• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2010 года Дело N А65-28432/2009

г. Самара Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2010 года. Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2010 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,

судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А., с участием:

от заявителя - извещен, не явился;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - извещен, не явился;

от Прокуратуры г. Казани - Самарцева А.В., удостоверение ТО N 078959, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества «Правовое агентство конкурсных технологий», г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2010 г.

по делу N А65-28432/2009 (судья Бредихина Н.Ю.), по заявлению закрытого акционерного общества «Правовое агентство конкурсных технологий», г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,

третье лицо - Прокуратура г. Казани, г. Казань, о признании незаконным и отмене постановления, прекращении производства по делу,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Правовое агентство конкурсных технологий» (далее - заявитель, Общество, ЗАО «ПАКТ») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21 сентября 2009 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А04-467/2009 и прекращении производства по делу.

Определением суда от 16 октября 2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечена Прокуратура г. Казани.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

При принятии судебного акта суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения и об отсутствии нарушения антимонопольным органом процедуры привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с выводами суда, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе указывает, что судебный акт является результатом неправильной оценки судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными. Указывает, что в оспариваемом постановлении административного органа отсутствует информация о методике и способе определения такого нарушения. Административный орган не указывает, с помощью каких технических средств или по заключению какого специалиста (эксперта) был сделан вывод о том, что в наименовании заказа, в том числе в предмете заказа, используются буквы латинского алфавита вместо русских. Считает, что представленные ответчиком в судебном заседании дополнительные доказательства в виде ответа ГУ «Центр информационных технологий Республики Татарстан», раскрывающие кодировку букв, используемых при составлении наименования извещения о проведении запроса котировок, не могут служить доказательством по делу о совершении административного правонарушения заявителем, поскольку административным органом данные доказательства должны были быть исследованы в рамках рассмотрения административного дела. Указывает, что государственные заказчики либо специализированные организации, разместившие на официальном сайте извещение, текст которого в силу технической ошибки, допущенной работником в результате воздействия вредоносной программы (вируса) либо иных технических причин, содержит буквы латинского шрифта, идентичные по написанию с русскими буквами, не могут быть признаны нарушившими законодательство о размещении заказов. Считает, что вина ЗАО «ПАКТ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), материалами дела не доказана.

В судебном заседании Прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, выслушав Прокурора, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением ФАС по делу N П-162/09, принятому по результатам внеплановой проверки размещенного 20 апреля 2009 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов, поступающих для нужд МВД по РТ (реестровый номер 090416/020813/4), ЗАО «Правовое агентство конкурсных технологий» было признано нарушившим ч. 1 ст. 1, ч. 6 ст. 16, ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Согласно договору от 14 апреля 2009 г. N 05/04-СО, заключенному между государственным учреждением «Автохозяйство МВД по Республике Татарстан» с ЗАО «Правовое агентство конкурсных технологий», специализированная организация (ЗАО «ПАКТ») осуществляет размещение извещений о проведении открытого конкурса и открытого аукциона (в том числе открытого аукциона в электронной форме» на официальном сайте Российской Федерации).

В ходе проведенной проверки 20 апреля 2009 г. было установлено, что на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ЗАО «ПАКТ» от имени заказчика ГУ «Автохозяйство МВД по Республике Татарстан» разместило извещение о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов, поступающих для нужд МВД по РТ (реестровый номер 090416/020813/4). В извещении о проведении указанного открытого аукциона в наименовании заказа, в том числе в предмете заказа в русскоязычных словах использованы латинские буквы вместо аналогичных русских.

Так, в слове «нефтепродуктов» вместо русских букв «о», «е» использованы соответственно латинские буквы «о», «е»; в слове «отпуску» вместо русских букв «с», «о» использованы соответственно латинские буквы «с», «о», в слове «хранение» вместо русских букв «а», «е» использованы соответственно латинские буквы «а» и «е», в слове «поступающих» вместо русской буквы «а» использована соответственно латинская буква «а», в слове «приему» вместо русской буквы «е» использована соответственно латинская буква «е».

Установив, что при таких обстоятельствах данные закупки исключаются из поиска на официальном сайте, чем ограничивается открытый доступ участникам размещения заказа к необходимой информации о размещенном заказе для формирования ими предложений в соответствии с потребностями заказа, Управление пришло к выводу, что действия заявителя нарушают положения ч. 1 п. 13 Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. N 147.

По результатам проведенной проверки Прокуратурой г. Казани 28 августа 2009 г. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление N А04-467/2009 от 21 сентября 2009 г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Частью 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за опубликование должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, специализированной организацией в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети «Интернет» информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе или заявок на участие в запросе котировок.

Согласно ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд размещается без взимания платы на официальном сайте Российской Федерации.

К информации о размещении заказа относятся предусмотренная настоящим Федеральным законом информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

В силу ч. 7 ст. 16 Закона о размещении заказов порядок пользования официальными сайтами и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. N 147 утверждено Положение о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами.

Пунктом 13 названного Положения предусмотрено, что ведение официальных сайтов Российской Федерации и размещение на них информации осуществляются на русском языке.

Наименования иностранных юридических и физических лиц могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита, что является исключением, при этом расширительное толкование данного положения и распространение его на размещение всей информации на указанном сайте противоречит существу самой нормы.

С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно не приняты во внимание доводы заявителя о том, что действующим законодательством не предусмотрен запрет на использование букв латинского шрифта при размещении информации на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Кроме того, заявителем в порядке ч. 1 ст. 65 АПК РФ не доказаны его доводы о том, что использование латинских букв в извещении могло произойти вследствие технической ошибки или наличия вредоносной программы.

Из имеющегося в материалах дела ответа ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» от 15 октября 2009 г. следует, что при сохранении информации о закупках в базе данных официального сайта сохраняется их целостность и неизменность, после появления информации о наличии на официальном сайте извещений, содержащих в наименовании или предмете заказа латинские символы вместо аналогичных русских в русскоязычных словах, была проведена внеплановая антивирусная проверка всей группировки серверов портала www.zakupki.gov.ru. Вредоносное программное обеспечение, которое могло бы изменить данные, содержащиеся в закупках, обнаружено не было. Были внесены изменения в программное обеспечение, которое в настоящий момент предупреждает о некорректности ввода информации.

В ходе проведенной проверки на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru. на странице «извещения о размещении заказов» в строке параметра поиска «наименование заказа, предмет контракта», а также при расширенном поиске в строках «наименование заказа», «предмет контракта» ответчиком были введены соответственно наименование вышеуказанного заказа на русском языке с использованием букв русского алфавита, в результате чего была получена информация об отсутствии в базе данных по размещению указанных заказов.

Вместе с тем, набрав в строке параметра поиска «извещения» номер извещения - N 090416/020813/4 система выдала искомое размещение заказа, что свидетельствует о наличии в наименовании и предмете заказа иных, отличных от русских букв вместо аналогичных русских.

Из ответа от 18 января 2010 г. ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», привлеченного на основе контракта для оказания услуг по обслуживанию и обеспечению функционирования официального сайта Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, на запрос ответчика от 18 января 2010 г. N ЛШ-04/297 следует, что в информационной системе «Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов» для отображения в общем доступе информации о размещении заказов используется кодировка «Windows-1251».

Кроме того, ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» в ответ на запрос Управления от 15 января 2010 г. N ЛШ-04/258 направило список прямых ссылок на извещения, размещенные на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов согласно присланному перечню, и в том числе ссылку на извещение 090416/020813/4: http:www.zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=341388.

Запросом от 18 января 2010 г. в адрес ГУ «Центр информационных технологий Республики Татарстан» Управление просило дать заключение, какие кодировки соответствуют буквам и символам, использованным в наименовании размещения заказа при его введении на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов с указанием соответствия кодировки буквам того или иного алфавита по реестровым номерам извещений, в том числе N 090416/020813/4.

Центр информационных технологий Республики Татарстан в ответ на запрос сообщило, что для проведения экспертизы был сделан запрос в службу технической поддержки официального сайта Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru. для получения прямых ссылок на извещения с реестровыми номерами, указанными в письме антимонопольного органа. После получения прямых ссылок текст наименований извещений был скопирован в среду Microsoft Word и обработан специально разработанным макросом. Функциональность макроса заключается в выделении цветом символов английского алфавита и в расшифровке кода символов русского и английского алфавитов в колировке Windows-1251.

В приложенной к данному ответу таблице (т. 3 л.д. 85-87) для каждого реестрового номера извещения в левом столбце содержится наименование извещения, соответствующего этому номеру в форме, скопированной с официального сайта Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru., а в правом столбце расшифровка каждого буквенного символа в написании извещения в кодировке Windows-1251. Цветом выделены символы английского алфавита.

В таблице (т. 3 л.д. 115) приведены расшифровки каждого буквенного символа в написании извещения в форме, скопированной с официального сайта Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru, в частности - аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов, поступающих для нужд МВД по РТ.

Из анализа представленных расшифровок и таблицы кодировок следует, что в системе Windows-1251 символу «о» в извещении соответствует кодировка 111, используемая для латинского шрифта, в то время как русскоязычному символу «о» соответствует кодировка 238; символу «к» соответствует кодировка 234, используемая при написании на русском языке; символу «а» соответствует кодировка 97, используемая для латинского шрифта, в то время как русскоязычному символу «а» соответствует код 224; символу «е» соответствует кодировка 101, используемая при написании латинского шрифта, в то время как русскоязычному символу «е» соответствует код 229; символу «с» соответствует в извещении код 99, используемый для латинского шрифта, в то время как русскоязычному символу «с» соответствует код 241.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об обоснованности довода Управления о том, что заявителем размещение извещения на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru осуществлялось с нарушением установленных требований, вследствие введения русскоязычных слов с использованием латинского алфавита, а не кириллицы, а также к выводу о недоказанности доводов заявителя о соблюдении всех установленных законом требований к порядку размещения извещения.

То обстоятельство, что написание (графическое изображение) русских букв «е», «с», «а», «о» и латинских букв «е», «с», «а», «о» полностью совпадает, не может свидетельствовать о том, что при размещении в сети «Интернет» значение вышеуказанных символов, с помощью которых и осуществляется размещение информации и ее поиск в дальнейшем, будет тождественным.

При этом доводы заявителя об отсутствии в законе регламентации порядка использования кодировок в сети Интернет, не может служить основанием для размещения информации на любом языке, кроме русского, как это предусмотрено п. 13 Положения N 147.

Процессы, связанные с движением информации в Интернете, осуществляются посредством совокупности информационных технологий и баз данных, которые доступны при помощи этих технологий.

В данном случае способом размещения информации в сети Интернет является именно набор определенных символов, которые соответствуют тому или иному языку, шрифту, и позволяют при осуществлении ввода найти необходимую информацию при точном совпадении всех необходимых данных и соответствующих им символов.

То, что при написании адреса электронной почты используются латинские буквы, не свидетельствует об отсутствии необходимости размещения иной информации в установленном законодательством порядке.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Поскольку размещение подобным образом информации не позволяет неопределенному кругу участников размещения заказа осуществлять поиск на официальном сайте, используя при вводе в поисковой системе наименования торгов только русские буквы, и влечет ограничение количества участников заказа, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях ЗАО «ПАКТ» состава вменяемого ему правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у Общества имелась реальная возможность для соблюдения вышеуказанных норм и правил, однако оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению и недопущению совершения административного правонарушения.

Доказательств существования форс-мажорных обстоятельств, которые привели к использованию в наименовании заказа латинских букв вместо аналогичных русских, Общество ни в Управление, ни в арбитражный суд не представило.

Арбитражный апелляционный суд считает, что совокупностью представленных административным органом доказательств подтверждается факт совершения ЗАО «ПАКТ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, и вина Общества в его совершении.

Антимонопольный орган всесторонне, полно и объективно рассмотрел дело об административном правонарушении.

Порядок сбора доказательств по делу об административном правонарушении и процедура привлечения Общества к административной ответственности Управлением соблюдены.

С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2010 г. по делу N А65-28432/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

     Председательствующий
Т.С.Засыпкина
Судьи
П.В.Бажан
Н.Ю.Марчик

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А65-28432/2009
Принявший орган: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 11 августа 2010

Поиск в тексте