АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 сентября 2010 года Дело N А51-12074/2010

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Фокиной, рассмотрев в судебном заседании 16.09.2010 заявление о привлечении к административной ответственности и материалы дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поступившие от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

в отношении Федерального государственного учреждения «Дирекция по строительству объектов дорожного хозяйства г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе Федерального дорожного агентства» (ФГУ ДСД «Владивосток»), при участии в заседании:

от административного органа - Кручан И.С. (доверенность N29 от 18.08.2010, удостоверение ТО-22 N0361), от ФГУ ДСД «Владивосток» - представителя Ивановой Е.Ю. (удостоверение N 81 от 18.08.2009, доверенность N 73 от 27.02.2010), протокол судебного заседания вёл судья А.А. Фокина, установил:

Резолютивная часть решения была оформлена и оглашена судом в судебном заседании 16.09.2010, изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось судом на основании пункта 2 статьи 176 АПК РФ, полный текст решения изготовлен 22.09.2010.

Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - «заявитель», «Управление», «Ростехнадзор» или «административный орган») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Федеральному государственному учреждению «Дирекция по строительству объектов дорожного хозяйства г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе Федерального дорожного агентства» (далее по тексту - «учреждение», «лицо, привлекаемое к ответственности» или «ФГУ ДСД «Владивосток») о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - «КоАП РФ»).

По тексту заявления административный орган указал на допущенные учреждением нарушения части 6.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункт 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», выразившиеся в том, что при осуществлении государственного строительного надзора на объекте капитального строительства «Реконструкция автомобильной дороги аэропорт «Кневичи» - станция Санаторная на участке автомобильной дороги М-60 «Уссури» Хабаровск-Владивосток на участке 733,5 км - 747 км», расположенном по адресу: Приморский край, г. Владивосток, г. Артем, учреждением не выполнено предписание должностного лица N 05-17/25-09-180-15П от 07.05.2010, в частности, не предоставлена государственная экологическая экспертиза проектной документации объекта строительства.

На основании изложенного Управление посчитало, что ФГУ ДСД «Владивосток» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Учреждение, против заявленных требований возражало и по тексту письменного отзыва указало, что в соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 74-ФЗ «Об экологической экспертизе» прохождение экологической экспертизы обеспечивает заказчик проектной документации, в то время как ФГУ ДСД «Владивосток» не являлось заказчиком проектной документации участка автомобильной дороги, в связи чем и не направляло проектную документацию для прохождения экологической экспертизы; при этом, заказчиком проектной документации спорного объекта (участка автомобильной дороги) является ФГУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» (ФГУ ДСД «Дальний Восток»).

Кроме того, лицо, привлекаемое к ответственности, указало, что по его инициативе Хабаровским филиалом ОАО «ГИПРОДОРНИИ», осуществившим разработку рабочей документации по спорному объекту, в Управление была направлена проектная документация участка автомобильной дороги для прохождения экологической экспертизы, в связи с чем оснований для привлечения ФГУ ДСД «Владивосток» к административной ответственности в соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ не имеется.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству объектов дорожного хозяйства г. Владивостока, как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе Федерального дорожного агентства» (сокращенное наименование - ФГУ ДСД «Владивосток») зарегистрировано в качестве юридического лица 20.05.2008 ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1082538003800, выдано свидетельство серии 25 N 003033350.

Из материалов дела следует, что учреждение как застройщик имеет разрешение на строительство N 03-1/73 от 21.09.2009, выданное Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ, сроком до 30.12.2012 и осуществляет государственный строительный надзор на объекте капитального строительства «Реконструкция автомобильной дороги аэропорт «Кневичи» - станция Санаторная на участке автомобильной дороги М-60 «Уссури» Хабаровск-Владивосток на участке 733,5 км - 747 км», расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, г. Артем; о начале строительства учреждение как застройщик известило Управление Извещением от 21.09.2009.

29.09.2009 и 30.04.2010 ФГУ ДСД «Владивосток» (Заказчиком) с генподрядной строительной организацией ОАО «Примавтодор» (Подрядчиком) заключены Государственные контракты N 100 и N 60 соответственно на выполнение дорожных работ по реконструкции автомобильной дороги М60 на участке 733,5 км - 750 км.

07.05.2010 Управлением была проведена проверка указанного объекта (участка дороги), в ходе которой административным органом были выявлены различные нарушения, в числе которых явилось непредставление учреждением государственной экологической экспертизы проектной документации объекта, что явилось нарушением части 6.1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, подпункта 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Данные нарушения были зафиксированы Ростехнадзором в Акте проверки N 05-17/25-09-180-6(А) от 07.05.2010, на основании которого Управление выдало ФГУ ДСД «Владивосток» Предписание об устранении нарушений при строительстве N 05-17/25-09-180-15П от 07.05.2010, в частности, о предоставлении государственной экологической экспертизы проектной документации объекта.

В период с 19.07.2010 по 26.07.2010 в ходе проведения повторной проверки Ростехнадзором было установлено, что учреждением не выполнено ранее выданное Предписание должностного лица N 05-17/25-09-180-15П от 07.05.2010, а именно не предоставлена государственная экологическая экспертиза проектной документации объекта.

26.07.2010 Управление в присутствии исполняющего обязанности директора учреждения составило в отношении учреждения Протокол об административном правонарушении N 05-17/25-09-180-6Пр по признакам правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены административным органом в Арбитражный суд Приморского края для привлечения ФГУ ДСД «Владивосток» к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде штрафа на юридических лиц - от 50000 руб. до 100000 руб. или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее по тексту - «Закон N 174-ФЗ») экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза основывается на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы (статья 3 Закона N 174-ФЗ).

В силу положений подпункта 7.1 статьи 11 Закона N 174-ФЗ проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом, согласно пункту 1.1 статьи 14 Закона N 174-ФЗ государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 Закона N 174-ФЗ, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания материалов, направляемых федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе направляемых материалов:

- документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию;

- заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

При направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 Закона N 174-ФЗ, правами и обязанностями в соответствии со статьями 26 и 27 указанного Закона N 174-ФЗ обладает лицо, являющееся заказчиком в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Согласно статье 26 Закона N 174-ФЗ заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, имеют право:

- получать от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, организующего проведение государственной экологической экспертизы, информацию о сроках проведения экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков;

- получать для ознакомления от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, организующего проведение государственной экологической экспертизы, нормативно-технические и инструктивно-методические документы о проведении государственной экологической экспертизы;

- обращаться в федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, организующий проведение государственной экологической экспертизы, с требованиями устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы;

- представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов государственной экологической экспертизы;

- оспаривать заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

При этом, заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, а в случаях экспертизы объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 Закона N 174-ФЗ, - лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, обязаны представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 Закона N 174-ФЗ, передавать федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы; осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 27 Закона N 174-ФЗ).

Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, в соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса РФ регулируются законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (часть 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).

Части 6.1 (пункт 2), 6.2, 6.3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ устанавливают, что для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в пункте 1 настоящей части.

Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляющие такую государственную экспертизу, направляют представленную заказчиком проектную документацию объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», на государственную экологическую экспертизу в установленном данным Федеральным законом порядке.

Результатами проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, являются соответствующие заключения.

Материалами проверки подтверждается, что ФГУ ДСД «Владивосток», являясь в отношении спорного объекта строительства заказчиком строительства (застройщиком) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, ни во исполнение требований пункта 4.1.1 (стр. 22) Положительного заключения государственной экспертизы N 123-09/ХГЭ-0508/06 от 20.05.2009, ни при получении разрешения на строительство (в нарушение пункта 4 части 7 статьи 51 Градостроительным кодексом РФ), ни при реализации объекта (осуществлении строительства), ни во исполнение Предписания об устранении нарушений при строительстве N 05-17/25-09-180-15П от 07.05.2010 не представило положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации по спорному объекту капитального строительства - «Реконструкция автомобильной дороги аэропорт «Кневичи» - станция Санаторная на участке автомобильной дороги М-60 «Уссури» Хабаровск-Владивосток на участке 733,5 км - 747 км»; данный факт учреждением не оспаривается.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что лицом, привлекаемым к ответственности, не были выполнены в полном объеме требования частей 6.1, 6.2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, подпункт 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в силу чего в действиях учреждения имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Следовательно, административный орган правомерно 26.07.2010 составил в отношении учреждения Протокол об административном правонарушении N 05-17/25-09-180-6Пр.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Статья 4.1 КоАП РФ в части 3 устанавливает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Статьей 4.2 КоАП РФ определены обстоятельства, смягчающие административную ответственность и подлежащие учету при назначении административного наказания.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данном случае суд признает смягчающими ответственность заявителя следующие обстоятельства в совокупности:

- совершение правонарушения впервые;

- принятие (хотя и несвоевременное) учреждением мер к устранению выявленных административным органом нарушений.

Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в том числе повторного в течение года совершения однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию (статья 4.3 КоАП РФ), административным органом суду не представлено; сведений о таких обстоятельствах в материалах административного производства не содержится.

Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает необходимым и достаточным наложить на ФГУ ДСД «Владивосток» административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 50000 рублей.

При этом, суд исходит из того, что наказание в виде штрафа в минимальном размере с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л: