• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2010 года Дело N А33-4896/2010

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «07» сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен «14» сентября 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Борисова Г.Н., судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н., при участии: от заявителя (ООО «Золотая Кострома»): Вильсона Г.Э., представителя по доверенности от 26.03.2010; Прокофьевой А.А., представителя по доверенности от 21.07.2010; от ответчика (Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): Хорошиловой Н.С. , представителя по доверенности от 01.02.2010 N 13; рассмотрев апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «17» июня 2010 года по делу N А33-4896/2010, принятое судьей Раздобреевой И.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Золотая Кострома» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - департамент, ответчик) о признании незаконным оформленного письмом от 25.03.2010 N 12846 отказа в преимущественном праве на приватизацию муниципального имущества.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 июня 2010 года заявленное требование удовлетворено.

Департамент обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленного требования.

Из апелляционной жалобы следует, что поскольку общество в течение срока аренды муниципального имущества, предшествующего вступлению в силу Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N159-ФЗ), осуществляло деятельность ломбарда и прекратило ее осуществление менее чем за 2 года до вступления в силу данного закона, оно не относится к субъектом малого и среднего предпринимательства, которым предоставлено преимущественное право приобретения арендуемого имущества в собственность.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Между заявителем и Комитетом по управлению муниципальным имуществом 29.10.1998 заключен договор аренды N 4253 нежилого помещения общей площадью 142, 1 кв.м., в том числе подвальное помещение площадью 71, 7 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 141, обществу выдан ордер от 01.10.1998 N 3768, составлен акт приема-передачи нежилого помещения от 22.07.1999.

Согласно дополнению от 26.02.2002 N 5 к договору от 29.10.1998 N 4253 аренды нежилого помещения площадью 128,3 кв.м., расположенного по адресу: ул. К.Маркса, 141, сторонами определена арендная плата за подвальное помещение площадью 66, 7 кв.м. и за встроенное помещение площадью 61, 6 кв.м.

Дополнением от 05.01.2004 N 7 срок действия договора аренды N 4253 продлен до 31.12.2006.

Дополнением от 09.02.2005 N 10 к договору N 4253 предусмотрено, что арендодатель (департамент) передает, а арендатор принимает в аренду нежилое встроенное помещение 53 площадью 61,8 кв.м., подвальное помещение 51 площадью 66, 8 кв.м., расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса, 141.

Дополнением от 25.05.2005 N 11 срок действия договора аренды N4253 продлен до 01.08.2008.

Дополнением от 28.04.2006 N 14 к договору N 4253 департамент и общество договорились о передаче в аренду помещений N 51 площадью 66, 8 кв.м., N 53 площадью 61, 8 кв.м. и N 54 площадью 49, 1 кв.м. по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса, 141, о чем составили и подписали акт приема-передачи от 10.05.2006.

Дополнением от 17.10.2007 N 16 к договору N4253 стороны договорились о передаче в аренду обществу «Золотая Кострома» помещения N 53 площадью 61, 8 кв.м. Дополнением от 03.06.2008 N 18 срок действия договора продлен до 01.07.2009. Дополнением от 02.07.2009 N 20 срок действия договора продлен до 30.06.2010.

Заявитель 25.02.2010 обратился к ответчику с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества - нежилого помещения N 53 общей площадью 61, 8 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса, 141, арендуемого по договору от 29.10.1998 N 4253.

Письмом от 25.03.2010 N 12846 департамент по результатам рассмотрения заявления отказал обществу в реализации преимущественного права на приобретение нежилого помещения N 53 общей площадью 61, 8 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса, 141, арендуемого по договору от 29.10.1998 N 4253.

В качестве основания отказа указаны статья 3 Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ и часть 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N209-ФЗ).

Общество оспорило указанный отказ департамента, полагая, что им соблюдены условия, предусмотренные Федеральным законом от 22.07.2008 N159-ФЗ для реализации преимущественного права на приватизацию арендуемого нежилого помещения.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.

Из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания незаконным отказа общества в приватизации необходимо установить его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение этим отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на департамент.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Из положений статей 4 и 9 Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ следует, что преимущественное право может быть реализовано по решению уполномоченного на осуществление функций приватизации имущества органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления; по решению государственного или муниципального унитарного предприятия о совершении с согласия собственника сделки, направленной на возмездное отчуждение недвижимого имущества; с 01.01.2009 по инициативе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Порядок реализации преимущественного права по инициативе субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено частями 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ, согласно которым субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий требованиям, установленным статьей 3 данного закона, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. При получении заявления уполномоченные органы обязаны:

1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления;

2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

3) направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Факт временного владения и пользования обществом нежилым помещением, расположенным по адресу г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 141, подтверждается договором аренды от 29.10.1998 N 4253 (с учетом дополнительных соглашений). Согласно акту сверки по арендной плате по состоянию на 25.02.2010 задолженность общества по арендной плате по договору аренды от 29.10.1998 N 4253 отсутствует.

Во исполнение Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ Законодательным Собранием Красноярского края принят Закон Красноярского края от 30.10.2008 N 7-2279 «Об установлении предельного значения площади и срока рассрочки оплаты недвижимого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на его приобретение», в соответствии со статьей 1 которого предельное значение площади арендуемого недвижимого имущества для отчуждения государственного имущества Красноярского края или имущества муниципальных образований путем реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства установлено в размере не более 1000 квадратных метров.

Дополнением от 17.10.2007 N 16 к договору аренды от 29.10.1998 N4253 обществу передано в аренду помещение N 53 площадью 61,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 141, в отношении которого общество обратилось 25.03.2010 с заявлением в уполномоченный орган реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества.

Таким образом, площадь арендуемого помещения не превышает предельные значения, установленные Законом Красноярского края от 30.10.2008 N 7-2279 «Об установлении предельного значения площади и срока рассрочки оплаты недвижимого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на его приобретение».

Доказательства включения помещение N 53 площадью 61,8 кв.м., расположенного по адресу г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 141 в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в материалы дела не представлены.

Однако основанием отказа обществу в преимущественном праве на приватизацию муниципального имущества, оформленного письмом от 25.03.2010 N 12846, послужил вывод департамента о том, что заявитель подпадает под исключение, установленное абзацем 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ, в связи с осуществлением им деятельности ломбарда.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами.

Из материалов дела следует, что общество в силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N159-ФЗ является субъектом малого предпринимательства, не оказывает услуги ломбарда с марта 2008 года; уведомлением от 17..03.2008 N 04-05/7189 общество снято с учета в Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому Федеральному округу. Неосуществление ломбардной деятельности подтверждается также справками Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 29.04.2008 и N 19-40/739 по состоянию на 26.01.2010, выписками из ЕГРЮЛ по состоянию на 21.03.2008 и на 20.01.2010. По данным представленной обществом бухгалтерской отчетности за 2008 год выручка от деятельности ломбарда не поступала.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что закон не ставит преимущественное право на приватизацию муниципального имущества в зависимость от срока, в течение которого арендатор не осуществляет деятельность, исключающую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и местного самоуправления.

Для реализации указанного права арендатор должен соответствовать признакам, указанным в статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, на момент обращения с заявлением в уполномоченный орган. При этом в указанной статье срок установлен только в отношении аренды муниципального имущества и не распространяется на иные условия реализации преимущественного права на приватизацию такого имущества.

При изложенных обстоятельствах выводы суда о соответствии общества указанным критериям и наличии оснований для удовлетворения заявленного требования о признании отказа департамента незаконным соответствуют закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 июня 2010 года по делу N А33-4896/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

     Председательствующий
судья
Г.Н.Борисов
Судьи
О.И.Бычкова
Г.А.Колесникова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А33-4896/2010
Принявший орган: Третий арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 14 сентября 2010

Поиск в тексте