АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 августа 2010 года Дело N А56-22617/2010

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Ранневой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ворониной С.К., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель ЗАО "Ланк Телеком"

заинтересованное лицо Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании отказа УФРС в государственной регистрации права собственности недействительным, обязании зарегистрировать право собственности при участии от заявителя: Тихомиров И.В. по доверенности от 01.11.2009 N 54Б от заинтересованного лица: Егорова Д.А. по доверенности от 27.02.2010 N 35

установил:

Закрытое акционерное общество «Ланк Телеком» (Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (УФРС) о признании недействительным отказа УФРС в государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимости - линейно-кабельное сооружение связи телефонная сеть по адресу: Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 177, сооружение 1, лит. Г1; обязании УФРС зарегистрировать право собственности на данный объект.

В судебном заседании Общество поддержало заявленные требования, УФРС возражало против их удовлетворения согласно отзыву; в заседании 09.08.2010 объявлялся перерыв до 16.08.2010, после окончания которого судебное заседание продолжено согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав участников спора, суд установил следующие обстоятельства.

Общество обратилось в УФРС за проведением государственной регистрации права собственности на сооружение (линейно-кабельное сооружение связи телефонная сеть) по указанному выше адресу, кадастровый N 78:42:042:0:50.

Уведомлением от 11.11.2009 УФРС сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации, поскольку не представлены документы, разрешающие строительство и подтверждающие ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданные Службой государственного строительного надзора и эксплуатации Санкт-Петербурга, а также документы, подтверждающие отношения по землепользованию участком, предоставленным на период и под строительство сооружения; предложило устранить замечания, представить необходимые документы.

В ответ заявитель направил в УФРС дополнительные документы, сообщил, что в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации получение разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию сооружений связи не требуется.

Уведомлением от 30.12.2009 УФРС на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на указанное сооружение, поскольку не представлены разрешения на строительство объекта и ввод его в эксплуатацию, не подтверждены отношения по землепользованию под строительство объекта; не представляется возможным однозначно установить, что спорное сооружение расположено в границах земельных участков, предоставленных заявителю в субаренду, правомерность строительства на них не подтверждена; не представлен экземпляр дополнительного соглашения к договору аренды земельных участков; технический отчет о съемке подземных коммуникаций представлен только в одном экземпляре.

Ссылаясь на то, что отказ в проведении государственной регистрации права собственности является незаконным, поскольку линейно-кабельное сооружение связи не относится к объектам капитального строительства, выдачи разрешения на строительство не требуется; вид использования земельных участков, которые предоставлены заявителю в субаренду, предполагал прокладку (сооружение) линий связи, субарендатор вправе осуществлять на них любую предпринимательскую деятельность; нарушений положений Федерального закона «О связи» (далее - Закон о связи) заявителем не допущено; основания к отказу в государственной регистрации являются необоснованными; Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьями 4, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона о регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в арбитражный суд отказ в государственной регистрации прав на недвижимость.

Как установлено пунктом 1 статьи 8 Закона о связи, сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством; особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 68 утверждено Положение об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи (далее - Положение), согласно пункту 1 которого под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи, государственная регистрация прав на которые осуществляется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о регистрации, Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных правовых актов с учетом установленных особенностей.

В соответствии с пунктом 2 Положения к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Согласно пункту 3 Положения линейно-кабельные сооружения связи, права на которые подлежат государственной регистрации, представляют собой совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки: наличие функциональной и технологической взаимосвязанности, предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи, наличие протяженности (длины); либо объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.

Как указал регистрирующий орган при отказе в проведении государственной регистрации права собственности заявителя на спорный объект, линейно-кабельное сооружение связи является объектом капитального строительства; разрешения на строительство данного объекта и ввод его в эксплуатацию не представлены.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Между тем из материалов дела не следует, что спорное сооружение, введенное в эксплуатацию в 2008г. с получением разрешения Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций от 18.12.2008 на эксплуатацию сооружения связи на основании акта приемки сооружения связи приемочной комиссией от 17.12.2008, присвоением кадастрового N 78:42:042:0:50, является объектом капитального строительства.

С учетом норм статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, пункта 1 Положения, пунктов 11, 12 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113, обстоятельств дела, представленных доказательств суд полагает обоснованными доводы заявителя о том, что спорное сооружение не является объектом капитального строительства и не требует получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию по формам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698.

Однако основанием к отказу в проведении государственной регистрации также послужило отсутствие документов, подтверждающих отношения по землепользованию участком на период и под строительство сооружения.

Размещение (создание) объекта недвижимости требует отвода земельного участка для целей соответствующего строительства, согласия собственника земельного участка на размещение на нем недвижимого имущества. В отсутствие документов, подтверждающих предоставление земельного участка для создания на нем объекта, прочно связанного с землей (объекта недвижимости), регистрирующий орган, осуществляющий согласно статье 13 Закона о регистрации правовую экспертизу представленной на регистрацию документации, может отказать в совершении регистрационных действий согласно статье 20 названного Закона.

Заявителем представлен договор от 01.05.2008 N 66/08-А, по условиям которого Обществу переданы в субаренду части 6-ти земельных участков с кадастровыми N 78:15109:2, 78:42:1832Г:6, 78:15109Г:1, 78:42:18325:56, 78:42:15110А:46, 78:18325:52 сроком на 11 месяцев.

Согласно пункту 1.5 договора участки передаются в субаренду для использования в коммерческой деятельности субарендатора. В пункте 1.1 договора указано, что согласие арендодателей, являющихся собственниками участков, на сдачу земельных участков получено и представлено субарендатору до момента подписания сторонами договора.

Между тем договор субаренды не содержит условий о предоставлении земельных участков под строительство объекта недвижимости; понятие коммерческой деятельности может включать различные виды деятельности, преследующие цель извлечения прибыли; содержание пунктов 1.1, 1.5 договора субаренды не позволяют прийти к выводу, что земельные участки предоставлены собственником (управомоченным лицом) для создания определенного объекта недвижимости.

Кроме того, согласно письму Управления городского кадастра недвижимости от 30.04.2010 первичный объект недвижимости с кадастровым N 78:42:042:0:50 расположен в границах 12-ти земельных участков; доказательств предоставления всех этих участков под создание спорного объекта не представлено.

С учетом изложенного, поскольку необходимые соответствующие требованиям законодательства документы для проведения государственной регистрации заявитель не представил, регистрирующий орган правомерно отказал в совершении регистрационных действий на основании статьи 20 Закона о регистрации.

Оснований для удовлетворения заявленных требований судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

     Судья
Раннева Ю.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка