• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2010 года Дело N А04-1694/2010

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2010 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Песковой Т.Д.

судей Михайловой А.И., Швец Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О. при участии в заседании:

от Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Востокстройинвест»: Разаханова Марьяна Абидиновна, представитель по доверенности от 10.08.2010 N 27-01/299820; от Управления занятости населения по Амурской области: не явились; от Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области: не явились рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления занятости населения по Амурской области на решение от 22.06.2010

по делу N А04-1694/2010 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Лодяной Л.Л. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Востокстройинвест» к Управлению Федеральной миграционной службы по Амурской области, Управлению занятости населения Амурской области о признании недействительным ненормативного правового акта и незаконными действий

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Востокстройинвест» (далее - ООО «Строительная компания «Востокстройинвест», общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с требованиями:

1. признать недействительным отказ от 13.01.2010 N 8/25 УФМС по Амурской области в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников по заявлению ООО «СК «Востокстройинвест» от 16.12.2009 N 516 о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников на территории Селемджинского района Амурской области в количестве 643 человека, срок действия которого составляет с 14.12.2009 по 13.12.2010;

2. признать незаконными действия (бездействие) Управления занятости населения Амурской области при вынесении Заключения от 30.12.2009 N 01-04/3452 о нецелесообразности привлечения 643 иностранных работников по заявленным обществом профессиям;

3. в порядке подпункта 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ как способ восстановления нарушенного права обязать Управление занятости населения Амурской области выдать положительное заключение о привлечении и об использовании иностранных работников по заявлению ООО «Строительная компания «Востокстройинвест» от 16.12.2009 о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников на территории Селемджинского района Амурской области в количестве 643 человека, срок действия которого составляет с 14.12.2009 по 13.12.2010.

В ходе судебного заседания ООО «Строительная компания «Востокстройинвест» заявило ходатайство об уточнении требований в части требования N 2, просило признать незаконными действия Управления занятости населения Амурской области при вынесении Заключения от 30.12.2009 N 01-04/3452 о нецелесообразности привлечения 643 иностранных работников по заявленным обществом профессиям, выразившиеся в представлении в УФМС незаконного заключения от 30.12.2009 N 01-04/3452 о нецелесообразности привлечения 643 иностранных работников по заявленным обществом профессиям.

Судом заявленное ходатайство удовлетворено, названные уточнения в соответствии со статьей 49 АПК РФ приняты.

Решением суда первой инстанции от 22.06.2010 заявленные требования удовлетворены.

Отказ Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области от 13.01.2010 N 8/25 в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников по заявлению ООО «СК «Востокстройинвест» от 16.12.2009 N 516 о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников на территории Селемджинского района Амурской области в количестве 643 человека, срок действия которого составляет с 14.12.2009 по 13.12.2010 признан недействительным.

Действия Управления занятости населения Амурской области при вынесении Заключения от 30.12.2009 N 01-04/3452 о нецелесообразности привлечения 643 иностранных работников по заявленным профессиям признаны незаконными.

На Управление занятости населения по Амурской области возложена обязанность повторно рассмотреть запрос Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области от 16.12.2009 N 497 о выдаче ООО «СК «Востокстройинвест» заключения о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с Приказом ФМС РФ N 1, Минздравсоцразвития РФ N 4, Минтранса РФ N 1, Госкомрыболовства РФ N 2 от 11.01.2008 (ред. от 21.04.2009) и направить его в Управление Федеральной миграционной службы по Амурской области.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление занятости населения по Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт в части признания незаконными действий Управления занятости населения по Амурской области по вынесению заключения от 30.12.2009 N 01-04/3452 о нецелесообразности привлечения 643 иностранных работников заявленным профессиям, обязанности повторного рассмотрения Управлением занятости запроса УФМС по Амурской области от 16.12.2009 N 497 о выдаче ООО «Строительная компания «Востокстройинвест» заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, в связи с неправильным применением судом норм материального права, и принять в этой части новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление занятости населения по Амурской области указывает, что заключение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников принято по следующим основаниям: наличие российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы (безработных граждан); наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных ресурсов, в том числе путем подготовки и переподготовки безработных граждан (пункты 29.5, 60.3 Административного регламента).

Кроме этого, Управление занятости населения по Амурской области полагает, что при выдаче органами службы занятости населения заключения о привлечении и использовании иностранных работников оценка эффективности использования этих работников не используется и не применяется.

Управление занятости населения по Амурской области и Управление Федеральной миграционной службы по Амурской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.

Управлением занятости населения по Амурской области заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей, которое судом апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ удовлетворено.

ООО «Строительная компания «Востокстройинвест» и ее представитель в заседании суда апелляционной инстанции отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя общества, Шестой арбитражный апелляционный суд находит, что решение суда первой инстанции в обжалуемой Управлением занятости населения по Амурской области части подлежит отмене.

Из материалов дела следует, что в декабре 2009 ООО «СК «Востокстройинвест» в связи с нехваткой рабочей силы для исполнения заключенных обществом договоров подряда на заготовку древесины в Селемджинском районе Амурской области обратилось в УФМС по Амурской области с заявлением от 16.12.2009 о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников на территории Селемджинского района Амурской области в количестве 643 человек, срок действия которого составляет с 14.12.2009 по 13.12.2010 по следующим специальностям: вальщик леса - 84 человека, переводчик - 6, начальник бригады - 23, сортировщик - 37, контролер - учетчик- 22, водитель погрузчика - 84, тракторист - 53, чокеровщик - 44, слесарь строительный - 17, стропальщик - 29, загрузчик - выгрузчик - 38, рамщик - 183, кухонный работник - 23.

Письмом от 13.01.2010 N 8/25 УФМС России по Амурской области направило в адрес заявителя отказ в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В обоснование отказа государственный орган сослался на заключение Управления труда и занятости населения Амурской области о привлечении и об использовании иностранных работников от 30.12.2009 N 01-04/3452, содержащее решение о нецелесообразности и использовании 643 работников по заявленным профессиям (п. 29.1 Административного Регламента).

Согласно заключению УЗН по Амурской области о привлечении и об использовании иностранных работников от 30.12.2009 N 01-04/3452, выданному на запрос УФМС России по Амурской области от 16.12.2009 N 497, Управление приняло решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по следующим специальностям, должностям: Вальщик леса - 84; переводчик -6; начальник бригады - 23; сортировщик - 37; контролер-учетчик - 22; водитель автомобиля - 84; тракторист - 53; чокеровщик - 44; слесарь строительный - 17; стропальщик - 29; загрузчик-выгрузчик - 38; рамщик - 183; кухонный работник - 23. Итого 643 человека.

В качестве оснований указано: наличие российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию или уровень профессиональной подготовки и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы (безработных граждан); наличие возможностей удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан (пункты 29.5, 60.3 Административного регламента).

Общество полагая, что отказ УФМС России по Амурской области и действия УЗН по Амурской области, результатом которых, по его мнению, стало вынесение неправомерного заключения о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, оказало негативное влияние на результаты его производственной деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 02.12.2009 N 310 для ООО СК «Востокстройинвест» утверждены сведения о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2009 году в количестве 930 человек. Заключение о нецелесообразности привлечения 294 иностранных работников привело к нарушению прав общества в сфере предпринимательской деятельности.

Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости), определяя правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в статье 5 определяет государственную политику в области содействия занятости населения, направленную на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.

Пунктом 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определен перечень полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1. Положения об управлении занятости населения Амурской области, утверждённого Постановлением губернатора Амурской области от 22.12.2008 N 496, Управление занятости населения Амурской области является исполнительным органом государственной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование в сфере занятости населения на территории Амурской области.

Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о занятости является приоритетным правом Российской Федерации.

Согласно части второй названной статьи привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон N 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья названного Закона).

В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Постановлением от 15.11.2006 N 681 Правительство Российской Федерации утвердило Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации (далее - Правила).

В разделе III Правил содержатся положения, регулирующие выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.

Данное разрешение выдается миграционной службой или ее территориальными органами при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.

Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11.01.2008 N 1/4/1/2 утверждён Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Административный регламент устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на привлечение иностранных работников. К таким основаниям, в частности отнесено заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, выданное органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации и содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям (пункт 29.1).

В рассматриваемом случае, исполнительный орган государственной власти, проводящий государственную политику в области занятости населения Амурской области в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, исходя из наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счёт региональных ресурсов, в соответствии со статьёй 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пунктом 3.5.11 Положения об управлении занятости населения в Амурской области, пунктом 60.3 Административного регламента выдал заключение, содержащее решение о нецелесообразности привлечения 643 иностранных граждан.

При изложенных обстоятельствах правовых оснований для признания действий Управления занятости населения по Амурской области по вынесению заключения от 30.12.2009 N 01-04/3452 у суда первой инстанции не имелось.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от 22 июня 2010 года по делу N А04-1694/2010 отменить в части признания незаконными действий Управления занятости населения по Амурской области по вынесению заключения от 30.12.2009 N 01-04/3452 о нецелесообразности привлечения 643 иностранных работников заявленным профессиям, обязанности повторного рассмотрения Управлением занятости запроса УФМС по Амурской области от 16.12.2009 N 497 о выдаче ООО «Строительная компания «Востокстройинвест» заключения о привлечении и об использовании иностранных работников.

Обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Востокстройинвест» в удовлетворении требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.

     Председательствующий
Т.Д.Пескова
Судьи
А.И.Михайлова
Е.А.Швец

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А04-1694/2010
Принявший орган: Шестой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 14 сентября 2010

Поиск в тексте