель: земли лесного фонда, для осуществления рекреационной деятельности (л.д.11).

Срок действия договора установлен с 11.02.2008г. по 10.01.2055г.

Согласно пункту 23 договор вступает в силу с момента его государственной регистрации. По акту приема-передачи от 10.01.2006г. вышеуказанный лесной участок передан ООО «Кайрос» (л.д.18).

В соответствии с пунктом 12 раздела 3 договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после государственной регистрации настоящего договора.

Согласно части 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. В соответствии с частью 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Частью 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

В соответствии со ст.4 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательной государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе, сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Статья 26 Закона определяет, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.

Однако до настоящего времени спорный договор аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрирован, следовательно, считается незаключенным.

Вместе с этим участок передан ответчику по акту приема-передачи и фактически используется им. По мнению истца, ответчик неосновательно сберег денежные средства, которые обязан был вносить в качестве платы за пользование участком лесного фонда.

Данные обстоятельства явились поводом для настоящего иска.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно применил нормы материального и процессуального права.

Судом первой инстанции установлено, что 11.02.2008г. между департаментом лесного хозяйства Самарской области (арендодатель) и ООО «Кайрос» (арендатор) подписан договор аренды лесного участка N 320/12, площадью 11,05га, по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 93, категория земель: земли лесного фонда, для осуществления рекреационной деятельности (л.д.11).

Срок действия договора установлен с 11.02.2008г. по 10.01.2055г.

Согласно пункту 23 договора, договор вступает в силу с момента его государственной регистрации. По акту приема-передачи от 10.01.2006г. вышеуказанный лесной участок передан ООО «Кайрос» (л.д.18). Договор не зарегистрирован в установленном законом порядке, является незаключенным.

Согласно сообщению об отказе в государственной регистрации от 02.03.2009г. N 01/273/2008-346, договора аренды на два объекта недвижимого имущества, в том числе лесной участок, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 93 (л.д.51). При этом в сообщении указано, что 20.12.2008г. Российской Федерацией были поданы заявления о прекращении регистрационных действий о регистрации права Российской Федерации на спорный участок лесного фонда.

В соответствии с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009г. по делу N А55-15555/2008 прекращен раздел в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, открытый на лесной участок, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал 93, который определен в спорном договоре.

При этом судом апелляционной инстанции установлено, что спорные лесные участки, входящие в состав Самарского лесничества, расположены в границах муниципального образования «Городской округ Самара» (городские леса), то есть на землях иных категорий, что позволяет в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ отнести их к землям населенных пунктов.

Городские леса в соответствии со ст. 23, 102 Лесного кодекса РФ, п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ выполняют функцию защитных лесов, используются и предназначаются для отдыха граждан, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Спорные земельные участки входят в состав земель населенного пункта «Город Самара» и разграничение прав собственности на них не произведено.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со ст. 5.1 Закона Самарской области «О земле» и постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению указанными участками возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Апелляционным судом также установлено, что в нарушение вышеуказанных норм Департаментом лесного хозяйства Самарской области проведен государственный учет лесных участков, находящихся в границах городского округа Самара, то есть относящихся к землям населенных пунктов, в результате чего изготовлены планы лесных участков в составе земель лесного фонда.

Однако в силу вышеуказанных норм Лесного, Земельного кодексов РФ спорные лесные участки, как расположенные на землях иных категорий, не входят в состав земель лесного фонда.

Указанные нарушения повлекли государственную регистрацию права Российской Федерации на данные лесные участки с указанием назначения «земли лесного фонда» на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ.

Согласно ч.2 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса РФ данное обстоятельство имеет преюдициальное значение для рассматриваемого спора.

В связи с вышеизложенным доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истец является уполномоченным (надлежащим) органом, в том числе на взыскание неосновательного обогащения, являются несостоятельными.

Кроме этого как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 437/10 от 18.05.2010г. государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона о регистрации права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации перехода данного права, возникших после введения в действие Закона ограничения (обременения) права или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 13 Закона о регистрации, предусматривающем возможность государственной регистрации перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества только при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, если спорный участок является разграниченным, что указано в исковом заявлении (п.1 ст.8 Лесного кодекса РФ), распоряжением им без предварительной регистрации права федеральной собственности является недопустимым. Данное обстоятельство явилось основанием отказа в регистрации договора аренды, что следует из сообщения УФРС по Самарской области об отказе в государственной регистрации от 02.03.2009г. (л.д.51).

Суд первой инстанции также принял во внимание служебную записку и.о. главного консультанта по Самарскому лесничеству, согласно которой спорный земельный участок не занят и не используется (л.д.67).

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.

Таким образом, суд первой инстанции, всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением требований материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с этим основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины заявителю апелляционной жалобы возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 мая 2010 года, принятое по делу N А55-2595/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

     Председательствующий
Е.М.Балакирева
Судьи
Е.Г.Демина
К.К.Туркин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-2595/2010
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 22 июля 2010

Поиск в тексте